Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Ф. Искандер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_74_literatura.odt31.41 КБ
Файл urok_74_literatura.pptx810.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

 Звенят все чаще в памяти моей

Тугие трели школьного звонка.

Все чаще голоса учителей

Я слышу в сердце, грустные слегка.

Они мне на дорогах бытия

Желают только счастья и добра.

И тем роднее мне учителя,

Чем дальше я от школьного двора.

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему урока

- Многие люди, уходя из школы, вспоминают своих учителей.

  • (Рефлексивная пауза). Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке подумали, а что для вас значит слово «УЧИТЕЛЬ».
  • Сегодня мы с вами посмотрим, как вспоминает о своем учителе автор рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиль Искандер. 

4. Работа по теме урока

1) Слово о писателе

  • Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми (слайд 1). Говорят, что дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Посмотрите, какая природа его окружала! (слайд 2) 
  • Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда. Высланный в Иран, отец умер на чужбине (слайд 3).

- Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем был дедушка. Главным, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.

  • Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института.

Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.

В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.

Ещё в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей». (слайд 4)

Проза Искандера началась с рассказов о детстве.

В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.

2) Работа с произведением

  •  Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был».
  •  Как звали учителя? Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним. 
  • Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

-Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).

- Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным… (стр. 326)

-А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.

-А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».

- Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».

- Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».

-И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?

- С палачом, выбирающим жертву.

-Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.

Сценка (Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

-Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?

- Геракл – герой древнегреческих мифов.

- Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).

-Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Накричал, поставил «2».

- Начал бы ругаться, спрашивать.

- Вызвал родителей.

- Повёл к директору.

-Как поступил Харлампий Диогенович?

- выразительное чтение кульминации.

-Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.

-Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся?(Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.

- Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».

- Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему?

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

-Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. В1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.

- Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.

- Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим.

- Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.

6. Д/задание пересказ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Звенят все чаще в памяти моей Тугие трели школьного звонка. Все чаще голоса учителей Я слышу в сердце, грустные слегка. Они мне на дорогах бытия Желают только счастья и добра. И тем роднее мне учителя, Чем дальше я от школьного двора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"

Презентация к уроку литературы в 6 классе на тему "Юмор в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"....

Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

На уроке большое внимание уделено работе с текстом. Используются разные виды чтения....

Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" представлена в презентации и позволяет проверить уровень усвоения учащимися изученного произведения....

Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.

Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....

Урок литературы в 6 классе по теме Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Автор урока: Ёлкина Ю.В. Учебный предмет: литература Класс:6-А Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2014....

Ф. Искандер. . «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из  ценных качеств человека....