Как на Руси колокола отливали да на звонницу поднимали или Нахождение части от числа и числа по величине его части Интегрированный урок математики и истории в 6 классе
занимательные факты по алгебре (6 класс) на тему

1.Отработка навыка решения задач на нахождение части от числа и числа по

    величине   его части.                       

 2.Знакомство с историей русских колоколов.

 3.Воспитание патриотических  чувств, гордости за русского  мастерового.

1.Отработка навыка решения задач на нахождение части от числа и числа по

 

    величине   его части.                       

 

 2.Знакомство с историей русских колоколов.

 

 3.Воспитание патриотических  чувств, гордости за русского  мастерового.

 

1.Отработка навыка решения задач на нахождение части от числа и числа по

 

    величине   его части.                       

 

 2.Знакомство с историей русских колоколов.

 

 3.Воспитание патриотических  чувств, гордости за русского  мастерового.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_na_rusi_kolokola....doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и истории

Темы урока: 

«Как  на Руси колокола отливали

 да на звонницу поднимали»

«Нахождение  части от числа и

числа по величине его части».

Цели: 

1.Отработка навыка решения задач на нахождение части от числа и числа по

    величине   его части.        

 2.Знакомство с историей русских колоколов.

 3.Воспитание патриотических  чувств, гордости за русского  мастерового.

Оборудование: 

выставка колоколов, рисунки  колоколов,  запись звучания колоколов.

Ход урока

Учитель математики

Сегодня мы будем решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части.

Устный счет. 

1.  а) ¾  от 20,   б) 0,2 от 16,     в) 1,7 от 10,      г) 0,3 от 40.  

2. Найти число, если:  а)  6 - это 2/3 числа,   б)  49 - это 0,7 числа.  

3.  Округлите:   а).  до десятых  3,115  и   2,26,   б) до десятков  95 637,715  и  209,54.

 

Учитель истории

О чем пойдет речь в задачах, поможет нам узнать загадка

«В церквях других созывает, а сам в них не бывает»

                                                               (колокол)

.…Шел зеленой долиной

       некий человек

       По имени Павлин,

       И послышался ему в

       Легком шелесте полевых

       Колокольчиков

       Переливчатый перезвон.

       И подумал он:

       А что если сделать

       Большой колокол

       С сильным и красивым

      Звоном,

      Чтобы  каждый человек

      Его услышал?

      Было это в Италии

      Полторы тысячи лет

      Тому назад-

      Так рассказывает легенда.

      А на Руси колокола

      Появились и живут

      Вот уже тысячу  лет.

О колоколах в России     впервые  упоминается в летописях 988 г.  Колокол, его чарующий звон - это один из символов Руси, ее силы, веры в будущее и памяти о прошлом.   Издавна его творили колокольные мастера-литейщики. Разной формой и величины были колокола. И для каждого делали свою форму из специально обожженной глины. В эту форму лили расплавленную медь. А для звучности колокола добавляли олово, свинец и даже серебро. И вот уже отлитый, отполированный  до зеркального блеска колокол подает свой голос.

       

В начале 17 века по приказу Б.Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это был как бы прадед Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле.  Для того,  чтобы его повесить, срубили  башенку из дубовых  бревен, где и поместили колокол на высоте 4  метров от земли.  Рассказывали, что к языку колокола были привязаны 2 каната, за которые брались по 12 человек, и тянули язык попеременно  то в одну, то в другую  сторону. Раздавался низкий, торжественный гул. Царь-колокол имел  массу 36 т.

В царствование Алексея Михайловича  во время пожара колокол упал и разбился.

       В 1654 г.  из его осколков  решили  отлить новый, еще больший  колокол.  Изготовить новый колокол предложили литцы   Пушечного двора.   За один год  литец Пушечного двора Данила  Данилов  с сыном  Емельяном отлили второй гигантский колокол, как бы дедушку нынешнего  Царь-колокола.  Какова масса второго Царь-колокола?

 Учитель математики

Зная массу  первого Царь-колокола,  мы можем, вычислить массу второго  Царь-колокола.

Задача №1. Первый  Царь-колокол имел массу 36 т. Это составляет 0,28125 от массы            нового Царь-колокола, отлитого в 1654 г. Вычислите массу второго  Царь-колокола.

Учащиеся решают  задачу на нахождение числа по величине его части:

       36 : 0,28125 = 128 (т.) – масса нового Царь- колокола, отлитого в 1654 году  Данилой Даниловым.

 Учитель истории

Отлитый Данилой  Даниловым колокол просуществовал всего год и треснул  от сильного удара языка по нему. Летом того же  1654 г. умер от чумы и литец  колокола Данила Данилов.  Отлить новый колокол взамен разбитого поручили Александру Григорьеву.

Он был моложе 20 лет, совсем безбородый. Григорьев   отливал  колокол  меньше года.

Мастер использовал уникальные  приемы, разработанные для изготовления колоколов.

Сначала на дне ямы, выложенной кирпичом,  из глины вылепили «болван», имеющий форму колокола. Затем его обжигали на костре до тех пор, пока он не станет тверже камня. Потом  на «болван» положили слой глины такой толщины, какой хотели отлить колокол, хорошо ее высушили, но не обжигали.  На засохшей глине укрепляли вырезанные из дерева украшения колокола. Затем  сплели « кожух»  из полос железа, обмазанных глиной, и надели его на «болван». На внутренней поверхности «кожуха» отпечатался рисунок колокола.  «Кожух» тоже обожгли, затем блоками подняли вверх и, убрав слой глины между «кожухом» и «болваном», опустили его на место. Готовый  «колокольный образец», состоящий из «кожуха» и «болвана», плотно замуровали в яме кирпичом, чтобы он не мог сдвинуться с места под тяжестью вливаемой в него меди.

Затем приступают к отливке.  Трое суток плавили в печах медь, и затем сутки заливали ее в форму.   Двое суток медь в форме остывала.

На Руси существовало поверье: чтобы колокол получился звонким, нужно при его отливке распространить нелепейший слух. Все знали об этом  обычае и, когда хотели сказать, что сообщение ложно, говорили «колокол льют», а о человеке, утверждающем то, во что не вериться, говорим, что он «заливает».

Чтобы  поднять колокол из ямы, собрали огромную деревянную конструкцию.  Более 1000 стрельцов канатами поднимали колокол. Оказалось, что его масса еще больше, чем масса старого колокола.

Учитель математики

Задача № 2.  Царь-колокол, отлитый в 1654 г., имел массу 128 т, а отлитый в 1655 г.- массу на 0,125 больше предыдущей. Вычислите массу колокола, отлитого в 1655 г.

Учащиеся решают задачу на нахождение дроби от числа:

1). 128* 0,125 = 16 (тонн) – больше новый колокол, чем старый.

2). 128 + 16 = 144 (тонны) – масса нового Царь-колокола, отлитого в 1655 году Александром Григорьевым.  

Учитель истории

К этому колоколу вковали  огромный  железный язык. Толщина его была такова, что  с трудом  могли обхватить его руками, длина  же более полутора роста. К языку были привязаны 4 каната, по 2 на каждую сторону. Звонари, стоявшие на площади, по очереди осторожно, чтобы не завалить колокольню, тянули  их.

Учитель математики

Задача № 3.  Царь-колокол имел массу 144 т, а масса его языка составляла 0,03 массы колокола. Вычислите массу языка с точностью до 1 тонны.

Учащиеся решают задачу на нахождение дроби от числа:

   144 * 0,03 = 4,32  4  (тонны) - масса языка Царь-колокола, отлитого в 1655 году  Александром  Григорьевым.    

Учитель истории

Колокол, отлитый  Григорьевым, много лет висел на деревянных «подмостьях». Его можно было хорошо рассмотреть. Известно, что на его поверхности были изображения царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха Никона и херувимов. Только через 24 года нашелся умелец, который  за 9 месяцев смог поднять  этот колокол  на Успенскую звонницу. Этим мастером был Ивашка Кузьмин.

Однако 19 июня 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал и разбился.

В 1730 г. императрица Анна повелела из сохранившихся  кусков отлить новый, но еще большей массы. За работу взялся  Иван  Моторин, затем работу продолжил его сын Михаил. В 1735 г  Михаил Моторин  отлил новый еще больший колокол.

Это огромнейший и единственный по своей величине во всем мире  Царь-колокол.  

Какова масса колокола?

Учитель математики

Задача № 4.   При отливке в 1735 г. Царь-колокола в плавильные печи загрузили 15312 пудов 24 фунта меди и олово.  После  отливки в печах осталось неиспользованными 2985 пудов 8 фунтов металла. Какова истинная  масса колокола, если известно, что 1 пуд = 16,380 кг, а 1 фунт = 0,4095 кг. Округлите полученную величину с точностью до десятков тонн.

Учащиеся решают задачу.

1). 15 312 - 2985 = 12 327 (пудов).

2). 12 327 *  16,380 = 201 916,26 (кг).

3). 24 - 8 = 16(фунтов).

4). 16 * 0,4095 = 6,552 (кг).

5). 201 916,26 + 6,552 = 201 922,81(кг) = 201т 922кг 810г  200тонн(с точностью до десятков тонн).

Учитель истории

В 1731 г в Москве  оказался  вятский крестьянин Леонтий Шамшуренков.  В то время там отливали самый большой  в мире колокол весом около 12 тысяч пудов.  Посмотреть на это чудо зашел и Шамшуренков.  У него сразу же возник вопрос: как можно такую тяжесть поднять на колокольню  Ивана Великого. Леонтий  смастерил  подъемник и изобрел  кружало.  Сразу же пошел опять в Москву, в сенаторскую контору подал донесение о своем «снаряде», «подъемнике».  Снаряд Шамшуренкова был принят в Москве.

В 1737 г. стали поднимать  Царь-колокол, но начался пожар.  Москвичи, тушившие пожар, поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавиться.  Но от неравномерного охлаждения колокол треснул во многих местах, а одна трещина  оказалась такой глубокой, что кусок колокола отвалился.

Работы  были прекращены, и он около 100 лет пролежал в литейной яме.

Только в 1836 г. по поручению Николая I колокол подняли и передвинули на гранитный пьедестал у «Ивана Великого», где он находится и поныне.

Учитель математики

Что мы сегодня повторили по математике, а что узнали из истории своего Отечества?                    Домашнее задание по математике.

Задача № 5.   Царь-колокол имеет массу 200 тонн. Масса осколка составляет 0,0575 массы колокола. Какова масса осколка?

  Решение.

200 * 0,0575 =  11,5 (тонн) = 11т 500кг – масса осколка.

Учитель истории

Звон колокола  издревле был голосом Родины. Он воспевал ее силу и красоту, он напоминал о долге перед ней.  А если колокол  умолкал - это значило, что родину постигло несчастье.  Колокола покоренного города были желанными трофеями для победителей.

Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты.

Большей кары, чем лишение  колокола, не было для опального города.

Где же еще применяли колокола, кроме звонниц?

Ученик 1

 На холме в центре села Лекма  стояла красивая церковь. Рядом возвышалась  колокольня.

Утро, день и вечер встречали сельчане колокольным звоном. На колокольне Троицкой церкви было 14 колоколов.   Утренний благовест несет благую весть о том, что начинается день, всходит солнце. Днем несется трезвон – переклик многих колоколов. А в праздничные  дни  колокола вступают в перезвон.

Но бывает и тревожный гул колокола – НАБАТНЫЙ - во время пожара или в пургу да в буран, чтобы путники не сбились с дороги.  В старину говорили даже, что в предвестие беды, когда враг подходил  к воротам города, колокола сами голос подавали.

А если соединит колокола с часами, то они и каждый час будут отбивать. Такие колокольные часы называются курантами. Особенно хорошим литьем был знаменит небольшой городок Вятской губернии Слободской, где первый колокололитейный  завод был основан братьями Бакулевыми в 1754 г.

Самые известные изделия наших предков колокола и колокольчики. С почтовыми тройками разлетались во все концы России слободские колокольчики.   На все лады  заливались поддужные колокольчики.

В старину исправно несли свою службу малые колокольчики. Каждому люди дали милое, звучное и точное  имя.

Звоник-колокольчик дверной и ручной.

Звонушка- младенческая забава, погремушка.

Тихо позванивают и словно болтают  между собой «болты-болты»  колокольцы ботало. Их надевают на коров, коз и пастух спокоен: они не потеряются.

Звучит колокол и в открытом море. Но зовут его  здесь по-корабельному – РЫНДА. Рында объявляет подъем и аврал, возвещает конец вахты и зовет на обед.

 Только  не часами он отмеряет время, а склянками – гулкими ударами. Два удара колокола равны одному часу.  «Две склянки», - говорят моряки.

Колокола,  как и люди, имеют свои имена. Есть Сысой, Полиелейный.

Самые голосистые колокола в городе Ростове Великом.   И,  конечно же, самый знаменитый Царь-колокол в Москве.

Прослушивание звона различных колоколов.

 Ученик 2.

Колокол – мерило мастерства,

Вместе с тем и времени мерило,

И молва недаром объявила

Труд литца явленьем колдовства.

Плавность линий. Гармоничный звук-

Единенье  и души, и тела…

Кто поверит в то, что это дело

Было делом заурядных рук?

Кто оспорит, если чрез века,

Мастерства и времени мерило

Кованым железом языка,

Русским языком заговорило?

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ( математика +история) в 7 классе по теме "Решение задач с помощью уравнения"

вырабатывать навыки  Материал приурочен к году Истории. Данная методическая разработка в интересной форме позволит : закрепить навык составления уравнения по тексту задачи, умения решать...

Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "Страна фараонов и сфинксов"

Урок обобщения и систематизации знаний по темам: "Действия с многозначными числами" (математика) и "Древний Египет" (история)....

Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "Страна фараонов и сфинксов"

Урок обобщения и систематизации знаний по темам: "Действия с многозначными числами" (математика) и "Древний Египет" (история)....

Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "История родного края и десятичные дроби"

Изучение истории нашей страны, ее далекого прошлого обогащает нас знаниями о том, какой путь прошли наша страна и ее народ, помогает лучше осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Однако наши знан...

Интегрированный урок математики и истории Пензенского края в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Материал представляет собой интегрированный урок математики и истории Пензенского края, составленный на краеведческом материале Пензенской области...

Открытый урок по теме "Действия с многозначными числами" (интегрированный урок математики и истории)

На уроке учащимся предлагается совершить путешествие в Древний Египет с помощью математики....