Сочинение 2016г.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10 класс) на тему

Ухмачёва Надежда Григорьевна

Темы сочинений по литературе для учащихся 11 класса (Список литературы, примерные темы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochineie_2016_god.docx29.75 КБ
Файл sochineie_2016_god.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

                               Сочинение 11 класс  2016 год.

  1. Время
    Пояснение - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
  2. Дом
    Пояснение - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
  3. Любовь
    Пояснение - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
  4. Путь
    Пояснение - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
  5. Год литературы
    Пояснение - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Список литературы .

Время

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»,
  • А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
  • А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

Дом

  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,
  • И.А. Гончаров «Обломов»,
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»,
  • А.И. Солженицын «Матрёнин двор».

Любовь

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,
  • И.А. Бунин «Чистый понедельник».

Путь

  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»,
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
  • А.П. Чехов «Ионыч»,
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Год литературы в России

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения),
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения),
  • Джек Лондон «Мартин Иден».

Критерии оценивания

  • Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.
  • 1. Соответствие теме. Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания.
  • 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. «Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.
  • 3. Композиция и логика рассуждения. Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.
  • 4. Качество письменной речи. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы.
  • 5. Грамотность. «Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)

В 2015 – 2016 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:

  • 2 декабря 2015 года,
  • 3 февраля 2016 года,
  • 4 мая 2016 года.

Направления тем для итогового сочинения — 2016

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

 Примерные темы сочинений:

1. "Вишнѐвый сад" А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России

 2. Время — мерцающий пульс жизни

  •  3. Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры 4. Время может отнять у нас все, кроме любви

  • «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
  • Примерные темы сочинений:
  • 1. Помещики и их усадьбы в поэме Н. В. Гоголя «Мѐртвые души»
  •  2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома
  •  3. Дом — это взгляд на луну, поднимающуюся над спящей равниной...
  •  4. Дом там, где мама. Где мама — там твой дом
  • «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о еѐ светлых и трагических сторонах. Примерные темы сочинений:
  • 1. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
  •  2. Все начинается с любви...
  • 3. Любовь сильнее смерти...
  • 4. Люби ближнего, но не давайся ему в обман /К.Прутков/
  •  «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
  •  Примерные темы сочинений:
  •  1. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага
  •  2. Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
  •  3. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно
  •  4. Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора
  • «Год литературы в России» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе
  • . Примерные темы сочинений:
  •  1. Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду 2. Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество
  •  3. Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые
  •  4. Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа

  • Список литературы по пяти направлениям Подготовка к сочинению
  •  Время •
  •  И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишнёвый сад" • А.М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир"
  •  Дом •
  •  Н.В. Гоголь "Мёртвые души" • И.А. Гончаров "Обломов" • Л.Н. Толстой "Война и мир" • А.И. Солженицын "Матрёнин двор"
  •  Любовь • 
  • А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка" • А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся" • И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" • И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" • М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" • А.Н. Островский "Гроза" • Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" • И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" • И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" • В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах" • Л. Улицкая "Доч Бухары" • А. Платонов "Дерево Родины" • Э.М. Ремарк "Три товарища" • В. Шекспир "Ромео и Джульетта" • Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" • В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек,который смеется" • Колин Маккалоу "Поющие в терновнике"
  • Путь •
  •  М.Ю. Лермонтов "Мцыри", "Герой нашего времени" • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" • А.П. Чехов "Ионыч" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Л. Н. Толстой "Война и мир" • Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" • Янн Мартел "Жизнь Пи"
  •  Год литературы в России
  • • Д.И. Фонвизин "Недоросль" (270 лет со дня рождения) • А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220 лет со дня рождения) • Джек Лондон "Мартин Иден"

Памятка выпускнику по написанию выпускного сочинения

Требования к сочинению

1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

 «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

 «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура сочинения:

  -во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

    -первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     -второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

     -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе  панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее  250слов.  Рекомендуемое количество слов – 350.

 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Примерные темы итогового сочинения 2015-2016 учебного года

Направление 1. Время

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Примерные темы сочинений

  1. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов) (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Как время и социальные условия влияют на судьбу человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. «Только с пользой прожитая жизнь долга» (Леонардо да Винчи). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» (пословица). (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. Человек и время. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Личность и общество: возможна ли гармония. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  9. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  10. Согласны ли Вы с утверждением Гесиода: «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!» (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 2. Дом

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Примерные темы сочинений

  1. Что способствует взаимопониманию людей разных поколений? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  3. «Тихая моя родина» (Н. Рубцов). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  4. Как Вы понимаете утверждение Горация: «Добродетель родителей – большое приданое»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  5. Родители и дети в жизни и в литературе. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  6. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  7. Какую роль в становлении личности может играть семья? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  8. Чем может быть для детей ценен опыт отцов? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Что может мешать отцам и детям понять друг друга? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10.  Роль родительского наставления в жизни человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 3. Любовь

Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Примерные темы сочинений

  1. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»  (Антуан де Сент-Экзюпери). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. С любовью о родной природе (с опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  3. «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М.Горький). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. Согласны ли Вы с утверждением А. Блока: «…только влюблённый имеет право на звание человека»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Человек и «братья наши меньшие» в литературе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  8. Что важнее любить или быть любимым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Всегда ли любовь делает человека счастливым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10.  Произведение о любви, которое Вас взволновало? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 4. Путь

Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Примерные темы сочинений

  1. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Зачем живёт человек, каково его предназначение? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. Нужен ли человеку идеал? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. Ради чего стоит жить человеку? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. В поисках смысла жизни. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Духовные искания человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» (Г. Гессе). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Почему человек решается идти наперекор судьбе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10. Как противостоять ударам судьбы? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  11. Размышление о выборе жизненного пути. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 5. Год литературы

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Примерные темы сочинений

  1.  «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло…» (Л.М. Леонов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Как Вы понимаете высказывание А.И. Герцена: «Книга – это духовое завещание одного поколения другому»? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. Круг моего чтения. (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. Роль книги в моей семье. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  5. Моя золотая полка. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  6. Мои любимые литературные герои. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Книга, которая может изменить человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Какое произведение русской или зарубежной литературы Вам бы хотелось обсудить с автором?
  9. Какие проблемы, поднятые в литературе, наиболее интересны для Вас? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10. Какое произведение, юбиляр 2015 года, соответствует утверждению А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?



Предварительный просмотр:

                               Сочинение 11 класс  2016 год.

  1. Время
    Пояснение - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
  2. Дом
    Пояснение - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
  3. Любовь
    Пояснение - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
  4. Путь
    Пояснение - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
  5. Год литературы
    Пояснение - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Список литературы .

Время

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»,
  • А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
  • А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

Дом

  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,
  • И.А. Гончаров «Обломов»,
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»,
  • А.И. Солженицын «Матрёнин двор».

Любовь

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,
  • И.А. Бунин «Чистый понедельник».

Путь

  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»,
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
  • А.П. Чехов «Ионыч»,
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Год литературы в России

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения),
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения),
  • Джек Лондон «Мартин Иден».

Критерии оценивания

  • Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.
  • 1. Соответствие теме. Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания.
  • 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. «Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.
  • 3. Композиция и логика рассуждения. Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.
  • 4. Качество письменной речи. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы.
  • 5. Грамотность. «Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)

В 2015 – 2016 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:

  • 2 декабря 2015 года,
  • 3 февраля 2016 года,
  • 4 мая 2016 года.

Направления тем для итогового сочинения — 2016

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

 Примерные темы сочинений:

1. "Вишнѐвый сад" А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России

 2. Время — мерцающий пульс жизни

  •  3. Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры 4. Время может отнять у нас все, кроме любви

  • «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
  • Примерные темы сочинений:
  • 1. Помещики и их усадьбы в поэме Н. В. Гоголя «Мѐртвые души»
  •  2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома
  •  3. Дом — это взгляд на луну, поднимающуюся над спящей равниной...
  •  4. Дом там, где мама. Где мама — там твой дом
  • «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о еѐ светлых и трагических сторонах. Примерные темы сочинений:
  • 1. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
  •  2. Все начинается с любви...
  • 3. Любовь сильнее смерти...
  • 4. Люби ближнего, но не давайся ему в обман /К.Прутков/
  •  «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
  •  Примерные темы сочинений:
  •  1. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага
  •  2. Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
  •  3. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно
  •  4. Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора
  • «Год литературы в России» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе
  • . Примерные темы сочинений:
  •  1. Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду 2. Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество
  •  3. Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые
  •  4. Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа

  • Список литературы по пяти направлениям Подготовка к сочинению
  •  Время •
  •  И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишнёвый сад" • А.М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир"
  •  Дом •
  •  Н.В. Гоголь "Мёртвые души" • И.А. Гончаров "Обломов" • Л.Н. Толстой "Война и мир" • А.И. Солженицын "Матрёнин двор"
  •  Любовь • 
  • А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка" • А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся" • И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" • И.С. Тургенев "Отцы и дети" • А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" • М. Горький "Старуха Изергиль" • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" • С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" • М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") • Л.Н. Толстой "Война и мир" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" • А.Н. Островский "Гроза" • Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" • И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" • И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" • В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах" • Л. Улицкая "Доч Бухары" • А. Платонов "Дерево Родины" • Э.М. Ремарк "Три товарища" • В. Шекспир "Ромео и Джульетта" • Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" • В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек,который смеется" • Колин Маккалоу "Поющие в терновнике"
  • Путь •
  •  М.Ю. Лермонтов "Мцыри", "Герой нашего времени" • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" • А.П. Чехов "Ионыч" • М.А. Шолохов "Тихий Дон" • Л. Н. Толстой "Война и мир" • Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" • Янн Мартел "Жизнь Пи"
  •  Год литературы в России
  • • Д.И. Фонвизин "Недоросль" (270 лет со дня рождения) • А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220 лет со дня рождения) • Джек Лондон "Мартин Иден"

Памятка выпускнику по написанию выпускного сочинения

Требования к сочинению

1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

 «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

 «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура сочинения:

  -во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

    -первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     -второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

     -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе  панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее  250слов.  Рекомендуемое количество слов – 350.

 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Примерные темы итогового сочинения 2015-2016 учебного года

Направление 1. Время

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Примерные темы сочинений

  1. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов) (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Как время и социальные условия влияют на судьбу человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. «Только с пользой прожитая жизнь долга» (Леонардо да Винчи). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» (пословица). (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. Человек и время. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Личность и общество: возможна ли гармония. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  9. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  10. Согласны ли Вы с утверждением Гесиода: «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!» (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 2. Дом

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Примерные темы сочинений

  1. Что способствует взаимопониманию людей разных поколений? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  3. «Тихая моя родина» (Н. Рубцов). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  4. Как Вы понимаете утверждение Горация: «Добродетель родителей – большое приданое»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  5. Родители и дети в жизни и в литературе. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  6. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  7. Какую роль в становлении личности может играть семья? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  8. Чем может быть для детей ценен опыт отцов? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Что может мешать отцам и детям понять друг друга? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10.  Роль родительского наставления в жизни человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 3. Любовь

Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Примерные темы сочинений

  1. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»  (Антуан де Сент-Экзюпери). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. С любовью о родной природе (с опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  3. «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М.Горький). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. Согласны ли Вы с утверждением А. Блока: «…только влюблённый имеет право на звание человека»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Человек и «братья наши меньшие» в литературе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  8. Что важнее любить или быть любимым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Всегда ли любовь делает человека счастливым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10.  Произведение о любви, которое Вас взволновало? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 4. Путь

Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Примерные темы сочинений

  1. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Зачем живёт человек, каково его предназначение? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. Нужен ли человеку идеал? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. Ради чего стоит жить человеку? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. В поисках смысла жизни. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Духовные искания человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» (Г. Гессе). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Почему человек решается идти наперекор судьбе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10. Как противостоять ударам судьбы? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  11. Размышление о выборе жизненного пути. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 5. Год литературы

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Примерные темы сочинений

  1.  «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло…» (Л.М. Леонов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Как Вы понимаете высказывание А.И. Герцена: «Книга – это духовое завещание одного поколения другому»? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. Круг моего чтения. (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. Роль книги в моей семье. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  5. Моя золотая полка. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  6. Мои любимые литературные герои. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Книга, которая может изменить человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Какое произведение русской или зарубежной литературы Вам бы хотелось обсудить с автором?
  9. Какие проблемы, поднятые в литературе, наиболее интересны для Вас? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10. Какое произведение, юбиляр 2015 года, соответствует утверждению А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса

Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...

Программа по информатизации БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 100» 2013-2016г.г.

     Реализуемые по инициативе Президента России приоритетные национальные проекты для достижения основной цели - повышения качества жизни граждан страны - полагают необходимым р...

Календарно-тематическое планирование по экономике для 8-х классов 2015-2016г.

Календарно-тематическое планирование по экономике 8-й класс....

Календарно-тематическое планирование по технологии для неделимых 5-х классов 2015-2016г

Календарно-тематическое планирование по технологии для неделимых 5-х классов....

Анализ ЕГЭ и ОГЭ 2016г

В статье дается подробный анализ изменений в структуре КИМ в ЕГЭ и ОГЭ по географии...

2015-2016г. К урокам биологии 5 класс

К урокам биологии 5 класс презентация "Строение клетки"...

Сочинение 2016г.

Темы сочинений в 2015-2016 уч. год. (список литературы,  примерные темы сочинений)...