Презентация к уроку литературы в 9 классе по творчеству А.А.Блока
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Презентация к уроку по лирике А.А.А.Блока содержит анализ стихотворений "В ресторане" и "О, весна без конца и без краю...:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blok_stihi_analiz.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.А.Блок Анализ стихотворений «В ресторане» «О, весна без конца и без краю…» «Был Пушкин и был Блок…Все остальное – между». В.Ходасевич Баландина Е.В., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

«В ресторане» (1910) Противоречия “страшного мира”, мучительное осознание унижения любви в нем. Тема Каков фон, на котором происходит встреча поэта и прекрасной женщины? Каковы Он и Она? Как противоречия земного мира уже прошли через их души? Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственную раздвоенность, внутренние противоречия между желанием любви и принадлежностью к миру пошлости. Сосуществуют, а не сменяют друг друга дерзость и смущение, надменность, презрение и дрожание руки в одном человеческом существе.

Слайд 3

Насколько трагично стихотворение? Как невозможность, так и непобедимость любви, ее неодолимая способность преодолеть одиночество и отчужденность, навязанные “страшным миром”. Для Блока любовь – святое и нетленное, то, чем жива жизнь, и это отражено в стихотворении. Есть ли оптимистические настроения? В чем двойственность?

Слайд 4

Символика цвета у Блока Цвет Традиционный символ Символ у Блока Белый Чистота, ясность Смерть, пустота, изначальность Синий Гармония, покой Непорочность, первозданность Красный Опасность Тревога, трагедия Черный Скорбь Тайна страх, страдание Серый Тоска Безысходность Зеленый Весна Волшебство

Слайд 5

«О, весна без конца и без краю...» (1907) цикл «Заклятие огнем и мраком» Роль эпиграфа из стихотворения М.Ю. Лермонтова Благодарность За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил. Тема благодарения... За что? Почему это достойно благодарения и достойно ли? Н. Красовитова . 2004

Слайд 6

Анализ О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта ! Речь идёт о времени года? это время, когда сбываются самые немыслимые мечты Выстраиваем тематическую цепочку: весна–мечта... Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Итак: весна–мечта–жизнь! Герой открыт жизни, принимает её, приветствует... “звоном щита”! Какие ассоциации рождает слово “щит”? Принимает и защищается?! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! Что открывается поэту в новой жизни? Достраиваем тематическую цепочку: весна–мечта–жизнь, неудача и удача, плач и смех...

Слайд 7

Анализ В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет! Лирический герой ещё не знает, отчего плачут и смеются, но уже готов это постигнуть Принимаю бессонные споры, Утро в завесах тёмных окна, Чтоб мои воспалённые взоры Раздражала, пьянила весна! Обратим внимание на качество прилагательных и причастия. П ринимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Откуда города могут казаться колодцами, а веси пустынными? Осветлённый простор поднебесий И томления рабьих трудов! Продолжите тематическую цепочку И встречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах... Какой образ появляется? Почему у порога?

Слайд 8

Анализ Проследите, как усиливается мотив враждебности другого мира. Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами — хмельная мечта ! Обратим внимание: снова появляется щит! Но и она – какая? Что остается герою? И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Всё равно: принимаю тебя! Какой мы видим любовь героя? Закончите тематическую цепочку Какой ответ даёт лирический герой всему этому, именуемому жизнью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".

АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...

Презентация к уроку литературы. Жизнь и творчество И.А. Бунина

Презентация будет хорошим наглядным материалом для знакомства с жизнью и творчеством И.А. Бунина...

Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....

Презентация к уроку литературы. "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"

Презентация может быть использована на первом уроке по творчеству Н.А.Некрасова...

Презентация к уроку литературы по изучению поэмы А.А.Блока "Двенадцать" в 11 классе

Поэма  эта резко не походила ни на что, созданное поэтом прежде, и произвела на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те,...

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество А.Н. Островского"

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество А.Н. Островского"...