Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Карпович Надежда Геннадьевна

Цель: Формировать представление о кровопролитных боях, которые вели  бойцы генерала Панфилова на подступах к Москве  в 1941 году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snega_podnimites_metelyu.rar32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дата ___27.04.2016_          Класс 5 б                  Предмет: чтение и развитие речи.                                                            Учитель Карпович Н.Г.

Тема: Л. Жариков  «Снега, поднимитесь метелью».

Цель: Формировать представление о кровопролитных боях, которые вели  бойцы генерала Панфилова на подступах к Москве  в 1941 году.

Задачи: 

образовательные: 

- формировать умение анализировать художественное произведение;

- расширить знания детей о Великой Отечественной войне;

- отрабатывать навыки выборочного чтения, умение работать с текстом.

коррекционно - развивающие :

 -развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения; выразительное , интонированное чтение произведения;

- развивать мыслительные операции ( обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста;

воспитательные: 

-воспитывать  нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания,  чувство патриотизма , гордость за мужество русских людей;

-воспитывать интерес к чтению произведений  патриотического характера, о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны

Тип урока:  получение новых знаний

Основные знания: _люди ценой своей жизни отстояли Москву, подвиг панфиловцев стал примером для других воинов

Понятийные значения на уроке: «отступать некуда, позади Москва..»

Оборудование:__ демонстрационный материал в форме компьютерной презентации, учебник чтения, индивидуальные  карточки  

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

  1. Организация начала урока

Цель : подготовка учащихся к работе на уроке

Проверка готовности к уроку.

-Желаю вам   быть на уроке  активными и внимательными.

Организация рабочего места.

Мы сюда пришли учиться.

Не лениться, а учиться.

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.

Создание эмоционально- положительного настроя.

  1. Проверка домашнего задания.

  Цель : установить правильность и осознанность выполнения д/з, определить типичные недостатки, устранить их в ходе проверки, обнаружение пробелов в знаниях.

- Назовите героев произведения Александра Ивановича Куприна «Белый пудель».

А)Восстановите последовательность произведения.

 Предложение дамы дедушке    Лодыжкину.

 Трилли и люди из дома.

 Выступление артистов.

 Бродячая труппа.

Б) Краткий пересказ по плану.

- Кто из героев вам больше понравился? Почему?

-О чём заставил задуматься рассказ Куприна «Белый пудель»?

Итог. Вывод.

3 гр. иллюстрации

Друзей не продают  и как бы тебе не было плохо нужно оставаться человеком.

Коррекция планирующей функции речи, долговременной памяти, монологической речи.

        3.   Актуализация знаний

Цель :  установить уровень усвоения произведения  ; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.

- Произведения какого раздела изучаем? (Из прошлого нашего народа)

- 9 мая мы будем отмечать великий праздник. Какой?

- В каком году началась Великая Отечественная война?

-В каком году закончилась война?

 Сколько лет длилась война?!

-Какую годовщину победы будет праздновать вся страна?

-71- ю годовщину наш народ празднует 9 мая.

-Что такое война?  (Ответы детей)  (Слайд 1)

-Теме Великой Отечественной войны  обращались многие поэты и писатели.

 -Сегодня на уроке познакомимся с произведением Л. Жарикова «Снега, поднимитесь метелью!». (Слайд 2)

Учебник стр. 217.

Биография (Слайд 3)

-Я хочу, чтобы в течении урока   вы подумали, почему автор назвал так своё произведение?

-Бои шли в ноябре 19941 года. Дивизия генерала Панфилова защищала Москву. (Слайд 4)

Бойцы  4 роты в составе 28 человек  держали оборону в  течении 4- х часов, пока не пришло подкрепление .

 Бойцам пришлось сражаться с 50-ю вражескими танками.

 Всю страну тогда облетели слова одного из защитников столицы Василия Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда – позади Москва!» (Слайд 5)

Когда кончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы фашистских машин. Все они погибли, но врага не пропустили.  Этот подвиг панфиловцев стал примером для других. Недалеко от Москвы на разъезде Дубосеково поставлен памятник героям. (Слайд 6)

- День Победы в Великой Отечественной войне.

-Великая Отечественная  война началась в 1941 году.

- Великая Отечественная  война закончилась 1945 году.

1)В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2)Война-это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков  свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

3)Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик,65 тысяч километров железнодорожных путей.

4)Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

5)Война- это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это  кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Рассказ ученика.

Ученик рассказывает.

Леонид Жариков русский писатель и публицист, автор нескольких произведений для детей и юношества. Он написал «Повесть о суровом друге», «Червонные сабли», «Пашка Огонь», «Судьба Илюши Барабанова» и ряда других.

   

 Дети читают стихотворение.

Родина.

(Роберт Рождественский)

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: « Вставайте на помощь» - Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое - Родина!

Горе твоё - это горе и наше,  Родина!

Правда твоя - это правда и наша,  Родина!

Слава твоя - это слава и наша Родина

Коррекция планирующей функции речи, мышления, коррекция зрительного и слухового восприятия.

      4. Физминутка.

Цель: смена деятельности; снятие напряжение мышц спины, плечевого пояса, кистей рук/ отдых для глаз, снятие напряжения.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть»

Дети выполняют движения .

Снятия напряжения.

Игровой приём здоровьесбережения

учащихся.

5.Закрепление нового материала.

Цель: Научить находить в тексте ответы на вопросы, развивать

 умение объяснять трудные слова,

расширять кругозор, словарный запас учащихся.

1. Чтение хором «трудных» слов

Ду-бо –се-ко-во

За-по-ро-шен-ные

Кро-во-про-лит-ная

Про-ти-во-тан-ко-вые

Бро-не-бой-ны-ми

Ав-то-мат-чи-ки

Ис-те-кав-ший

2. трудные слова

Эшелон танков – боевое построение танков.

Окоп-  углубление в грунте, защищающее  солдат и военную технику от поражения различными видами вооружения.

Разъезд-это переезд через ВЫСОКУЮ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ НАСЫПЬ. 

ВЫСОКАЯ ЖЕЛЕЗНОРОЖНАЯ НАСЫПЬ и глубокий ров перед насыпью  была непреодолимой преградой для  немецких танков.  Осенью ров был заполнен водой, а потом присыпан снегом! И оставалась только узкая дорога,  через переезд, которую, обороняли панфиловцы.

3. Перед чтением обратить внимание на вопрос:

  • *Где проходил бой?

4.Чтение учителем и хорошо читающими учениками 1 части стр.217-219.

5. работа по содержанию

  • *Где проходил бой?
  • *Что защищали бойцы в этом смертельном  бою?
  • *Почему этот бой можно назвать смертельным?

6. Выборочное чтение

  • *Как вели себя защитники Москвы?

- Сейчас,после знакомства с рассказом мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос: «Почему автор назвал своё произведение «Снега, поднимитесь метелью!» Возможно, появятся какие-то дополнения.

  • 7. Беседа по теме
  • *Какое место в рассказе вам запомнилось? Почему?

Итог.

Вывод: Чему учит рассказ?

- Прочитайте  слова из песни-гимна о Москве.

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков.

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

-Связаны ли слова этой песни  с рассказом «Снега, поднимитесь метелью?» Почему вы так думаете?

Звучит песня – гимн  о Москве.

Выбор. чтение.

- Бои шли зимой, в метель

-Кто-то (может быть автор или погибшие бойцы) просит метель прийти на помощь защитникам Москвы. Как будто сама природа готова им помочь.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ.

Вопрос 6, стр.221

Коррекция личностных качеств, установление причинно- следственных  связей.

Коррекция памяти, мышления, произвольного внимания.

        6. Подведение итогов  урока, оценивание обучающихся.

Цель : сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, отметить работу обучающихся.

     

Проанализируйте своё отношение к произведению.

- Какое чувство вы испытали про чтении произведения?

Итог. Оценки.

Чувство гордости, уважения.

Коррекция личностных качеств

  1. Домашнее задание.

Цель: озвучить задание, нацелить обучающихся на работу, предупредить возможные ошибки при выполнении задания.

 Выучить отрывок наизусть (стр 220-221)

В канун Дня Победы на улицах прохожим раздают Георгиевские ленточки. Это своего рода проявление уважения к защитникам нашего отечества. Символ того, что мы не забыли о их великом подвиге.

Прикреплять ленту на грудь ,с левой стороны.

От слов: Когда пустилась ночь… до слов: …спасённая смертью своих сыновей.

Дети завязывают георгиевские ленточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.

Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный,  с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки

Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.-Расширение культорологич...

Презентация «Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель»

«Погружаясь в вальс метели…»Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музы...

Г.В. Свиридов романс "Метель" к повести А.С. Пушкина "Метель"

Ход урока.Ученик: Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она. По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит....