Общая характеристика литературы XIX века
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Русская литература... всегда была совестью народа.
Ее место в общественной жизни страны всегда было
почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и
стремилась к справедливому переустройству жизни.
Д. С. Лихачев. Великое наследие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общая характеристика литературы XIX века | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и
драматургия XIX века в русской критике и публицистике.
Понятие о романтизме и реализме
Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с
классическими произведениями.
2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю
красоту и совершенство — обязательное условие образованности...
3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.
ХОД УРОКА
Русская литература... всегда была совестью народа.
Ее место в общественной жизни страны всегда было
почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и
стремилась к справедливому переустройству жизни.
Д. С. Лихачев. Великое наследие.
I. Общая характеристика русской литературы XIX века
- Обсуждение слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?
2. Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу «совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?
3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.
4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?
В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.
- Сообщение учителя о главных событиях (таблица)
- Выступление уч-ся с докладами:
- «Золотой век» русской литературы XIX века
- Направления русской литературы XIX века
- Журналы о русской литературе XIX века
- Представители русской литературы XIX века.
Д. С. Лихачев подчеркивал, что «русская литература... близко сопутствует русской истории и составляет ее существенную часть».
З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.
Период | Важнейшие исторические события в Европе и России | Общая хар-ка развития русской лит-ры XIX в | Динамика основных литературных жанров |
I половина XIX в. (1795— первая полови- на 1850-х г. II поло- вина XIX в. (1852— 1895 г.) | Открытие Царскосельского лицея (1811).Отечествен- наявойна1812 г. Революци- оные и национально-освобо дительные движения в Европе. Возникновение тайных дека Бристских организаций в Ро ссии(1821—1822). Восста- ние декабристов (1825) и его поражение. Реакционная политика Ни-колая I. Гонения на свободо мыслиевРоссии. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855). Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодер- жавия. Отмена крепостного права. Начало буржуазных преоб- разований. Демократические идеи народничества. Активизация тайных тер- рористических организа- ций. Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малыхдел». Рост пролетариата. Пропаганда идей марксиз- ма | Освоение европейского куль- турного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтиз ма. Литературные общества и круж ки, издание журналов и альмана хов. Принцип историзма, выдви нутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина, Лермонто ва.Зарождение реализма и его сосуществование рядом сро- мантизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реали зму и социальной сатире. Развитие темы «маленького че- ловека». Противостояние лите- ратуры «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтическо го плана Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева,Салтыкова-Щедрина).Ослабление цензурно гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии реалисти ческого романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Со- временник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину В Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журна- листики. Поэзия «чистого ис- кусства». Обличение обще- ственных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов | 1.Путешествие,сентименталь- ный роман, элегия, послания, идиллия. 2.«Модернизированные» декабристами ода, трагедия, «высокая комедия», патриоти- ческая поэма, баллада, истории- ческий роман. 3.Историческая,романтическая тическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья, физиологический очерк, социальная повесть, поэма.Пейзажная, любовно-эс- тетическая и философская лирика 1.Активизация жанров литературной критики и журналистики. Демократичес- кая повесть, социально-психоло гический роман, очерк, рассказ, повесть, сказ. 2.Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков, социальные мотивы в револю- ционно-демократической поэзии |
II. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике
Чтобы у вас сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, повторим проблематику главных произведений, которые вы изучали в 5—8 классах.
З: Расположите хронологически следующие произведения и ответьте на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1836);
М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (1937); «Мцыри» (1939);
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (1834), «Ревизор» (1836);
И. С. Тургенев. «Записки охотника» (1852);
Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (1862);
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869);
А. П. Чехов. «Хамелеон» (1884).
Итоговый вопрос:
— Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?
- Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.
Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):
1.«Золотой век» русской поэзии: общая характеристика
- «Золотой век» русской поэзии: основные представители – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Русская журналистика первой половины XIX века
III. Понятие о романтизме и реализме
З: Выясним главные отличия романтизма и реализма. В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.
З: Возьмём, например, для сравнения «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, найдя в них черты и романтизма и реализма.
Вопросы для сопоставительного анализа:
1. Какие события изображены в произведениях?
2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к
событиям и проблемам?
3. Как эти произведения связаны с русской историей?
4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними
общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?
5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана
прозой, а «Мцыри» — стихами? Прокомментируйте свое мнение.
З: Обобщим сведения об основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века
Основания для сопоставления | Романтизм | Реализм |
Возникновение и развитие | Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя | Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого |
Художественный мир, проблематика и пафос | Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие | Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности. |
События и герои | Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности | Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей |
Язык | Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис | Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни |
Судьба направления | Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним. | Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микро- средой», усиливается критический пафос изображения действительности |
IV. Итог урока
Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
V. Домашнее задание
Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,
или
сообщение о русской лирике начала XIX века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.
Индивидуальное задание:
Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Общая характеристика истории и литературы ХХ века
В данной работе представлен материал в форме интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе....
Открытый урок по литературе на тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта»
План урока:Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.Проверка Д/З с пояснением…&h...
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...