Подготовка к олимпиаде
олимпиадные задания по литературе ( класс) на тему

Кожемякина Евгения Сергеевна

План анализа текстов, план сравнительного анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_analiza_tekstov.docx15.36 КБ
Файл plan_sravnitelnogo_analiza.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

П А М Я Т К А

План анализа текста

1.Прочитайте текст.

2.Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?

(художественному, публицистическому, научному/научно-популярному)?

4.К какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение)?

5.Определите жанр текста (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминания, притча, легенда, стихотворения в прозе и прочее)? Каким настроением проникнуто произведение?

6.Определите тему текста.

7.Озаглавьте его.

8.Разделите текст на смысловые части, составьте план.

9.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации).

10.Как соотносятся начало и конец текста?

11. На каких приемах построен текст (сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий и пр.)?

12. Отметьте основные образы текста.

13. Понаблюдайте за лексикой текста: - найдите опорные слова в каждой части текста; - найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы; - найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении; - обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, фразеологизмов, неологизмов, эмоционально-оценочные слова, просторечные или слова возвышенного стиля (с какой целью они употреблены автором?);

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами (повторение согласных звуков – аллитерация; гласных - ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или динамичного описания движения; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и др.)

16. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений; многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и пр.).

17. Сформулируйте главную мысль текста (что хотел сказать автор?).

18. Каково ваше впечатление от текста?

19. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным учителем для сравнения.

При анализе текста помните, что рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объем анализа определяется характером самого текста, его особенностями.



Предварительный просмотр:

План сравнительного анализа стихотворений

  1. Творческая история произведения (дата написания, текстология)

во-первых, учащемуся необходимо вспомнить, когда, как и при каких обстоятельствах было написано стихотворение, какое биографическое, политическое или другое событие побудило автора к его написанию, то есть выявление историко-культурных реалий текста. Если мы говорим о сопоставлении, то следует вспомнить историю создания обоих лирических произведений, постараться увидеть, что сближает их с точки зрения исторической эпохи. 

во-вторых, было бы неплохо, если бы анализирующий обозначил место стихотворений в творческой эволюции поэтов; сопоставил историю критических оценок

  1. Жанровое своеобразие

        Следующий этап - это сопоставление жанров лирических произведений. Стихотворения могут принадлежать к одному жанру, например, сонет, элегия, послание
и др., а могут относиться к разным. Тогда возникает необходимость обоснования выбора данного жанра авторами.

  1. Идейное содержание

        Во-первых, необходимо выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве одного и другого поэта, а также попытку ее интерпретации.

        Во- вторых, учащийся определяет тематику и проблематику сопоставляемых произведений, находит точки соприкосновения: Символы, образы, мифологемы,  ключевые слова по сходству, контрасту, смежности, ассоциации, умозаключению. Следует проанализировать  также семантику заглавия, его связь с основной поэтической идеей. Важно правильно определить главную мысль каждого стихотворения, проследить, как перекликается одна с другой, умело применяя и комментируя цитаты, основываясь на собственном восприятии анализируемых текстов.

        Необходимо сопоставление и  по эмоциональной окраске, по настроению, которое создается при прочтении данных стихотворений. Именно в этот момент легко выйти на те сокровенные мысли и чувства, которые хотели передать авторы стихотворений, увидеть и услышать  их перекличку. Или, наоборот, почувствовать пафосное звучание стихотворных строк, затрагивающих важную общественно-политическую проблему.

  1. Композиционные особенности

        Композиционный анализ сопоставляемых произведений очень важен с точки зрения единства содержания и формы. Особенностью обоих может быть лирический зачин, созвучный с финалом, или кольцевая композиция, или же стихотворения  строятся на антитезе как основном приеме.

  1. Время и пространство  в стихотворениях

        Как и в реальной жизни,  в литературном произведении есть свое время и пространство. Данные категории могут расширяться до вселенских масштабов или сжиматься до душевных переживаний индивида. Поэтому очень важно найти взаимосвязь между глобальным и индивидуальным, общественным и личным. Ведь именно на этом строится, например, основной конфликт лирического героя  романтизма с миром, в котором он вынужден жить.

  1. Развитие образа лирического героя

        Для анализа образа лирического героя необходимо разобраться в том, кто он - речевой субъект или адресат лирики. Если это речевой субъект, то стихотворение представляет собой его монолог, если он адресат, тогда стихотворение может стать диалогом самого лирического героя и автора. В полемике этих субъектов, может быть, и лежит истина спора.

        В процессе важно проследить, как меняется герой от начала к финалу стихотворения, как меняется мысль, им высказываемая, или мир вокруг него. Наблюдается ли его духовное развитие или его образ статичен, тогда почему? Что хотел сказать автор или авторы?

  1. Художественные особенности лирического произведения

        Обратимся теперь к средствам выразительности, которые используют авторы сопоставляемых произведений. Напомню: к ним относятся тропы, стилистические фигуры и индивидуальные речевые особенности каждого из художников слова.

ТРОПЫ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Эпитеты

Звукопись: ассонанс (повторение  гласных), аллитерация (согласных)

Метафоры

Инверсия

Сравнения

Параллелизм

Олицетворения

Отрицательный параллелизм

Ирония

Риторический вопрос

Сарказм

Риторическое восклицание

Оксюморон

Риторическое обращение

Гипербола

Повторы: анафора (повторяющееся начало),

эпифора (повторяющийся конец)

Гротеск

Ряды однородных членов

Литота

Расчлененные конструкции (парцелляция)

Метонимия

Эллипсис

Синекдоха

Перифраза

Аллегория

Антитеза

Символ

        Участник олимпиады должен проиллюстрировать на примерах из текста умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств, их роль в  идейном содержании произведения, выражении мыслей и чувств  лирического «Я»:

8. Ритмика и метрика

        Чтобы анализ (сопоставительный) был целостным, стоит уделить внимание ритмической организации стихов, принципам стихосложения, к которым прибегают авторы.

Напомню, что в русском стихосложении сохраняются три вида:

  • Силлабическое
  • Тоническое
  • Силлабо-тоническое (наиболее характерное и распространенное в русской поэзии).

Стихотворные размеры, сложившиеся со времен Пушкина, мало изменились.

ДВУСЛОЖНЫЕ

ТРЕХСЛОЖНЫЕ

Хорей придает возвышенный тон, содержанию – динамику и напряжение, создает светлое, приподнятое настроение

Дактиль придает размеренность и неторопливость, характерен для элегий и размышлений.  Подводит к спокойному, неторопливому рассказу.

Ямб передает поступательное движение, повествует, передает  различные чувства:

от гневного  и порывистого до мечтательного и задумчиво-философского

Амфибрахий  придает стиху спокойное, неторопливое звучание, навевает задумчивость, мечтательность, легкую грусть.

Анапест стремителен, порывист, выражает быстроту движения.  Песенность и напевность характерны для сказочных и балладных  сюжетов

Спондей – сверхсистемное ударение  (лишнее) на ритмически слабом слоге

Пиррихий – пропуск ударения на ритмически сильном слоге

Вспомним виды рифм и рифмовки:

Рифма - звуковой повтор в конце строки

Рифмовка

Мужская – (ударный последний слог) придает логический итог, твердость, резкость, обрывистость

Перекрестная  АБАБ

Женская – (ударный второй от конца слог) помогает передать незаконченность речи, нежность, плавность

Парная ААББ

Дактилическая - передает философские рассуждения

Кольцевая (опоясывающая)

АББА

Белый стих (верлибр) – отсутствие всякой рифмы

И последнее – по возможности, учащемуся следует определить особенности строфики анализируемых стихотворений.

  • Терцина – АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ)
  • Байроническая строфа(10 строк) – особая строфа со своеобразным порядком рифм
  • Онегинская строфа - 14 строк – АБАБВВГГДЕЕДЖЖ
  • Октава -8 строк – передает то грусть, то радость
  • Сонет – 14 строк - АБАБ АБАБ ВВГ ДГД
  • Четверостишие (катрен)
  • Двустишие
  • Трехстишие
  • Пятистишие
  • Секстина (шестистишие)
  • Семистишие

        Наблюдение над строфикой стихотворений и их сопоставление помогут учащемуся лучше понять авторский замысел, увидеть созвучие или разность мнений художников слова.

        В предложенной ниже схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жестко соблюдается, основное требование – учет (по возможности) всех указанных компонентов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.

Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...

Подготовка к олимпиадам в школьном курсе математики. 11 класс.

  В этой методической разработке приведены задачи, которые стали олимпиадной классикой  и  использовались в процессе  подготовки учащихся 11-х классов к олимпиадам. Этот мат...

Сборник задач для подготовки к олимпиадам.

В брошюре собраны задачи, которые могут быть полезны ученикам 7-9 класса, готовящимся к школьным и муниципальным олимпиадам по математике. Тематика задач разная:  принцип Дерихле, четность-нечетн...

Тест для Кадыровой К. Подготовка к олимпиаде.

Материалы для подготовки к олимпиаде....

Тесты для подготовки к олимпиаде по физкультуре

Тест создан в форме мини-сайта. Пособие адресовано учителям физической культуры для поддержания у учащихся интереса к предмету, проверке знаний,  может быть полезно старшеклассникам для сам...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку.

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Раздел "Лексика". Задания + ответы...

тренажеры для подготовки к олимпиаде по праву

при помощи тренажеров отрабатываются определения. Это полезно как для подготовки к олимпиаде по праву . тае и для подготовки к ЕГЭ блок право....