Открытый урок по литературе, посвященный 100-летию со дня рождения К.М.Симонова 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кодзоева Лейла Османовна

Урок посвящен дню рождения писателя. Весь класс принимал участия в этом уроке. Проходил он в школьном музеи Боевой славы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе,

посвященный 100-летию со дня рождения К.М. Симонова.

6 класс

Учитель: Кодзоева Л.О.

Тема Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

Поэзия К.М. Симонова. «Ты помнишь, Алёша дороги Смоленщины».

  От человека остаются только лишь дела его.

Максим Горький.

Цели урока:

Обучающие:

Знакомство со стихотворением К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» периода Великой Отечественной войны;

 показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями;

 Развивающие:

 развивать познавательные способности учащихся;

коммуникативные и информационные компетентности;

раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

 способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

 воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Используемое оборудование:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Экран

      Электронная презентация.

Краткое описание:

На уроке в 6 классе учащиеся знакомятся с биографией К. Симонова, анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа стихотворения, выделяют лексические и изобразительно-выразительные средства языка.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Много лет прошло, как отгремели последние залпы ВОВ. Всё меньше остается среди нас ветеранов, которые были свидетелями этого чудовищного времени.

Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких, к тревоге за судьбу свих детей.

Память павшим вечна. Этому подтверждение-бесконечные колонны людей в «Бессмертном полку» в нашей стране и государствах мира.

  Особые чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.-самый популярный  жанр на войне.

(звучит песня на стихи Р. Гамзатова «Журавли»).

«Когда грохочут пушки, музы молчат», - говорится в народе. Но самого начала и до последнего дня войны не умолкал голос поэтов, к которому прислушивались чутко, как  никогда.

У нас необычайный урок. Мы будем говорить сегодня говорить о поэзии Великой Отечественной войны. На  фронт тогда ушли более 1000 писателей и поэтов, а вернулись около 600.

Поэт ,судьба которого совпала с войной- это К.М.Симонов (1915-1979), который прошёл всю войну в качестве военного корреспондента.

(Звучат стих. »Жди меня», «Сын артиллериста»)

Героическое содержание этого стихотворения позволяет отнести его к жанру баллады.

  1. Презентация  учащихся «Биография и фото К.М.Симонова».
  2. Викторина по жизни и творчеству К. Симонова.

1.В каком городе и когда родился К. Симонов?

2.Кто привил любовь к литературе будущему писателю?

3.В каком году К. Симонов  заканчивает Литературный институт?

4.Как называется первая поэма К. Симонова, написанная в 1938 году?

5.С какого года начал печататься писатель К. Симонов?

6.Первая пьеса Симонова?.

7.Первое  большое прозаическое произведение писателя?(1943-1944)

8.Кому посвящено стих. »Жди меня»?

9.Как назывался журнал, в котором главным редактором был К. Симонов?

10.Какое воинское звание было присвоено Симонову после войны?

11.Любимый жанр писателя?

12.Сколько раз писатель награждался высокими госнаградами-премиями и какими?.

13.Когда и где умер писатель?

14.Где был развеян прах К. Симонова по его завещанию?

  1. Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?»

Записи в дневнике писателя об отступлении наших войск в первые дни войны.27 июля – бои под Смоленском и отступление под Житомиром. Под этими впечатлениями написано стих.

Чтение стих. учителем. Словарная работа.( устаревшие слова)

1.кринка -глиняный удлинённый горшок для молока,

2.тракт – большая проезжая дорога,

3. погост – кладбище,

4. салопчик – женская одежда.

  1. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.

–Сколько частей в стихотворении?

-К кому обращается К.Симонов?

-Какие эпитеты использовал автор и зачем?

-Что значит олицетворения и есть ли они в тексте?

-Чей образ предстаёт в последней строфе?

-Есть ли в тексте антитеза? Инверсия?

-Что значит любить Родину? Как  поколение поэта доказало эту любовь?

-Как вы думаете, какой период войны описан в стих-нии?

-Какую проблему ставит автор?

-К чему призывает? Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

  1. Рефлексия. Это стих. обращено к нашей памяти, чтобы мы не забывали те трудные годы для нашей страны и народа.
  2. Д/з. отрывок наизусть

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Симонов

Слайд 2

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии.

Слайд 3

Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. Детство

Слайд 4

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений — в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова. В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму «Павел Черный».

Слайд 5

С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника.

Слайд 6

Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Слайд 7

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Военный корреспондент

Слайд 8

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.

Слайд 9

27 сентября 1974 года Симонову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом «Знак Почёта» , медалями, иностранными наградами. Знак Почёта Орден Ленина Орден Красного Знамени

Слайд 10

Скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. мемориал "Буйничское поле", камень Константину Симонову.

Слайд 11

Спасибо за Внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Сценарий урока "Жизнь-подвиг", посвященный 95 летию со Дня рождения Махрова А.Г."

Сценарий урока по патриотическому воспитанию учащихся.Материал разработан в честь 95 летия со Дня рождения  Героя Советского Союза Махрова А.Г.(уроженца Атюрьевского района)...

Интегрированный урок литературы,посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Фотографии.

Учитель русского языка и литературы и педагог-библиотекарь в рамках празднования великй даты в истории российской культуры, приняли участие в проекте  "Юбилейный урок",посвященный творчеству М.Ю....

Фотоматериалы открытого заседания литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Презентация содержит фотографии  литературной гостиной с творческим названием "Пока свеча горит"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого

Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт»  Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...

Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»

Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»...