Литературно-музыкальная композиция "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"
методическая разработка по теме

Труфанова Татьяна Владимировна

Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летию Бородинской битвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1812g.zip2.79 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция,

посвященная 200-летию Бородинской битвы

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

(сценарий, презентация)

Цель: воспитание патриотизма.

Задачи:

  • Формировать у учащихся знания об Отечественной войне 1812 года,  о Бородинской битве,
  • воспитывать  чувство гордости за свою страну, за свой народ,
  • воспитывать историческую память школьников, уважение к истории и культуре своей страны.

2 слайд

1 ведущий: Бородино! Деревня в 120 км к западу от Москвы, мало кому известная до 26 августа 1812г., стала местом славы русского солдата, славы России.

2 ведущий: В этот день на Бородинском поле произошло самое главное сражение войны 1812г, войны справедливо названной Отечественной.

3 слайд

1 ведущий: Незадолго до нападения на Россию, император Франции Наполеон говорил: «Через 3 года буду господином всего света, остается Россия, но я раздавлю ее.»

2 ведущий: Прошло 3 года. Победоносные русские войска вошли в Париж, а сам Наполеон был низложен и отправлен пленником на далекий остров Святой Елены.

4 слайд

1 ведущий: Истекая кровью, армия Кутузова приняла на себя главный удар на Бородинском поле и нанесла смертельную рану полчищам завоевателей.

1 чтец:    Мне о России надо говорить

                Да так, чтоб вслух стихи произносить,

                Да так, чтоб захотелось повторить

                Сильнее всех имен, сказать: «Россия!»

5 слайд

2 ведущий:   Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце».

2 ведущий: Но даже, когда  он взял Москву, триумфа не получилось.

1 чтец:   Напрасно ждал Наполеон,

              Последним счастьем упоенный,

              Москвы коленопреклоненной

              С ключами старого Кремля.

               Нет, не пошла Москва моя

                 К нему с повинной головою.

               Не праздник, не приемный дар,

               Она готовила пожар

              Нетерпеливому герою.

1 ведущий: Армия, сохраненная Кутузовым, но приказу «Отступать!» отошла в глубь страны, ибо, как считал великий полководец, с потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия.

2 ведущий: Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой захватнической войне.

6 слайд

2 чтец:  Ранним утром 26 августа Наполеон нанес свой 1-й, казалось, сокрушительный удар. Силы были неравны. «В таких условиях немыслимо было удержать в продолжение 3-х часов армию от совершенного разгрома, - писал Лев Толстой. – А русские продержались не 3, а более 10 часов и положили 58 тыс. противника против 44-х своих, и тем обескровили основные силы французов, заставив их отойти на исходные позиции.»

7 слайд

1 чтец: «Французская армия разбилась о русскую», - так метко сказал участник битвы генерал Ермолов.

Ученик: Скажи-ка, дядя, ведь недаром

                      Москва, спаленная пожаром,

                      Французу отдана?

                      (1, 2, 3, 4, 5 строфы)

                        Уж постоим мы головою

                        За родину свою!

1 ведущий: Самым ожесточенным местом в битве были Багратионовы флеши и батарея Раевского.

8 слайд

 Ученик:  Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

                          Французы двинулись, как тучи,

                          И всё на наш редут.

                          Уланы с пестрыми значками,

                           Драгуны с конскими хвостами,

                           Все промелькнули перед нами,                          

                            Все побывали тут.

 2 ведущий:   На Бородинском поле русские умирали там, где стояли. Они бились до последней пули, до последнего ядра, бились штыками. « «Умрем, но не сдадимся!» - говорили герои Бородина.

9 слайд

  2 чтец:  Князь Петр Иванович Багратион был из рода грузинских князей Багратиони. Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, он готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6 часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. Было отбито 7 атак, но князь Багратион получил смертельное ранение.

Ученик:  Полковник наш рожден был хватом:

                         Слуга царю, отец солдатам…

                         Да, жаль его: сражен булатом,

                          Он спит в земле сырой.

                          И молвил он, сверкнув очами:

                          «Ребята! Не Москва ль за нами?

                           Умремте ж под Москвой,

                            Как наши братья умирали!»

                           И умереть мы обещали,

                            И клятву верности давали  

                            Мы в Бородинский бой.

10 слайд

4 чтец: Офицеров 12-го года отличало особое чувство долга, чести и гордости, беззаветной храбрости. Именно это не позволило Андрею Болконскому (герою романа «Война и мир» Толстого) упасть на землю, когда рядом пролетел снаряд. Он взорвался, и князь Андрей получил смертельное ранение.( видео из фильма «Война и мир»)

 11 слайд

5 чтец: Дочь офицера русской армии, Надежда Дурова, мечтала о военной славе. Переодевшись, она выдала себя за мужчину и поступила на военную службу. В 1812г. Надежда Дурова под именем поручика Александрова с 1-го дня войны находилась в строю, была участницей 8 сражений. В Бородинской битве «кавалерист-девица» получила ранение в ногу, но даже после этого не оставляла службы.

12 слайд

 6 чтец: Николай Николаевич Раевский, отличившийся еще в польской кампании 1792 года, в критические моменты Бородинского сражения не раз поднимал солдат в атаку. Раненный в грудь картечью, со знаменем в руках, увлекая за собой сыновей, 10 и 14 лет, и призывая солдат, ринулся на врага. Он покрыл себя славой в Бородинской битве, защищая важный редут – узел русской обороны, названный в его честь «Батарея Раевского».

Слайды 13, 14, 15

Ученик:    Вам не видать таких сражений!

                    Носились знамена, как тени,

                    В дыму огонь блестел,

                    Звучал булат, картечь визжала,

                     Рука бойцов колоть устала,

                     И ядрам пролетать мешала

                      Гора кровавых тел.

                      Изведал враг в тот день немало,

                       Что значит русский бой удалый,

                        Наш рукопашный бой!

                        Земля тряслась, как наши груди;

                        Смешались в кучу кони, люди,

                         И залпы тысячи орудий

                        Слились в протяжный вой.

16 слайд

4 чтец:  На поле боя геройски погибли 2 брата из 5 братьев Тучковых. Александр Алексеевич (Тучков Четвертый) сражался на Багратионовых флешах.  В момент, когда бой принял опасный характер и солдаты Револьского полка заколебались, Тучков схватил знамя 1-го батальона и бросился вперед. Картечь сразила его на месте.

5 чтец:   Ах, на гравюре полустертом

              В один великолепный миг

              Я встретила Тучков Четвертый

              Ваш нежный лик,

          И Вашу хрупкую фигуру,

          И золотые ордена.

          И я, поцеловав гравюру

          Не знала сна.

17 слайд

6 чтец:   Жена Александра Тучкова, Маргарита Михайловна, всегда следовала за ним во всех войнах и походах. Но в этот раз проводила любимого Александра до Смоленска и вернулась в Москву. Больше они никогда не виделись. В сентябре 1812г. она узнала о его гибели.

В ноябре вместе с одним монахом она пыталась среди тел непогребенных воинов найти останки мужа. Чего ей это стоило – трудно вообразить! Поиски оказались напрасными. Ведь Тучков погиб от прямого попадания картечи. И тогда вдова решает поставить памятник на месте героической гибели русских воинов. Продав все свое имущество, в 1820г. она осуществляет это намерение.

18 слайд

1 ведущий:  Единый порыв – отстоять Россию – объединил все слои общества. Мальчики тоже рвались на войну. Лицеисты, среди которых учился 13-летний Пушкин, высыпали на улицу, когда проходили мимо гвардейцы на войну:

Сыны Бородина! Я видел,

Как на брань летели ваши строи.

И думой я торжественной

За братьями летел, - писал Пушкин.

19 слайд

2 чтец:  Никита Муравьев, высокий, стройный, с мягким лучистым взглядом, был воплощением благородства. В 1812г. против воли матери бежал из дому на войну. Пользуясь знанием французского языка, он хотел проникнуть в лагерь французов и убить Наполеона. По дороге «к французам» в одной деревне, мешая русские слова с французскими, он попросил кружку  молока и заплатил за нее рубль. Таких денег крестьяне никогда не видели. Они были бдительны и, заподозрив в нем французского шпиона, связали. Потом дело разъяснилось, и его отпустили. За участие в Бородинской битве он был награжден золотым оружием, которое было вручено герою самим Кутузовым.

20 слайд

1 ведущий: В Петербурге в Эрмитаже есть галерея 1812ггда. В ней портреты героев Бородинской битвы.

2 ведущий: Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Раевский, Ермолов, Коновницын, Никита Муравьев, братья Тучковы и многие-многие другие, в т. ч. Денис Давыдов.

21 слайд

3 чтец:  Усач. Умом, пером остер он, как француз,

              Но саблею французам страшен.

               Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы!

               И в ночь! Как домовой, тревожит вражий стан,

               Но милым дарит он в куплетах розы.

               Давыдов! Это – ты: поэт и партизан.

(Звучит романс «Не пробуждай» на слова Д.Давыдова)

 1 ведущий:  Денис Давыдов в 1812году был командиром 1-го Ахтырского гусарского полка. Отряд Давыдова из 50 гусар и 80 казаков на конях налетал на тылы французов, на транспорты с оружием.

22 слайд

1 ведущий:  Все генералы и солдаты наполеоновской армии испытывали чувство ужаса перед русскими, которые, потеряв половину войска, стояли так же грозно в конце, как и в начале сражения.

2 ведущий:   Французское войско было подобно зверю, истекающему кровью от смертельной раны, нанесенной под Бородино.

23 слайд (видео из фильма «Война и мир»)

1 ведущий:  Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы по старой Смоленской дороге, гибель французского нашествия.

2 ведущий: После Бородинской битвы была учреждена памятная медаль, которой награждались все участники битвы.

1 ведущий: В указе говорилось: «Воины! Славный год, в который поразили вы лютого врага, минул. Но не умолкнут громкие дела.»

24 слайд

5 чтец:  Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!

              Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,

              И шум оружия, и сечи, и борьбу.

              О, ринь меня на бой – ты, опытный в боях,

              Ты, голосом своим рождающий  в полках

              Погибели врагов предчувственные клики,

              Вождь наш, Багратион великий!

              Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!

              Но где вы? Слушаю: нет отзыва с полей

              Умчался брани дым, не слышен стук мечей…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

"Недаром помнит вся Россия про день Бородина" классный час в форме интеллект-шоу "Своя игра"

Данный классный час разработан для учащихся 6-8 классов. Проходит классный час в два этапа: 1 - исторический экскурс, 2 - "Своя игра" по теме классного часа. Сценарий классного часа сопровождается пре...

Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"

Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 6-ом классе. ...

Урок-презентация проекта "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", на котором учащиеся представляют результаты проектной работы "Историческая деталь в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...