Метод проектов на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему

Воронина Анна Сергеевна

Использование метода проектов на уроках РЯиЛ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках русского языка и литературы

                                         

          Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования. Один из способов решения этой задачи – использование метода проектов на уроках русского языка и литературы.

            Учебный проект – это организационная форма работы, которая, в отличие от занятий или учебного мероприятия, ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно–познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

           Следует отметить, что во время работы над проектами на уроках литературы существенно развиваются навыки самостоятельной работы учащихся (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью, работать со справочными материалами, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументированно отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать результаты работы).

            При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно, это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.

          На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. (Например. «Русский исторический роман 20-30-х гг.», «Литература русского зарубежья», «Тема Гражданской войны в литературе 20-х гг.») С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.

          Задача изучения литературы в старших классах - обогащение читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, который включает в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс.

             Методика организации проекта предполагает несколько этапов: планирование работы над проектом; аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний); этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков); презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников). Защита проектов проходит  в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектор.

Использованная литература:

1. http://pedsovet.org

2. Intel “Обучение для будущего”. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – 10 изд., перераб. - М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. + СD

3. Intel  “ Обучение для будущего”: Учебное пособие – 9 изд., перераб. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008. + СD

4. Министерство образования РФ         http://www.ed.gov.ru/

5. «Российское школьное образование»

http://www.school.edu.ru/

6. Государственная научная педагогическая

библиотека им.К.Д.Ушинского

7. http://www.gnpbu.ru

Российская государственная библиотека

http://www.rsl.ru

8.Триникси.ру (плакаты времен гражданской войны)

http://trinixy.ru/52576-plakaty-vremen-grazhdanskoj-vojny-80-foto.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК  И    ВО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Предназначен для учтелей,занимающихся этим видом творческой деятельности.Материал сод...