Урок литературы в 6 классе по теме Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Ёлкина Юлия Васильевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Автор урока: Ёлкина Ю.В. Учебный предмет: литература Класс:6-А Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2014. Тема урока: Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров. Тип урока: Комбинированный Цель урока: Раскрыть нравственный смысл рассказа. Задачи: Познавательные: -познакомиться с жизнью и творчеством Ф.А.Искандера, отметив автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»; -повторить понятия: юмор, средства и способы комического; - совершенствовать навыки анализа художественного произведения Развивающие: -развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи. Воспитательные:-воспитывать чувство совести и человеческого достоинства, стремление воспринимать нравственные проблемы общества как свои собственные. Познание личностью субъективной реальности – своей и чужой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk.docx27.64 КБ
Файл analiz.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №22 с УИОП

25.02.2016

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор урока: Ёлкина Ю.В.

Учебный  предмет:  литература

Класс:6-А

Автор  УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.:  Просвещение, 2014.

Тема урока: Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Влияние учителя на формирование детских характеров.

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Раскрыть нравственный смысл рассказа.

Задачи:

 Познавательные:

-познакомиться с жизнью и творчеством Ф.А.Искандера, отметив автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»;

-повторить понятия: юмор, средства и способы комического;

- совершенствовать навыки анализа художественного произведения

Развивающие:

-развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи.

Воспитательные:-воспитывать чувство совести и человеческого достоинства, стремление воспринимать нравственные проблемы общества как свои собственные. Познание личностью субъективной реальности – своей и чужой.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент (самоопределение к деятельности)

Цель этапа: организовать об-ся к деятельности на уроке на личностно-значимом уровне

Настраивает об-ся на работу

Слушают учителя, контролируют и оценивают свою готовность к уроку

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Мотивация к деятельности

Целеполагание

Цель этапа: смотивировать об-ся к изучению данной темы, обозначить актуальность темы.

1.Обратите внимание на эпиграф Эпиграф

Звенят все чаще в памяти моей

Тугие трели школьного звонка.

Все чаще голоса учителей

Я слышу в сердце, грустные слегка.

Они мне на дорогах бытия

Желают только счастья и добра.

И тем роднее мне учителя,

Чем дальше я от школьного двора.

 Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке подумали, а что для вас значит слово «УЧИТЕЛЬ».

Отвечают на вопрос , высказывают своё понимание

Определяют цели урока

Л- смыслообразование,

П-общеучебные универсальные действия,

К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

3. Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: выявить предварительные знания об-ся и определить их границы для «открытия нового знания»

Активизирует знания об-ся, организеут учебное взаимодействие учеников

1. Слово о писателе.

Проверка д/з (Чтение статьи учебника «Фазиль Абдулович Искандер»).

 Обсуждение статьи учебника «Фазиль Абдулович Искандер».

Учащиеся составляют в тетрадях план статьи.

Опережающее задание: заранее подготовленная презентация «Ф.Искандер»

Вопросы

Пункты плана

Какое образование получил Ф. Искандер?

Детство и годы учёбы писателя

Как началась его писательская деятельность?

Первые книги Ф.Искандера

Какова главная тема книг Ф.Искандера о подростках?

Мир подростка в книгах Ф.Искандера.

Почему рассказы Ф Искандера одновременно обращены к подросткам и взрослым?

Взрослые рассказы о подростках.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

доказательство;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (Проблемный вопрос)

Цель этапа: создать проблемную ситуацию, осуществить первичный контроль за правильностью выполнения действий

Организует об-ся по исследованию проблемной ситуации

Работа над текстом рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

-Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным». Как вы понимаете эту фразу? (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).

Высказывают собственное мнение.

Наблюдают, анализируют, доказывают свою точку зрения

Групповая работа

Класс делится на 4 группы. Каждой группе на карточке даётся задание по определённому эпизоду рассказа. Через некоторое время, которое отводится на подготовку, заслушиваются выступления учеников.

Группа 1. Перескажите фрагмент рассказа с начала до слов «Разумеется, я тоже не избежал общей участи». Озаглавьте этот фрагмент. Каким был учитель Харлампий Диогенович? Какие его черты вызывают уважение? Почему он выставляет своих учеников в смешном свете? Выпишите из фрагмента слова и выражения, характеризующие учителя.

Группа 2.Перескажите фрагмент рассказа со слов «В тот день я не решил задачу, заданную на дом…» до слов «…такая уж у него была привычка». Озаглавьте этот фрагмент. Каким вы представляете рассказчика? Расскажите о его товарищах. Выпишите из фрагмента слова и выражения, которые раскрывают душевное состояние рассказчика на уроке математики.

Группа 3. Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Но вот распахнулась дверь…» до слов «…из класса вышел дух больничной свободы». Озаглавьте этот фрагмент. В чём комичность описанной ситуации? Какими способами выражается во фрагменте авторская позиция? В чём проявляется авторский юмор по отношению к рассказчику?

Группа 4.Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Он вынул чётки и задумчиво перебирал жёлтые бусины…» до конца рассказа. Как чувствует себя герой у доски? Как вы понимаете слова «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? Какими способами автор вызывает у читателей смех?

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

5. Практическая работа.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднений

Проверяет умение применять полученные знания на практике

Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими. Обратимся к словарю литературоведческих терминов. Найдём определение слова юмор, прочитаем его.

-С какими юмористическими произведениями вы уже знакомились в этом году?

-Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер

Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте

Групповая работа

Заполнение цитатной таблицы в тетрадях.

Формы выражения авторской позиции

Цитаты

Прямая авторская оценка

«Сказал я, обнаглев от страха…», «Стараясь сдерживаться и не выдавать своей радости, я выскочил из класса»

Неожиданность

«Это было всё равно, что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу…»

Несоответствие

«Все математики были… людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными», ученик – «принц Уэльский»

Гиперболизация

«…само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него…»

Образные определения, сравнения и метафоры

«Это была демоническая женщина…», «…ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия…», «Казалось, приготовления палача пошли быстрей»

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий,

К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

6.Включение в систему знаний, творческая работа

Цель этапа: проверить уровень понимания идейного своеобразия худ.пр-ия

-Как повлиял этот случай на героя?

Как герой относится к учителю?

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

(Герой «стал серьёзнее относиться к домашним заданиям» «смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями». Он не только стал лучше готовиться к урокам, но и задумался о природе смеха. Он понял, что смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом; понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». То есть любой человек может оказаться в смешном положении, но плохо не понимать, что ты смешон, быть глупым.

Герой благодарен учителю: он смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»).

Пишут  мини - сочинение Влияние учителя на формирование детских характеров.

П- использование символических средств для решения задач;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: подвести итог, соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом

1. Учитель предлагает составить хайку:

1 строка: «Я узнал или увидел что-то»

2 строка: « Какого..»

3 строка: «Как»

2. Предлагает заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)

3. Дает дифференцированное домашнее задание.

4. Выставляет отметки за урок.

Д/З: сочинение «Влияние учителя на формирование детских характеров».

Составляют хайку,  выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание.

Хайку

Я увидел учителя

Умного, справедливого, ироничного

Уважительно

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;



Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №22 с УИОП

Самоанализ урока литературы, проведенного

в 6-Аклассе, по теме

«Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Влияние учителя на формирование детских характеров».

Учитель: Ёлкина Ю.В.

1. Тема урока.

«Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Влияние учителя на формирование детских характеров».

2. Тип урока.

Комбинированный

3. Цель урока:

Раскрыть нравственный смысл рассказа.

4.Задачи:

 Познавательные:

-познакомиться с жизнью и творчеством Ф.А.Искандера, отметив автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»;

-повторить понятия: юмор, средства и способы комического;

- совершенствовать навыки анализа художественного произведения

Развивающие:

-развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи.

Воспитательные:

-воспитывать чувство совести и человеческого достоинства, стремление воспринимать нравственные проблемы общества как свои собственные. Познание личностью субъективной реальности – своей и чужой.

5. Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 1-й урок по теме «Творчество Ф.Искандера»

6.Планируемые результаты:

– предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия,приемы анализа литературного произведения; сопоставление.

– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная  связь с русский языком, мхк и  музыкой.

– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к природе

7. Структура урока, почему она выбрана.

1.Орг.момент (самоопределение к деятельности)

Цель этапа: организовать об-ся к деятельности на уроке на личностно-значимом уровне

2. Мотивация к деятельности

Целеполагание

Цель этапа: смотивировать об-ся к изучению данной темы, обозначить актуальность темы.

3. Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: выявить предварительные знания об-ся и определить их границы для «открытия нового знания»

4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (Проблемный вопрос)

Цель этапа: создать проблемную ситуацию, осуществить первичный контроль за правильностью выполнения действий

5. Практическая работа.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднений

6. Включение в систему знаний, творческая работа

Цель этапа: проверить уровень понимания идейного своеобразия худ.пр-ия

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: подвести итог, соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом

Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

 8. Методы.

На уроке было использовано сочетание таких методов, как:

- коммуникативно-ориентированный

- учебная работа под руководством учителя

- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации, худ.пересказ)

- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)

- словесный метод (рассказ, элементы беседы)

-методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности)

- логические методы (сравнение, анализ)

- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя)

9. Мотивационная обеспеченность урока.

В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у учащихся познавательных функций и жизненно важных умений.

Специфика урока состоит в применении современных инновационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют повышению интереса,  следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся.

10. Содержательная сторона урока.

Содержание материала личностно ориентировано, доступно.

11. Виды речевой деятельности.

Аудирование.

Чтение.

Говорение.

12. Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

парная;

групповая

13. Средства обучения.

Были использованы такие средства обучения, как учебник, толковый словарь, тетрадь, карточки, слайды для мультимедийной презентации, мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.

14. Контроль знаний, умений и навыков.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности, творческой работы, итоговой таблицы.

15.Выводы:

Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленными целями и задачами. Время, отведённое на урок, было использовано рационально.

Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приемы, используемые мною, полностью соответствовали задачам урока. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.

Я старалась заинтересовать детей, быть выразительной и эмоциональной. Классный коллектив на уроке проявлял активность и интерес к данной теме. Я старалась правильно распределять внимание на уроке, внимательно прислушиваться к ответам учащихся. Организация урока была удовлетворительная, уровень дисциплины хороший. Считаю, что в ходе урока была достигнута поставленная цель и решены задачи.

Мне удалось получить соответствующие результаты обучения, избежать перегрузки и переутомления учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

На уроке большое внимание уделено работе с текстом. Используются разные виды чтения....

Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.

Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....

Ф. Искандер. . «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из  ценных качеств человека....

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 – 6 классов (Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 - 6 классов. Материал составлен на основе произведения Ф.А. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". Карточки помогут закрепить знан...

Технологическая карта по литературе 6 класс ФГОС. Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"

ФГОС. Технологическая карта урока по литературе 6 класс. Ф Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"...