Классный час по правовому воспитанию учащихся 7 класса
классный час по литературе (8 класс) на тему

Учебный мат

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 Права и обязанности несовершеннолетних, преступность несовершеннолетних

(Классный час   по правовому воспитанию учащихся 8 класса)

Составитель:

Алимова Людмила Андреевна

учитель русского языка и литературы

 

   

Старый Оскол

2016

Цель урока: Правовое воспитание учащихся.Рассказать учащимся о правах и обязанностях учащихся.

Задача: Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции.

Форма проведения: Дискуссия.

Вcтупительное слово учителя:  Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях несовершеннолетних. С какого возраста детей считают несовершеннолетними? (до 18 лет)

 Вопрос учащимся:   Что такое право?... Закон, обычаи, нормы поведения, определенные    правила

Учитель: «Право» обеспеченная законом возможность что-то делать, иметь. Имеется в виду право на жизнь,  на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на медицинское обслуживание ,пользование достижениями культуры и др.(учащиеся сами пытаются предоставить примеры, обсуждают и анализируют их).

Список  международных документов о правах человека велик Центральное место в нем занимает Международный билль о правах человека. (Учитель поясняет смысл термина Билль - общий международный документ, в который входят несколько документов. Так, например, в билле о правах человека входят: Всеобщая декларация прав человека(1948г), Международный пакт о гражданских и политических правах и другие.

Права детей зафиксированы в Декларации прав ребенка 1959г, Конвенции о правах ребенка 1989г. В России права ребенка отражены в Семейном кодексе РФ. По  российским законам дети обладают правоспособностью и с 14 до 18 лет частично дееспособны. Особо следует отметить право ребенка в семейном праве с 10 лет. Это право выражать собственное мнение,  без которого его нельзя усыновить, изменить его имя, фамилию и т.д

Учитель: Наряду с правами несовершеннолетние имеют обязанности, учиться ,уважать своих родителей, почитать старших. Назовите еще обязанности?

Но к сожалению многие несовершеннолетние часто совершают необдуманные поступки

за которые законом предусматриваются как административная, так и уголовная ответственность

Учитель приводит учащимся пример вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления.    Восемнадцатилетний   Денис   великолепно стоял в воротах, пробить его было почти невозможно. Когда ребята во дворе играли в футбол, смотреть собиралась   почти  вся   мужская  половина  улицы.   Игорю очень хотелось подружиться с Денисом, но не получалось. Денис не обращал внимания на пятнадцатилетнего подростка. И вдруг осенью Денис подошел к Игорю, попросил  понести  его  спортивную сумку.  Игорь был польщен. Однажды Денис спросил его: «Ты надежный малый?»  —  «Конечно», — покраснев, ответил Игорь. «Тогда окажи мне услугу». — «Разумеется. Какую?» — «Надо передать коробку с кроссовками одному знакомому». Что-то насторожило Игоря, но он настолько верил Денису, что не стал задавать лишних вопросов.

А через день он был задержан с поличным при передаче взрослому преступнику партии наркотиков. То, что случилось с Игорем, на языке Уголовного кодекса называется вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления. Делают это люди, уже вышедшие из детского возраста. Они действуют с помощью обещаний, обмана, угроз или иными способами. Нередко просто заставляют, применяют насилие. Иногда угощают спиртным или другими одурманивающими веществами, вовлекают в попрошайничество и др. Эти действия  преступны.

Учитель: Что же нужно делать, когда перед вами встанет вопрос о выборе друзей?

Осторожность, осмотрительность здесь очень важны. Нужно уметь распознавать тех, кто коварно и преступно использует наивность и доверчивость детей, калечит их жизни, лишает перспектив, кто из честного труженика, счастливого семьянина, настоящего гражданина Отечества, хозяина своей судьбы делает опасного для общества преступника.

Старая, как мир, истина: если в стране высок уровень преступности среди взрослых, то дети, как правило, не отстают от опытных уголовников. А чаще рост детской преступности опережает темпы увеличения преступности взрослой.

Учитель: Несут ли ответственность за совершение преступлений несовершеннолетних взрослые, родители? Попробуйте ответить на этот вопрос.

Взрослые негодяи в этом случае виновны вдвойне. Своими преступными деяниями они создают провокационно-криминальный фон, проще говоря, ощущение вседозволенности и безнаказанности. Мало того, они вовлекают подростков в преступную деятельность.

Учитель:Многие несовершеннолетние совершая необдуманные поступки считают, что они еще «маленькие» и не понесут серьезное  наказание. Однако законом предусмативается НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Закон не может не реагировать на преступления несовершеннолетних. Вопрос в том, с какого возраста к ним целесообразно применять меры уголовного наказания? Знаете ли вы? Что наказание наступает уже с 14 лет.

В соответствии с УК РФ уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет за все виды преступлений, обозначенных в УК РФ. Но за строго определенные преступления, перечисленные в статье 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с 14 лет: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167, ч. 2), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст. 213, ч. 2 и 3), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

К несовершеннолетним могут быть применены не все виды наказания, например, пожизненное заключение и смертная казнь. Лишение свободы назначается им на срок не свыше 10 лет. Исправительные работы по приговору суда не могут длиться больше одного года и т. п. Срок лишения свободы несовершеннолетние осужденные отбывают, как правило, в воспитательной колонии общего либо усиленного режима.

При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, влияние на него старших по возрасту. Несовершеннолетний возраст сам по себе является смягчающим вину обстоятельством.

Несовершеннолетним могут быть назначены следующие наказания:

•    штраф;

•    лишение права заниматься определенной деятельностью (например, работать с детьми);

•    обязательные работы;

•    исправительные работы;

•    арест;

•    лишение свободы на определенный срок.

Если подросток впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, он может быть освобожден от уголовной ответственности и к нему возможно применение принудительных мер воспитательного воздействия. К ним относятся:

•    предупреждение (разъяснение вреда, причиненного подростком, и последствий повторного совершения преступления);

•    передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

•    возложение обязанности загладить причиненный вред (если подросток имеет самостоятельный заработок, к которому закон относит и стипендию, другие выплаты);

•    ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Учитель: Сегодня вы узнали много нового, вы узнали, что существуют не только права, но и обязанности. Что за любой проступок или преступление обязательно наступает наказание. Что прежде чем сделать необдуманный шаг, нужно подумать. С кем дружить. Как выбирать себе друзей .И я надеюсь что теперь вы будете более обдуманно подходить к решению некоторых проблем.

Используемая литература:

 «Классные часы»    8 класс автор – составитель А.В.Давыдова издательство .ВАКО 2008 г

 Конституция  Российской Федерации

Учебник «Обществознания»  Н.Никитин 2007г.

Дневник классного руководителя средней школы автор-составитель

 О.В.Дюкина, 2008 год.

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Роль педагога в гражданско-правовом воспитании учащихся»

Выступление подготовлено на районную августовскую конференцию по теме "Среда ОУ как поле профессионального развития учителя" Изменение компетенций ведет и к изменению роли учителя. Он становится не п...

Сборник сценариев по организации правового воспитания учащихся "Имею право…"

Правовое образование - это неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Материалы, представленные в сборнике, предназначены обеспечить детей знаниями,...

Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»

Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...

Правовое воспитание учащихся

Рабочая программа социального педагога по правовому воспитанию учащихся....

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...