урок по творчеству М. Цветаевой.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

этот материал поможет в подготовке к уроку , где есть возможность познакомиться с творчеством поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_m._tsvetaevoy.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Жизнь и творчество М. Цветаевой.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М. Цветаевой, знакомство с основными особенностями стилевой манеры поэта.

Оборудование: - портрет М. Цветаевой;

                           - видеопроектор, экран, головной компьютер;

                          - сборник стихов;

                          - стихотворение «Молодость»;

                           - тетради.

Предварительная работа: задание учащимся:

- подготовка презентации по биографии и творчеству М. Цветаевой;

- выразительное чтение стихов М. Цветаевой.

Основные этапы  урока:

-организационный момент;

- актуализация опорных знаний;

- изучение нового материала;

- подведение итогов;

- рефлексия.

Технологическая карта урока:

Эпиграф:

« От всего человека вам остается часть речи .Часть речи вообще. Часть речи.

Иосиф Бродский»

Основное содержание урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1.Организационный момент:

 -проверка готовности к уроку.

1мин.

Проверяю готовность к уроку: наличие тетрадей,  сборников стихов, распечатка стихотворения «Молодость»

Проверяют свою готовность к уроку.

Задан темп работы

2.Актуализация опорных знаний.

2мин.

Задаю вопрос:

- Что вы знаете о Марине Цветаевой?

Слушают и отвечают:

- Великая поэтесса, многие стихи положены на музыку.

Первичное представление о поэтессе.

3.изучение нового материала.

- тема урока;

-постановка  цели урока

и принятие цели учащимися (слайд №1)

- биография

/ презентация/

- закрепление материала

-знакомство со стихами поэта

 «Моим стихам…», «Пригвождена», «Вчера еще в глаза глядел…», «Красною кистью…»

(Слайд №2)

_Стихотворение «Молодость»

Слайд№3: первый катрен.

Слайд №4: второй катрен.

Слайд№5: третий катрен.

Слайд№6: четвертый катрен.

Слайд №7: пятый катрен.

Слайд №8: шестой катрен.

Слайд №9: восьмой катрен.

Слайд№10: заключение

2мин.

5мин

3мин.

5 мин.

4мин.

4мин.

2мин.

3мин.

3мин.

2мин.

2мин.

2мин.

3мин.

Сообщаю тему урока, определяю мотивацию изучения данной темы. Ставлю цель урока; эпиграф и тема урока выведены на экран.

Предлагаю послушать сообщение учащегося о биографии Марины Цветаевой.

Даю задание: по ходу сообщения составить краткую биографическую справку и записать в тетрадь.

Предлагаю одному из учащихся зачитать конспект по биографии поэтессы, а остальным учащимся   внимательно слушать и делать дополнения по данному материалу.

Предлагаю познакомиться с творчеством М. Цветаевой и послушать несколько стихов, где звучит голос женской души, ее трагедия. А начнем знакомство со стихотворения:«Моим стихам…», «Пригвождена», «Вчера еще в глаза глядел…», «Красною кистью…»

Объясняю подтекст создания стихов поэтессы: Марина Цветаева не любила объяснять свои стихи – она, по многочисленным воспоминаниям, только перечитывала их несколько раз, пока смысл не становился ясен слушателям: «Не знаю, нужны ли вообще подстросники к стихам: кто – когда – с кем – где – при каких обстоятельствах и т. Д. Стихи быт перемололи и отбросили, и вот из уцелевших осколков, за которыми ползая вроде как на коленях, биограф тщится воссоздать бывшее… К чему? Приблизить к нам живого Пушкина? Да разве он, биограф, не знает, что поэт в стихах живой!»

 Предлагаю обратиться к стихотворению «Молодость» (Слайд №2) и попробуем его проанализировать и увидеть особенности цветаевского стиля. Ввожу учащихся в историю создания стихотворения.

Стихотворение написано 26летней Мариной Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революционные вихри, и голод, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины. Порой ее настигало полное отчаяние: «Мне начинает казаться, что Сереже я – без Ирины – вовсе не нужна, что лучше было бы, чтобы я умерла, достойнее!- Мне стыдно, что жива – Как я ему скажу? И с каким презрением я думаю о своих стихах». В 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: арестован и затем расстрелян Н. Гумилев, умирает А. Блок. Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «общий закон жизни – беспощадность. Никому ни до кого нет дела.» таков жизненный подтекст создания этого стихотворения. Пусть приведенные выше факты станут тем подтекстом, без которого, как считала Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой,

невозможно понять стихи ее матери, «кровно» связанные с жизнью.

Предлагаю прочитать стихотворение   « Молодость» и задаю вопрос, который выводится на экран. (слайд№2).

- Каково первое впечатление от стихотворения, что отмечает первый взгляд на него?

Предлагаю перечитать начало этого стихотворения (слайд №3) и поясняю, что в первой же строе и передана сложность психологического состояния лирической героини в момент ее прощания с молодостью. Семантически слова «Моя чужая» создают неожиданное смысловое единство. При этом «моя, мой» повторено в стихотворении 14 раз, а этот эпитет «чужая» применительно к слову «молодость» - употребляем лишь однажды. Ведь молодость – целая эпоха жизни, часть души. Боль расставания с тем, что было содержанием собственного «Я», заставляет автора вновь и вновь произносить слово, вынесенное в заглавии, вслушиваясь в его музыку. Пауза, неизбежная в  конце строки, рвет смысловую связь между словами: «моя чужая// молодость». Результатом этого столкновения становится усиление второй части оксюморона ( «чужая» странно вдруг ощутить чужим то, что является твоим внутренним «Я». Все стихотворение – это варьирование образа молодости. 

Задаю вопрос, который появляется на экране:

- Как говорится о молодости в начале первого катрена?

Слайд №4. Обращаю внимание на второй катрен и прошу ответить на вопрос:

- Как происходит развитие образа молодости во втором катрене?

Слайд№5: Предлагаю обратить внимание на 3строку 3катрена. Поясняю, что здесь в одной строке совмещены и абстрактное понятие «щедрость», которое мы связываем с положительными эмоциями, и «щебень», олицетворение грубой материальности. Происходит звуковая перекличка звуковая перекличка «щедростью»-«щебнем». Оба эти эпитеты важны для автора. Они повышают экспрессивность метафоры «давясь» щедростью, да еще камнем (щебнем) – образ немного жутковатый. Посмотрим на звуковой облик стиха: нагромождение дисгармоничных и неблагозвучных «щ-д-р-с-т-к-б»-диссонанс с «колокольным» и певучим «молодость».

 Задаю вопрос, который появляется на экране:

- О чем говорит эта звукозапись?  

Слайд№6: Предлагаю посмотреть на лексику последнего катрена первой части.

Задаю вопрос:

- Опишите лексику последнего катрена?

Подвожу итог первой части, говоря, что Цветаева действительно соединяет отвлеченное и конкретное: ЯСТВА и БРАШНО души – это конечно же, переживания, сначала сильные, способные потрясти (как яства), а потом любые (как брашно). Важную роль в создании лирического напряжения играет лексика разных стилей. Высокие слова (яства, скипетр, брашно) органично сочетаются с разговорными (голубка, золотце, полоснуть) и просторечными словами (шалый, не кличу, морока). «Лоскуток кумашный»- еще одно емкое определение молодости :она оказалась краткой (лоскуток)и яркой, праздничной (кумарный). Поэтому и не просто прощаться с тем, что никогда не вернется.

Слайд№7: Читаем пятый катрен и задаю вопрос, который появляется на экране:

- Что можно сказать о развитии образа молодости в пятом катрене?

Слайд№8: Предлагаю обратить внимание на 6 и 7 катрен. Поясняю, что глаголы «полыхни» и «полосни» связаны и звучанием, и смыслом. Полыхнуть в просторечии означает с силой ударить (обычно чем-то острым). Но и разговорное «полоснуть» значит ударить, оставить рубцы.

Задаю вопрос, который выводится на экран:

- С каким народным выражением можно сравнить эти цветаевские строки?

- Как развивается образ молодости в этой части стиха?

Слайд№9: Предлагаю обратить внимание на следующий катрен и задаю вопрос, который выводится на экран:

- Какую картину рисует здесь Цветаева?

Слайд№10: Предлагаю студентам сделать заключение по прочитанному стихотворению.

Выслушав заключение студентов, обращаю внимание на эпиграф к уроку:

«Марина Цветаева, осознавшая себя поэтом еще в детстве, оставалась им до последнего дыхания. Чтение она называла сотворчеством. Мне хочется, чтобы наш урок стал приобщением к процессу рождения и жизни СЛОВА. Ведь, когда человек уходит, от него остается только «часть речи. Часть речи вообще. Часть речи»».

Слушают и записывают тему урока и эпиграф.

Принимают предложенную цель.

Учащийся знакомит с биографией Марины Цветаевой  по подготовленной им презентации, а остальные слушают и делают записи в тетрадь.

Учащийся делает сообщение, а остальные учащиеся внимательно слушают и делают свои дополнения.

Учащиеся читают стихи и сразу же дают анализ прочитанного стихотворения.

Слушают.

Студенты слушают сообщение преподавателя.

Студенты знакомятся со стихотворением «Молодость».

Отвечают на вопросы:

- Очень много повторений – обращений: «Молодость моя!», много восклицательных знаков, тире. Само стихотворение разделено на 2 части по 4катрена. По интонации двойственно – веселая и в тоже время трагичная, отчаянная.

Анализируют первый катрен и отвечают на вопросы:

- Здесь «Молодость» - «сапожок непарный». С одной стороны слово сапожок- уменьшительно-ласкательное, оно создает трогательно-нежное отношение к молодости, а с другой стороны непарный напоминает, что молодость уже позади, т.е. непарный – ненужный. А также это трогательный образ детства – «лучшие сказки», эпитет «воспаленные» передает состояние героини: тревогу, бессонные ночи выплаканные

глаза. С молодостью поступают как с календарным листком: не о чем жалеть, прошлое неизбежно должно уйти.

Перечитывают второй катрен и отвечают на вопрос:

- Во втором катрене молодость называется «ношей и обузой». Эти два близких слова по семантике различаются только оттенками. Они уточняют образ молодости, т.е. своя ноша не тянет, но от обузы надо избавляться. Затем образ молодости приобретает черты живого человека: «Ты в ночи нашептывала гребнем.// Ты в ночи начесывала стрелы».

Перечитывают третий катрен, внимательно слушают пояснение преподавателя и отвечают на вопрос:

- Это говорит о том,  что Цветаева использует прием контраста не только на содержательном, но и фонетическом уровне, т.е. использует прием звукозаписи.

Перечитывают последний катрен первой части и отвечают на вопрос:

- Заключительный катрен 1части вносит в образ молодости новые штрихи, а лирическое чувство обогащается: скипетр – знак монаршей власти, напоминание о том времени, когда молодость царила в жизни лирической героини. Здесь, мне кажется. Уместны и устаревшие слова «яства» и «брашно». Это синонимы, но яства более конкретно: это изысканные, изобильные кушанья. Цветаева пытается совместить отвлеченное и конкретное, материальное.

Слушают пояснение преподавателя и участвуют в разговоре:

Студенты читают пятый катрен и отвечают на вопрос:

_ Чем отчетливее понимает лирическая героиня, что прошлого не вернешь, тем тревожнее ее голос, тем сильнее желание остановить мгновение. Молодость видится лирической героине юной смуглянкой.

Перечитывают пятый и шестой катрен, слушают пояснение преподавателя и отвечают на вопросы:

- В народе существует выражение – «по сердцу ножом».

- У Цветаевой экспрессивность усилена еще и формой глаголов повелительного наклонения. Слова «шалая», пошалевали, сплеши, ошпарь – вместе рисуют картину свободного, безрассудного, не знающего меры чувства. Молодость сумасбродна – на то она и молодость. Лирическая героиня внутренне готова к прощанию «Пошалевали // До сыта с тобой».  

Студенты перечитывают следующий катрен и отвечают на вопрос:

- Она, лирическая героиня, обращается к молодости как к другому человеку – очень близкому, дорогому. «Как с любовником с тобой прощаюсь, но уже чужому – Вырванная из грудных глубин – Молодость моя! Иди к другим!»

Автор решил окончательно «отстраниться» от молодости. Цветаева никогда не жаловалась на судьбу

Студенты делают самостоятельно вывод о том, что стихотворение «Молодость» - это рассказ о бурной, безудержной молодости, которая неизбежно уходит.

Записана тема урока и эпиграф. Принята цель урока.

Знакомство с биографией поэтессы и составлена краткая биографическая справка.

Умение составлять конспект.

Знакомство со стихами Марины Цветаевой.

Умение слушать информацию.

Умение видеть поэтический текст.

Умение анализировать поэтический текст.

Умение анализировать поэтический текст

Умение анализировать поэтический текст

-

Умение анализировать поэтический текст

Умение анализировать поэтический текст.

Умение анализировать поэтический текст.

Умение анализировать поэтический текст.

Умение анализировать поэтический текст.

Умение делать вывод.

5.Подведение итогов урока

1мин.

Напоминаю цель урока,  и  подвожу итог: оценка работы студентов.

Слушают.

Оценка работы студентов.

6. рефлексия

1мин.

Предлагаю заполнить лист рефлексии.

Заполняют лист рефлексии.

Лист рефлексии заполнен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

Данный урок изучается в разделе «Серебряный век».          Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...

Презентация к открытому уроку по творчеству М.Цветаевой

Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и надгробные плиты... В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое сво...

Презентация к уроку по творчеству М.Цветаевой

Презентация и план-конспект к уроку по творчеству М.Цветаевой...

Урок по творчеству М.Цветаевой

"Стихи мои-дневник" М.Цветаева...

урок по творчеству М.Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"

Урок о Марине Цветаевой "Рябина! Судьбина русская!"...

Урок по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе "Имя твое - птица в руке".

Цель данного урока - познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Цветаевой, привить интерес к личности поэтессы, исследовать любовную лирику для раскрытия внутренних переживаний поэта....