Литературная военно-патриотическая игра "Недаром помнит вся Россия"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Валентина Александровна Дмитрова

Литературная игра посвящена 200-летию Бородинского сражения. Форма проведения: урок-игра для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида. Я думаю, что она будет интересна и для учителей общеобразовательных школ. За основу игры взято стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино". Цель игры: обеспечить единство воспитания и обучения. В ходе игры использовались разные коррекционные задания на развитие произвольного внимания, двигательной памяти, упражнения на координацию движений, что очень важно для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_nedarom_pomnit_vsya_rossiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             ГКОУ «Ненецкая СКШИ»

 г.Нарьян-Мар

                                               Учитель

Дмитрова Валентина Александровна

 «Недаром помнит вся Россия» 

Литературная военно-патриотическая игра

 (к 200-летию Бородинской битвы в войне 1812 г).

Цель:  обеспечить единство обучения и воспитания.

Задачи

Развивающие:

 

- проверка знаний программного материала учащимися;

- развитие потребности в творческой деятельности и умения работать в команде;

 - расширение кругозора и словарного запаса;

Коррекционные:

             

- коррекция слухового восприятия, устойчивости внимания, двигательной памяти;

- коррекция общей моторики, путём выполнения заданий на координацию движений;

Воспитательные:

- воспитание уважения к прошлому России, гордости за русский народ.

Оборудование: иллюстрации к стихотворению, листовка с названием игры, компьютерная запись песни группы Стаса Намина «Богатырская сила», презентация, учебники чтения.

                                                   Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

 Сегодня мы проводим литературную игру, посвящённую знаменательному событию, о котором «недаром помнит вся Россия».

За основу игры взято стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Слайд 1

- Почему оно так названо?

- Чему оно посвящено?  

- Что вам известно о Бородинском сражении?

Учитель.  Бородинское сражение – великое историческое событие, предмет гордости всего русского народа. Стихотворение Лермонтова «Бородино» было написано в 1837 году к  25 – ой годовщине войны 1812 года.

Это не просто стихотворение, это гимн русскому солдату, отстоявшему Родину от врага.

На уроке мы прочитали и проанализировали текст, наблюдали за развитием сюжета и поведением героев, провели словарную работу и выяснили значения трудных для понимания слов. Ваша задача – показать свои знания во время игры.

                                          План игры

  • Формирование команд    (уланы, драгуны)
  • Конкурс «Разминка»
  • Поединок «силачей»
  • «Продолжи строки»
  • Поединок стрелков
  • «Выбери правильный ответ»
  • Кроссворд
  • Подведение итогов игры

Игра начинается с диалога бывалого солдата и молодого человека, который спрашивает о Бородинском сражении.  (Инсценировка)

  Слайд 2   Портрет М.Ю. Лермонтова

I. Конкурс «Разминка»   (вопросы командам)

- Когда состоялось Бородинское сражение?

- Какой город защищала русская армия на Бородинском поле?

- Главнокомандующий  русских войск.

- Кто командовал французской армией?

- Назовите известных вам русских полководцев.

- Назовите других героев Великой Отечественной войны 1812 года. (Н.Раевский, Денис Давыдов, Надежда Дурова и др.)

- Кто такие драгуны?

Слайд 3   Показ драгунов

- К какому роду войск принадлежит солдат, рассказывающий о сражении?

- Что такое картечь? (артиллерийский снаряд для поражения противника на близких расстояниях)

- Как называется бой руками?  

Слайд 4  Изображение рукопашного боя

   

II. Конкурс «Поединок силачей»

(музыкальное сопровождение конкурса)

 Звучит  песня в исполнении группы Стаса Намина «Богатырская сила» (слова и музыка С. Намина).

Выходят по одному человеку из каждой команды (равные по силам), садятся за стол против друг друга, локти на стол и по команде борются руками.

III. Конкурс « Продолжи строки»

- Пришёл Кутузов…. (бить французов)

- Тяжело в учении…. (легко в бою)  (слова Суворова)

- Побеждать надо не числом,…. (а умением)   (слова Суворова)

- Голова в холоде, живот в голоде, а ноги…. (в тепле)  (слова Суворова)

- Забил заряд я в пушку туго и думал:… (угощу я друга)

- Уж постоим мы головою…. (за Родину свою)

- И молвил он, сверкнув очами:… (Ребята, не Москва ль за нами!)

- Изведал враг в тот день немало,… (что значит русский бой удалый…)

- Вот затрещали барабаны – (и отступили бусурманы)

(конкурс сопровождается показом иллюстраций на доске)

IV. Конкурс «Поединок стрелков»

Слайд 5   (показ оружия)

- Колющее оружие, вроде копья   (пика)

- Холодное оружие с длинным изогнутым стальным клинком   (сабля)

- Артиллерийское орудие, стреляющее ядрами   (пушка).

- Короткое ручное огнестрельное оружие   (пистолет)

После ответов на вопросы выходят по очереди участники команд и стреляют в мишень дротиками.   (Звучит песня «Богатырская сила»)

V. Конкурс « Выбери правильный ответ»

На доске слова и три варианта ответа. Выбрать правильный ответ.

Штык  -   это    (палка, шапка, колющее оружие)

Булат  -  это      (имя, масть лошади, твёрдая сталь)

Гренадёр – это  (фрукт, солдат, барабан)  (солдат, обученный метанию ручных гранат)

Лафет -  это        (буфет, удача (лафа)  или основание пушки)

VI. Кроссворд.

ф

м

р

м

о

а

у

з

с

н

н

а

к

с

у

ц

д

л

в

е

л

и

к

и

п

а

ч

а

я

и

р

а

н

в

е

р

  1. Город, который защищали русские солдаты.
  2. Бой холодным оружием.
  3. Конный воин с пикой.
  4. Страна, императором которой был Наполеон.
  5. Военный головной убор.
  6. Форменная одежда военных.
  7. Одновременный выстрел из нескольких орудий.

После конкурсов ребята читают стихотворение Лермонтова «Бородино».

Учитель. Бородинской битве многие художники посвятили свои полотна.

Слайд 6

Подведение итогов игры.

Рефлексия.

- Что вам понравилось?

- В каком конкурсе вы были более успешны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"

Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летию Бородинской битвы...

Презентация для проведения классного часа в рамках военно-патриотической работы на тему "ВМФ России". Для 5-6 классов, февраль 2014 года.

Презентация о силах, составляющих ВМФ России, подготовлена для проведения классного часа, посвящённого 23 февраля....

Сценарий конкурса военно-патриотической песни "И помнит мир спасённый"

Сценарий школьного этапа конкурса военно-патриотической песни "И помнит мир спасённый" для участников 5-11 классов...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «И БУДЕТ ПОМНИТЬ ВСЯ РОССИЯ…» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются  возможности использования педагогом литературной гостиной как формы активной коммуникации обучающихся при подготовке к итоговой аттестации по литературе....

Военно-патриотическое воспитание на уроках истории России в кадетской школе

Кадетские школы  представляют собой уникальную модель военизированного образовательного учреждения, имеющего ряд специфических особенностей. Одной из таких особенностей является приоритетность во...

Сценарий литературно-патриотического мероприятия «Недаром помнит вся Россия!»

В 2017 году мы отмечаем 205-летие одной из  славных страниц в истории нашей страны - Отечественной войне 1812 года и Бородинской битве.  В 1812 году «Великая армия» французс...

Ретроспективный анализ развития традиций военно-патриотического воспитания средствами музыки в России

Ретроспективный анализ развития традиций военно-патриотического воспитания средствами музыки в России...