Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "История родного края и десятичные дроби"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Беседина Антонина Николаевна
Изучение истории нашей страны, ее далекого прошлого обогащает нас знаниями о том, какой путь прошли наша страна и ее народ, помогает лучше осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Однако наши знания об истории Отечества не будут полными без знания истории своего родного края. Как жили наши далекие предки на земле Оскольской? Как они заселяли и осваивали ее, как боролись за свое выживание в битвах с многочисленными иноземными захватчиками? Какие исторические события оказывали наибольшее влияние на его судьбу?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

А.Н. Беседина, учитель математики, С.И. Голубина, учитель истории, МБОУ «Тростенецкая СОШ» Новооскольского района Белгородской области

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Действия с десятичными дробями», познакомить учащихся с историей родного края, показать связь математики и истории.

Задачи:

образовательные:

  • повторить действия с десятичными дробями;
  • узнать биографию  родного края;
  • применить перенос знаний в новую ситуацию

развивающие:

  • развитие познавательного интереса к математике и истории;
  • развитие логического мышления и внимательности;
  • развитие умений рассуждать и анализировать;

воспитательные:

  • привитие навыков коллективной и индивидуальной работы;
  • привитие чувства патриотизма и любви к малой родине.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, жетоны с изображением герба города Новый Оскол.

Тип урока: интегрированный.

Ход урока

                                           

                                                                                    Да ведают

                                                                                    потомки православных

                                                          Земли родной минувшую судьбу.

                                                                                А.С.Пушкин

I. Организационный момент

     (готовность к уроку)

II. Мотивация к обучению

         Учитель истории: Изучение  истории нашей страны, ее  далекого прошлого обогащает нас знаниями о том, какой путь прошли наша страна и ее народ, помогает лучше осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Однако наши знания об истории Отечества не будут полными без знания истории своего родного края. Как жили наши далекие предки на земле Оскольской? Как они заселяли и осваивали ее, как боролись за свое выживание в битвах с многочисленными иноземными захватчиками?  Какие исторические события оказывали наибольшее влияние на его судьбу? Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

         Учитель математики: Так как мы сегодня будем говорить о прошлом, то нам нужно познакомиться со старинными мерами длины, площади, веса. У каждого из вас на столах имеется таблица старинных мер. При выполнении заданий мы будем ее использовать. Решая примеры, уравнения и задачи, вы будете одновременно узнавать интересные сведения из истории нашего края. За любое правильно выполненное задание  каждый из вас будет брать жетон с изображением герба города Новый Оскол (Приложение 1). Если у вас наберется 12-15 таких жетонов, вы заслуженно получите оценку «5», за 8-11 жетонов – оценка «4». Других оценок, я надеюсь, на этом уроке у нас не будет.

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

     Устные упражнения.1) Вспомнив правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, вычислим устно: 18,6 + 4,2 ; 3,3 + 15 ; 9 – 4,3 ; 30,25 – 20,2 ; 6 0,8 ; 0,4  0,3 ; 0,5 0,08 ; 4  0,25 ; 0,52  100 ; 52  0,01 ; 4  0,4 ; 2,4  1,2 ; 4,2 0,21 ; 59  100 ; 0,63  0,1. 2) Округлите меры длины и меры веса, представленные у вас в таблице до единиц.

Меры длины

Меры веса

Меры площади

1 верста=1,0668 км

1 сажень=2,1336 м  

1 миля=7 верст  

1 дюйм=2,51 см                                

1 фунт=409,512 г

1 пуд=16,38 кг

1 безмен=1 кг

1 десятина=1,09 га

 1четь=1600 кв.саженей

1 кв.сажень=4 кв.м

1 сотка=100 кв.м

     Поговорим о нашем крае в древности.  Как назывался раньше Приоскольский край, расположенный вдоль юго-восточной границы Руси?  Об этом  мы узнаем, выполнив следующее задание: на доске вы видите уравнения. Такие же уравнения записаны у каждого на листочках. Тот, кто первый решил, выходит к доске и записывает решение. А затем по таблице – ключу составляем слово.

Первое слово:                                            Второе слово:

  1. 48,36 + х =78,5;                          1) х + 2,7 = 11,5;

     2)   у + 0,896 = 1,07;                           2) 25у = 1,5;    

     3) 7,36 – х = 3,04;                                3) а : 4,8 = 2;

     4) 9 – у = 1,5;                                

5)0,74 – х = 0,25;

Таблицы-ключи          

     4) 54:у=1,8


7,5

0,174

30,14

0,49

4,32

о

и

д

е

к

9,6

8,8

30

0,06

л

п

е

о

Ответ: Дикое поле

IV. Изучение и закрепление материала

      Учитель истории. Древнейшие обитатели края жили небольшими группами - родовыми  общинами. В основном они занимались охотой на крупных животных, пользовались каменными орудиями – остроконечниками и скреблами. Скреблами женщины обрабатывали добычу.

Учитель математики. Нам с вами тоже придется потрудиться. Покажем, как мы умеем сравнивать  десятичные дроби (работа в парах с взаимопроверкой).

Сравните дроби:

15,8 и 15,61                                                    67,4 и 67,27

0,012 и 0,12                                                    0,138 и 0,9

346 и 346, 01                                                  51  и  51, 03

56,27 и 56,4                                                    26,5 и 26,341

9,042 и 9,09                                                    12,01 и 12,1.

      Учитель истории. В 6-7 вв. н.э. в нашем крае появились славянские поселения, жители которых занимались скотоводством,  бортничеством, пашенным земледелием. Приосколье, как и другие земли Руси постоянно подвергались опустошительным набегам кочевников. Крымские татары совершали свои хищнические набеги, используя для этого степные дороги, по которым проникали в центральные районы России. Две татарские дороги (сакмы) проходили через Приосколье:  Изюмская и Кальмиусская  сакмы.  Двигаясь по этим дорогам татарские отряды, отделялись от главных сил, окружали селения, грабили, жгли их, резали сопротивлявшихся, уводили с собой мужчин, женщин и детей, угоняли домашний скот.  В 1596 г государь - царь и великий князь Федор Иванович всея Руси обратился к служилым:

          «Южные рубежи  государства нашего весьма худо защищены. И рыщут там степные кочевники, разоряя грады и веси наши. А посему велю вам, верным слугам царевым, ехать на поле то дикое, на Донец и по иным рекам смотреть, где государю городы поставить, дабы границы Руссии от татей защитить…»

Воеводе, князю Василию Петровичу Львову, было поручено на реке Осколе определить место будущего города-крепости. После утверждения Разрядным приказом воевода приступил к постройке города. Работами руководил опытный инженер Давид Николь.

      Учитель математики. Город – крепость строился, а мы тоже потрудимся: узнаем как же название дали этому городу. Мы  расшифруем название, если выполним следующее задание: Я  придумала для вас несколько примеров на действия с десятичными дробями, но стерла в них запятые. Получились равенства, которые записаны на доске. Вам необходимо в нужном месте поставить запятые  (В случае правильного ответа сообщается буква).

  1. 32 + 18 = 5;               8) 23 + 37 = 5;
  2. 736 – 336 = 4;           9) 68 – 38 = 2;
  3. 3 + 108 = 408;          10) 46 + 24 = 7;
  4. 42 + 17 = 212;          11) 11 + 19 = 3;
  5. 57 – 4 = 17;              12) 84 + 26 = 10;
  6. 63 – 27 = 603;          13) 132 – 42 = 9.
  7. 58 + 29 = 609;                Ответ: Царёв – Алексеев.

       Учитель истории. И вырос город  Царев – Алексеев. (1647).  Город - крепость: длина городских стен 596 саженей ( сажень равен 2,13 м). По периметру стояло 16 шестистенных башен. На стены и башни ушло 17107  бревен. Вестовой колокол имел вес 14 пудов 15 гривенок.  Через два года – в 1649 году – было завершено и сооружение земляного вала высотой в две сажени без чети (3,7 м). Вал назывался «турецким». В нашей местности участок этого вала с учетом выдвинутой на правый берег реки Оскол засеки составлял 24 версты. Вал решал стратегическую задачу – перерезал западный участок Кальмиусской сакмы.

Изображение крепости Царев-Алексеев с плана середины XVII в.

      Ученик сообщает информацию: Засека – организованный завал деревьев; деревья подсекали широкой полосой и они своими сухими торчащими ветками создавали для конницы непреодолимую преграду.

      Учитель истории.  Вдоль степных дорог, по которым татары совершали набеги, насыпались курганы со сторожевыми вышками. На кургане с вышкой находился воин – наблюдатель. Как только наблюдатель замечал вдали облако пыли, поднимаемое татарской конницей, он сообщал об этом вниз, другой воин вскакивал на коня и нес тревожную весть до следующего кургана. И так дальше. Одновременно наблюдатель на вышке зажигал паклю со смолой. Как вы думаете, для чего он это делал?

      Учитель математики. Решим задачи: 1. Расстояние между курганами 5 верст. За сколько времени воин-всадник преодолеет это расстояние, если  скорость лошади равна 25 км/ч? Ответ выразите в минутах.

2. Вдоль участка турецкого вала, протяженностью 13 верст скачут навстречу друг другу два всадника. Скорость одного из них 25 км/ч. Найдите скорость второго всадника, если они встретились через 15 минут.

     Учитель истории. Таким образом, новый город-крепость на Осколе стал препятствием на пути крымских татар, совершавших набеги на Русь на ее южных границах.

     Значение Царева-Алексеева в оборонительном отношении усиливалось, он стал постепенно расширяться.  Сюда переселялись беженцы, образовывались села, вырастали целые слободы: Великомихайловская, Серебрянская, Слоновская и другие. В это время образовалось и наше родное село – Тростенец.  В 1655 году на основании грамоты, выданной на имя воеводы Романа Сатина, город переименован в Новый Оскол.

V. Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.                                                        

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз-хлопок и вверх-хлопок.

Край родной мы изучаем,

Точно знаем – будет прок.

Крутим – вертим головой,

Краеведы мы с тобой.

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперед.

И за парты все вернулись,

Вновь урок у нас идет.

Ученик. С сообщением – презентацией истории села Тростенец выступает ученик.

Село Тростенец

        Учитель истории. Постепенно  крепость Новый Оскол утратила  свое военное значение. С 1779 года Новый Оскол стал уездным городом Курской губернии с населением 1484 человека. В Новооскольском уезде насчитывалось 11 крупных землевладельцев, имевших более 1000 душ крепостных. Так, например, князь Ю.Н. Трубецкой имел 20973 десятин пашни. Подсчитайте, сколько это составляет гектаров  земли. Как и по всей Стране в Приосколье прокатилась волна крестьянских восстаний.  Даже после отмены крепостного права в 1861 году императором Александром 2, волнения продолжаются, так как крестьяне после реформы оказались ограблены. В Новооскольском уезде земля распределилась так: в 230 помещичьих владениях 69764 десятин земли, у 25366 крестьян – 47851 десятина земли.

        Учитель математики. Задача. 1)Землю крестьянам давали только на членов семьи мужского пола. В крестьянской семье трое мужчин. На каждого из них выделяют 3 чети пашни. Вычислите  площадь ( в сотках) пахотной земли этой семьи.

   2) В Новооскольском уезде площади 43329 десятин собирали по 49,9 пуда ржи с десятины, озимой пшеницы-49, овса-44, ячменя-40,7, подсолнечника-30,5 пуда. Рассчитайте урожайность этих культур в центнерах с 1 гектара.

Учитель истории. После установления в нашем крае советской власти и окончания гражданской войны началось мирное строительство. Организуются машинно-тракторные станции, создано 120 колхозов.

Учитель математики. Самостоятельная работа  (решение задач с последующим комментированием с места)

  1. Трактористу нужно вспахать поле площадью 20 десятин. Сколько дней ему понадобится, если в день он будет пахать по 4,8 га?
  2. Чему равна площадь огорода (в м²), если его длина 15 саженей, а ширина 10 саженей?
  3. Для того, чтобы засеять поле  площадью 2 га купили 6 пудов зерна. Сколько килограммов зерна будут высевать на 1 га? Какой урожай получат с этого поля, если урожайность будет 16 пудов с 1 га?

     Учитель истории. Но мирная жизнь оборвалась в июне 1941 года, когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. 3 июля 1942 года  в город  Новый Оскол  пришли фашисты. Долгих семь месяцев длилась оккупация, за время которой было уничтожено 157 мирных жителей, многих юношей и девушек угнали в Германию. Новооскольцы на различных фронтах войны сражались за родину, приближали день победы.

 

В Книгу Памяти занесено 9383 новооскольца, погибших в годы войны. Мы с вами будем вечно помнить, и чтить своих героев-освободителей, сражавшихся за честь, свободу и независимость Родины (показ слайдов с памятниками воинов – освободителей).

Ребята, а кто знает, какой заповедник расположен на территории нашего района?

          Ученик выступает с сообщением – презентацией «Стенки Изгорья»

- «Стенки Изгорья» входят в единый Центрально – Черноземный биосферный заповедник наряду с Лысыми горами, Ямской, Казацкой и Стрелецкой степью. Лесная растительность характеризуется двумя лесными формациями. Это формация дубрав, или широколиственных лесов с преобладанием дуба, и формация черноольшанников. Помимо этого здесь еще имеются участки пойменных родников и пойменных дубрав. Еще этот участок интересен наличием реликтовой меловой сосны, сохранившейся здесь еще с ледникового периода. Возраст этой сосны, по разным источникам,  определяется от 150 до 350 лет.

Меловой бор расположен на левом склоне долины реки Оскол в 9 – 10 км к югу от города Нового Оскола на территории Слоновского лесничества Новооскольского лесхоза. В ландшафтном отношении «Стенки Изгорья» представляют собой  сочетание взаимосвязанных урочищ. Средний возраст сосен 170 – 200 лет. Сконцентрированы они в верхней части склонов западной Экспозиции – двух межбалочных гребней. На южном гребне располагаются 10 сосен, на северном – 6. Около 700 видов растительности, многие из которых занесены в Красную Книгу, уместились на 260 гектарах этого удивительного уголка природы.

Стенки Изгорья

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия

      Учитель истории. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много интересного о прошлом нашего родного  Приосколья  и  хотела бы напомнить  вам, что в нашей школьной библиотеке имеются интересные книги, из которых вы можете почерпнуть много полезной и интересной информации об истории Нового Оскола.

Учитель математики. Я бы хотела, чтобы вы поделились с нами и друг с другом своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.

- Понравился ли вам урок?

- Что было самым интересным?

- Какие у вас будут пожелания?

      V. Домашнее задание.

Повторить §§6,7, выполнить № 1517(а), 1520, 1522.

Составить кроссворд по истории родного края.

Литература

  1. Виленкин Н.Я. , Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд  С.И. Математика.  5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
  2. Забродин П.Т. Новооскольцы в боях за Родину 1941-1945 гг. – Белгород: Крестьянское дело, 2000.
  3. Крупа И.Н. Царев-Алексеев – Новый Оскол.  – Белгород, 2004.
  4. Овчинников В. В. Новооскольский край: земля и люди России. - Белгород, 2010.
  5. Никулов А.П. Оскольский край.- Старый Оскол, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Данный материал содержит подробный план открытого урока по теме "Действия с десятичными дробями", а также презентацию к этому уроку..Презентация поможет учителю заинтересовать учащихся , привить любов...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

Интегрированный урок математики и истории Пензенского края в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Материал представляет собой интегрированный урок математики и истории Пензенского края, составленный на краеведческом материале Пензенской области...

Интегрированный урок «Уроки Сергия Радонежского» (история и культура родного края +чтение и развитие речи) в 5 классе

Цель: приобщить учащихся к святоотеческому и историко - культурному наследию России.Задачи:Обучающая: - приобщение обучающихся к духовной культуре и традициям на основе изучения жития Преподобного Сер...