Конспект урока литературы по творчеству А.А. Блока.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Зайнутдинова Вероника Ринатовна

Конспект урока литературы по теме "Родная природа в стихотворениях А.А. Блока: "Летний вечер", "О, как безумно за окном". 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_zaynutdinovoy_v.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы по изучению лирического произведения

Тема: «Родная природа в поэзии А. А. Блока: «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

студентки филологического факультета ЦПО НФИ КемГУ 4 курса группы РЛа-17-1

Зайнутдиновой Вероники Ринатовны

Цель: сформировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к поэзии А.А. Блока на основе литературоведческого анализа пейзажной лирики.

Задачи:

  1. Обучающие:

- формировать знания школьников о ключевых фактах биографии и творчества А. А. Блока, важных для восприятия изучаемых стихотворений;

- раскрыть своеобразное восприятие родной природы поэтом на примере изучаемых стихотворений;

- совершенствовать умение находить средства выразительности в художественном тексте и определять цель их использования;

- способствовать развитию личностного художественного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом;

- совершенствовать умение анализировать поэтический текст в соответствии с заданными критериями;

- заложить основу для дальнейшего, более глубокого изучения творчества А. А. Блока.

  1. Воспитательные:

- в процессе анализа стихов А. Блока осуществлять патриотическое воспитание: прививать любовь к природе с помощью ее поэтических образов и иллюстраций к стихотворениям;

- формировать интерес к изучению поэзии с помощью художественного чтения;

- воспитывать уважительное отношение к одноклассникам во время устных ответов с помощью установок на слушание и говорение;

- воспитывать трудолюбие с помощью системы учебных заданий, чередования видов учебной деятельности.

- формировать аккуратность в оформлении рабочей тетради как проявление вежливости с помощью установок и педагогических требований.

  1. Развивающие:

- совершенствовать связную устную речь во время индивидуальных развернутых ответов по предмету;

- развивать абстрактное и образное мышление с помощью сопоставления иллюстраций с текстом;

- развивать детское воображение как основу восприятия художественных текстов с помощью поэтических образов;

- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать интонационное богатство качественной устной речи учеников в процессе художественного чтения поэтического текста;

- развивать зрительное и слуховое внимание с помощью установок-требований;

- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения во время устных ответов;

- обогащать пассивный словарный запас с помощью анализа семантики устаревших слов («межа», «жница»).

Оборудование: компьютер, слайд – презентация с ключевыми сведениями урока, мультимедийный проектор, доска, учебник (Полухина, Коровина, Коровин: Литература. 6 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС)

Литература: 

  1. Берберова Н. Н. Александр Блок и его время : Биография. — М. : Независимая газета, 1999. — 254 с. — (Литературные биографии). — ISBN 5-86712-043-0.
  2. Родина Т. М. Александр Блок и русский театр начала XX века. — М. : Наука, 1972. — 312 с.

План и хронометраж индивидуального урока литературы

Этапы урока

Жанры речи учителя

Хронометраж

  1. Организационный этап

Метод: слово учителя. Прием: приветственное, вводное.

1 – 2 мин

  1. Повторение изученного материала

Метод: беседа. Прием: репродуктивная, репродуктивно-эвристическая. 

8-10 мин

  1. Объяснение нового материала

Метод: беседа. Прием: репродуктивная, эвристическая, репродуктивно-эвристическая.

Метод: чтение. Прием: некритическое, озвученное, выразительное, сознательное.

Метод: анализ. Прием: частичный литературоведческий анализ.

Метод: лингвистический анализ. Прием: лексический анализ устаревших слов.

20 мин

  1. Закрепление изученного материала

Метод: беседа. Прием: репродуктивная, эвристическая.

6-7 мин

  1. Задание на дом

Метод: слово учителя. Прием: ведущее.

3 мин

  1. Обобщение, подведение итогов

Метод: беседа. Прием: обобщающая.

5 мин


Ход урока литературы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Организационный этап

Метод: слово учителя. Прием: приветственное, вводное.

 - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Садитесь! Проверьте свою готовность к занятию: на столе у вас должны лежать письменные принадлежности, тетрадь, учебник и дневник. Откройте тетради, запишите дату и вид работы. 

Слайд №1

Дата

Классная работа

Образец записи:

Дата

Классная работа.

2. Повторение изученного материала

Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная.

 - Ребята, вы знаете, что творческие люди - мастера художественного слова - выражают свои мысли в произведениях художественной литературы, которые бывают прозаическими и поэтическими. Напомните, как называются поэтические тексты и чем они отличаются от прозы? 

Образец ответа:

Такие тексты называются стихотворениями. Они отличаются от прозы наличием ритма, размера, рифмы (если это не белый стих), также членением текста на строфы и строки, ярким, насыщенным средствами выразительности языком.

Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, похвальное, беседа репродуктивная.

- Да, действительно. Молодцы!

Как мы знаем, тематика стихотворений не ограничена. Есть стихи о любви – это любовная лирика; есть о народе, его судьбе, что составляет гражданскую лирику; также есть философская лирика или элегия – стихотворение, в котором поэт рассуждает о смысле жизни, своё месте в мире и тому подобном. А как же называется лирика, в которой описывается природа и все ее проявления?

Образец ответа:

Стихотворения о природе составляют пейзажную лирику.

Метод: слово учителя, беседа. Прием: сообщающее, ведущее, беседа репродуктивная.

- Отлично! Пейзажная лирика - это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика - это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы. Природа нашей родины обширна и многогранна. Она завораживала не одно поколение поэтов. Ребята, вспомните и назовите стихотворения о природе.

Образец ответа:

Фёдор Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», Михаил Лермонтов «Парус», «Весна», «Утес», Александр Пушкин «Зимнее утро», Сергей Есенин «С добрым утром!», «Берёза» и др.

Метод: слово учителя, беседа. Прием: похвальное, репродуктивная.

- Отлично! Я рада, что вам запомнилось такое большое количество стихотворений о природе.

Ребята, а что объединяет названные вами стихотворения? Какое общее чувство охватывает всех поэтов?

Образец ответа:

Все поэты испытывают любовь к родной природе, восхищаются ей.

Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная.

Верно. В первом полугодии мы с вами прочитали и проанализировали стихотворение А.А. Фета «Еще майская ночь». Вспомните и скажите, о чем оно. Какое время года там описывается?

Образец ответа:

Это стихотворение Фета описывает ночь последнего месяца весны.

Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная.

Правильно. А что вы чувствуете в последние весенние дни? Радует ли вас приход лета?

Образец ответа:

Да, мы радуемся лету. Перед его наступлением мы испытываем чувство предвкушения жарких летних дней, каникул.

3. Объяснение нового материала

Метод: слово учителя. Прием: сообщающее, ведущее.

- Да, ребята я вас понимаю. Родная природа в любом ее проявлении никого не может оставить равнодушными.  Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике. Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой русского поэта 20 века А.А. Блока. Запишите тему урока: «Родная природа в поэзии А. А. Блока: «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Она представлена на слайде.

Образец записи:

Родная природа в поэзии А. А. Блока: «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

Слайд №1

Дата

Классная работа

Родная природа в поэзии А. А. Блока (1880 – 1921):

«Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

Метод: слово учителя. Прием: сообщающее.

- Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.

Обратите внимание на слайды.

Родился А. А. Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье.

По происхождению, семейным  и  родственным  связям,  дружеским отношениям  поэт,  сам  называвший  себя  в  третьем  лице  «торжеством  свободы», принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе

Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А. Н. Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Поэтому так музыкальны, так проникновенны стихи А. Блока.

В четырнадцать лет Блок уже был главным редактором журнала «Вестник», выходившего в одном экземпляре. В шестнадцать лет он открыл для себя театр, и это впечатление перевернуло всю его жизнь. Решено: он будет актером. Блоку семнадцать: он хорош собой, задумчив, молчалив. В 26 лет поэт окончил славяно-русское отделение историко-филологического факультета. Также молодой человек прекрасно музицировал на фортепиано, сам создал и увлеченно руководил театром. В нем часто бывали его талантливые современники – художники, писатели, композиторы, с которыми он дружил.

Слайды № 2, 3, 4, 5

Александр Александрович Блок в детстве.

Александра Андреевна Блок – мать поэта.

Поэт в юношеские годы.

А. Блок в зрелом возрасте.

Метод: слово учителя, беседа. Прием:  ведущее, сообщающее, беседа репродуктивно-эвристическая.

- Как вы догадались, сегодня на уроке мы будет читать и анализировать два стихотворения Александра Блока, но прежде чем прочитать их, давайте представим, что за окном не весенний день, а тёплый летний вечер… Сумерки опускаются на землю, последний луч солнца уже едва пробивается сквозь опускающуюся тень ночи, трава объята дремотой, замолкают птичьи голоса, все замирает… Такая природа просится стать предметом восхищения талантливых создателей литературы, живописи, музыки.

Обратите внимание на репродукции картин на слайде. Автор первой картины - Г. Литвиненко «Летний вечер». Второй – Р. Сабуров «Летний вечер в деревне». Художники изобразили летнюю природу вечером, после знойной жары. Еще светло, но вдалеке начинает темнеть. Яркий закат багровых, лиловых, сиреневых оттенков виднеется на горизонте. Солнце скоро исчезнет за светло-изумрудную полосу земли. Стоит тишина, все будто готовится ко сну… Можно предположить, что именно такой атмосферой был окружен молодой писатель в имении Шахматово.

Ребята, вам понравились картины? Почему?  Перечислите, пожалуйста, краски лета.

Слайды № 6, 7

Репродукции картин

Образец ответа:

Да, понравились, они навевают нам воспоминания о радостных летних днях. Краски лета: зелёные, желтые, красные, оранжевые, розовые, коричневые, голубые, изумрудные, салатовые, янтарные и др.

Метод: беседа. Прием: эвристическая.

Каким настроением пропитаны картины? И как художникам удалось это передать?

Образец ответа:

Картины пропитаны уютом, летним, вечерним, душевным настроением. Художникам удалось передать это с помощью теплых красок, изображения яркого солнца, розового заката, пышной травы и др.

Метод: слово учителя. Прием: похвальное, ведущее.

- Молодцы! Вы хорошо почувствовали настроение живописцев.

Теперь давайте посмотрим, как летний вечер изображает поэт-художник с помощью слова. Откройте учебник на 159-й странице. Я прочитаю стихотворение вслух, а вы – закройте глаза и попытайтесь представить вокруг себя ту картину природы, которую изображает писатель.

Метод: чтение. Прием: критическое, озвученное, выразительное, ознакомительное.

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Слайд № 7

Репродукция картины

Метод: беседа. Прием: эвристическая.

Ребята, вам понравилось стихотворение?  Какое настроение охватило вас во время прослушивания стихотворения?

Образец ответа:

Да, понравилось. Оно вызывает ностальгию. Охватывает приятное, беззаботное, душевное настроение. Схожее с тем, которое вызвали репродукции картин.

Метод: слово учителя, беседа. Прием: сообщающее, беседа эвристическая.

- Стихотворение «Летний вечер» написано в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета. Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой, потрясающим единением с природой.

Ребята, что вы можете сказать об отношениях человека и природы?

Образец ответа:

Природа для нас очень важна. Человек не может жить без природы, а природа без человека — запросто. Мы от неё зависим.

Метод: беседа, слово учителя, анализ стихотворения. Прием: репродуктивная, ведущее, частичный литературоведческий анализ.

- Как вам кажется, какой месяц лета запечатлён в стихотворении? Почему? Найдите и приведите доказательства из текста. Назовите средства выразительности.

Образец ответа:

Скорее всего это конец июля, август, так как автор пишет о том, что рожь уже сжали. Подтверждением этому являются следующие слова: эпитеты «сжатой», «некошеной», «последние», «вечерней», олицетворение «И замирает песня…», устаревшие слова «межа», «жница», метафора «умчись… навстречу ночи и луне!».

Метод: слово учителя, беседа, лингвистический анализ. Прием: ведущее, репродуктивная, лексический анализ.

- Правильно. Также обратите внимание на такие словосочетания, указывающие на позднее лето, как «некошеная межа», «песня жницы». Толкование данных слов представлено на слайде. Запишите их в тетрадь. Вам понятно значение слов?

Поэт изображает вечер. А какие слова и словосочетания нам говорят об этом? Найдите и прочитайте их.

Слайд № 8

Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли. 

Жница – та, которая жнёт (убирает) в поле рожь.

Образец записи:

Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли. 

Жница – та, которая жнёт (убирает) в поле рожь.

Образец ответа:

«последние лучи заката», «засыпающее поле», «вечерняя тишина», «красный диск луны», «навстречу ночи», «дремотой розовой».

Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, беседа репродуктивно-эвристическая.

- В строке «И замирает песня жницы среди вечерней тишины» чувствуется тревога. Ведь правда? С чем она связана? 

Образец ответа:

Тревога связана с окончанием дня, ведь вместе с ним уходит и лето. Впереди – осень, пора увядания, прощания с яркими живыми красками…

Метод: беседа. Прием: репродуктивная.

- Прочитайте последнее четверостишие про себя. Меняется ли в нем настроение?

Образец ответа:

Да. Настроение становится приподнятым, появляется желание действовать, возникает ощущение радости, полёта, свободы.

Метод: слово учителя. Прием: сообщающее, обобщающее, ведущее.

- Так и есть. Жанр  стихотворения  –  элегия.  Несмотря на то, что  в  основе  произведения художественный образ пейзажа, чувствуются философские нотки. Первые четверостишия имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе.  Поэт для изображения картины летнего вечера использовал такие эпитеты, как "последние лучи", "луговые дали", "вечерней тишины", "дремотой розовой".

Как мы видим, Блок предложил нам самый простой рецепт при грусти и печали: забыть про все и слиться с природой, почувствовать ее душу и соединиться с ней в одно целое. Мне кажется, только глубоко любящий Россию и её простор мог написать такое удивительное стихотворение!

Мы с вами проанализировали стихотворение Блока, поняли чувства и замысел автора. Кто желает прочитать это стихотворение вслух с выражением? Не забывайте представить себе картину природы, которая описывается в стихотворении. Ребята, внимательно послушайте и отметьте для себя достоинства и недостатки выразительного чтения своего одноклассника.

Образец ответа:

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Метод: слово учителя. Прием: похвальное, оценочное, комментирующее, ведущее.

Замечательно, молодец! Ты хорошо передал общее настроение стихотворения, поэтому я ставлю тебе «отлично».

Теперь давайте обратимся ко второму стихотворению поэта «О, как безумно за окном…».

Я прочитаю его вслух, а вы внимательно послушайте и представьте себя в центре событий стихотворения.

Метод: чтение. Прием: озвученное, выразительное, сознательное, некритическое.

Вы, бедные, нагие несчастливцы. Лир

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова,

И сожаленье гонит прочь

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождём,

Страдальцев участь разделяя...

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

Слайд № 9

Репродукции картин

Метод: беседа. Прием: эвристическая.

- Настроение здесь уже другое, неправда ли? Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

Образец ответа:

Да, в этом стихотворении совершенно другая картина природы и другое, более мрачное настроение.

Появляется чувство грусти, сочувствия к обездоленным людям.

Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, сообщающее, репродуктивно-эвристическая беседа.

Да, вы правы. Сейчас я вам расскажу историю написания этого произведения, а вы внимательно послушайте. Стихотворение «О, как безумно за окном…» датировано 24 августа 1899 года. Оно написано девятнадцатилетним Блоком в пору первого, еще юношеского, увлечения театром. В некоторых редакциях имеется посвящение актеру Александринского театра Далматову, игрой которого в роли короля Лира, героя одноименной трагедии У. Шекспира, поэт был восхищен.  Эпиграфом к произведению взяты слова из монолога главного героя трагедии.

Центральная тема произведения – одиночество лирического героя, чья мятущаяся душа никак не может найти успокоения. Ему близки страдания скитальцев, у которых нет дома, нет надежного убежища, где можно было бы скрыться от разыгравшейся стихии. Терзаемый душевными муками, герой мечтает разделить их участь, и это стремление гонит его навстречу буре.

Найдите слова, подтверждающие это. Определите средства выразительности.

Образец ответа:

Это подтверждают строчка «О, как безумно за окном…», олицетворение «ревет, бушует буря», «несутся тучи», «ветер воет, замирая», «ветер, изнывая», эпитеты «злая», «ужасна», «сырого», «безумно» и др.

Метод: слово учителя. Прием: похвальное, сообщающее, репродуктивно-эвристическая беседа.

Правильно! Молодцы!

В какой-то мере лирический герой даже завидует несчастным, которые испытывают лишь физические страдания от непогоды. Рано или поздно буря пройдет стороной, и на ясном небе вновь появится солнце, в то время как его душевное ненастье может длиться целую вечность. Найдите слова, которые подтверждают это. Назовите средства выразительности.

Образец ответа:

Об этом говорит строчка «Мне жаль людей, лишённых крова…», олицетворение «сожаленье гонит прочь», метафора «в объятья холода сырого», строчки «Бороться с мраком и дождём, // Страдальцев участь разделяя…».

Метод: беседа. Прием: репродуктивно-эвристическая.

Правильно! Ребята, скажите какое общее настроение передают стихотворение и репродукции картин, представленные на слайде? 

Образец ответа:

Грусть, тоска, одиночество, тревога, ненастная погода и ненастье в душе героя.

Метод: беседа. Прием: эвристическая.

- Хорошо. Каковы мысли и чувства лирического «я»?

Образец ответа:

В стихотворении лирический герой лишен собеседника, одинок, а его думы занимают мысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев».

Метод: беседа. Прием: репродуктивная.

- А с помощью каких средств выразительности поэт передаёт буйство разыгравшейся стихии? Назовите средства выразительности.

Образец ответа:

Картина яростной бури встает перед глазами читателя благодаря повторению одних и тех же слов (дождь, ветер, безумно, ночь, бушует), метафорам («бороться с мраком и дождем», «и сожаленье гонит прочь — в объятья холода сырого!..»), эпитетам («ужасна», «злая»), олицетворениям («безумно ревет», «бушует буря», «ветер воет»).

Метод: слово учителя, беседа. Прием: похвальное, сообщающее, беседа репродуктивная.

- Отлично, молодцы!

Заметьте, что стихотворный текст лишен цветовых образов. Для передачи картины разбушевавшейся стихии поэт использует ассонансы на буквы «о» и «у», позволяющие явственно услышать шум дождя и завывание ветра.

Также важна композиция произведения. Кульминацией повествования служит восклицание лирического героя, пожелавшего разделить участь тех несчастных, которые вынуждены оставаться один на один со стихией. В центре всего стихотворения - страшная буря – с нее берет начало произведение, ей же и заканчивается. Вспомните, как называется такая композиция стихотворения, когда оно начинается и заканчивается одними и теми же или похожими событиями?

Образец ответа:

Это кольцевая композиция.

Метод: беседа. Прием: репродуктивно-эвристическая.

- Верно. А почему автор использовал именно ее? Что он хотел подчеркнуть?

Образец ответа:

С помощью кольцевой композиции автор подчеркивает сосредоточенность на своих тяжелых душевных переживаниях.

Метод: слово учителя. Прием: обобщающее, ведущее.

- Вы правы. Мы проанализировали второе стихотворение Блока о природе, и увидели, что в нем автор иначе ее описывает. Кто желает прочитать стихотворение «О, как безумно за окном…» вслух с выражением? Постарайтесь передать чувства автора. Ребята, внимательно послушайте и отметьте для себя достоинства и недостатки выразительного чтения своего одноклассника.

Образец ответа:

Вы, бедные, нагие несчастливцы. Лир

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова,

И сожаленье гонит прочь

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождём,

Страдальцев участь разделяя...

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

Метод: слово учителя. Прием: похвальное, оценочное, комментирующее.

- Молодец! Ты замечательно прочитал, мы почувствовали общее настроение стихотворения. Ставлю тебе «отлично»

4. Закрепление изученного материала

Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, обобщающее, беседа репродуктивная.

- Итак, мы с вами прочитала и проанализировали два стихотворение А. А. Блока. Давайте обобщим сказанное, сравнив их. Скажите, чем похожи и чем отличаются эти произведения?

Образец ответа:

В обоих стихотворениях объектом изображения является природа и чувства автора. Но в первом стихотворении главное чувство — умиротворение, когда после трудового дня можно «забыть заботы и печали» и умчаться «без цели на коне» в «луговые дали». Во втором стихотворении настроение более грустное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила «буря злая», которая «ревет, бушует»

Метод: слово учителя, беседа. Прием: обобщающее, эвристическая.

- Да, вы хорошо почувствовали атмосферу стихотворений.

Как мы видим, лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека XX века. Его герой утратил душевный покой, ясность; тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии. Он лишен гармонии с собой, это отражается и в природе. Скажите, может ли второе стихотворение про бурю быть продолжением первого? На основании чего? Докажите.

Образец ответа:

Да, может быть, так как в стихотворении «Летний вечер» есть зарождающееся чувство тревоги. В стихотворении «О, как безумно за окном…» это чувство усиливается, становится ярко выраженным и доходит до предела.

5. Задание на дом

Метод: слово учителя. Прием: ведущее.

Верно, вы правы.

Откройте дневники и запишите домашнее задание, которое представлено на слайде.

Дома вам необходимо подготовить художественное чтение наизусть одного из этих стихотворений.

Образец записи:

Домашнее задание:

Выуч. стих-е А. Блока.

Слайд № 10

Выуч. стих-е А. Блока.

6. Обобщение, подведение итогов

Метод: беседа. Прием: обобщающая.

- Ребята, скажите, что больше всего вам понравилось на уроке? Чему вы научились?

Больше всего понравилось сопоставлять репродукции картин с текстом, разбирать стихотворения, представлять образы, заложенные в них. Мы научились анализировать поэтический текст, находить и определять средства выразительности языка поэта.

Метод: беседа. Прием: обобщающая.

- А что нового вы сегодня узнали, и что, уже известное, вспомнили?

Образец ответа:

Мы узнали о жизни и творчестве А.А. Блока, узнали, когда и в какой период своей жизни он написал стихотворения «О, как безумно за окном…» и «Летний вечер» и поняли, о чем они написаны. Также узнали значение слов межа и жница. Мы вспомнили некоторые средства выразительности, прием кольцевой композиции, а также вспомнили, какие стихотворения о природе изучали в прошлых классах.

Метод: слово учителя. Прием: похвальное, оценочное, комментирующее, прощальное.

- Отлично. Вы все хорошо поработали сегодня на занятии. Я рада, что урок у нас получился интересным. Вы большие молодцы!

За работу на занятии «отлично» получают…, так как вы часто правильно и развернуто отвечали. Ученикам… я ставлю «хорошо» за верные дополнения.

Спасибо за работу! Урок окончен.

Выставить отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по творчеству А.А.Блока

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ « ПОИСК ДУХОВНОСТИ»...

Урок литературы по творчеству А.А. Блока

Урок-объяснения нового материала. Вступительный урок по творчеству А.А. Блока....

"Открой мои книги" (урок литературы по творчеству А.Блока"

Урок вводит учащихся во внуиренний мир одного из самых загадочных поэтов  начала 20 века  А.Блока, знакомит с понятием "символизм", подготавливает почву для восприятия темы "Блок и Россия"....

Конспект урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова

Конспект урока литературы в 8 классе. Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова....

конспект урока литературы по творчеству Л.Н. Толстого в 5 классе

Урок по теме "Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".Обучению анализу эпического текста....

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"...