Общая характеристика литературы XIX века
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Кравченко Лали Гивиновна

Русская литература... всегда была совестью народа.

                                            Ее место в общественной жизни страны всегда было

                                            почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и

                                            стремилась к справедливому переустройству жизни.

                                                                                         Д. С. Лихачев. Великое наследие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:    Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и

               драматургия XIX века в русской критике и публицистике.

                                    Понятие о романтизме и реализме

Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с

               классическими  произведениями.

           2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю

                красоту и совершенство — обязательное условие образованности...

            3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.

                                              ХОД     УРОКА

                                              Русская литература... всегда была совестью народа.

                                            Ее место в общественной жизни страны всегда было

                                            почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и

                                            стремилась к справедливому переустройству жизни.

                                                                                         Д. С. Лихачев. Великое наследие.

I. Общая характеристика русской литературы XIX века

  1. Обсуждение слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.

Вопросы для обсуждения:

1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?

2. Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу «совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?

3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.

4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?

   В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.

                           

  •  Сообщение учителя о главных событиях (таблица)
  • Выступление уч-ся с докладами:
  1. «Золотой век» русской литературы XIX века
  2. Направления русской литературы XIX века
  3. Журналы о русской литературе XIX века
  4. Представители русской литературы XIX века.

    Д. С. Лихачев подчеркивал, что «русская литература... близко сопутствует русской истории и составляет ее существенную часть».

З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.

Период

Важнейшие  исторические

события  в Европе и России

Общая хар-ка  развития

русской лит-ры  XIX в

       Динамика основных

литературных жанров

I половина

XIX в.

(1795—

первая

полови-

на 1850-х г.

II поло-

вина

XIX в.

(1852—

1895 г.)

Открытие Царскосельского лицея (1811).Отечествен-

наявойна1812 г. Революци-

оные и национально-освобо

дительные движения в Европе.

Возникновение тайных дека

Бристских организаций в Ро

ссии(1821—1822). Восста-

ние декабристов (1825) и

его поражение.

Реакционная политика Ни-колая I. Гонения на свободо

мыслиевРоссии.

Кризис крепостничества,

общественная реакция.

Усиление демократических

тенденций.

Революции в Европе

(1848—1849), их подавление

Поражение России в Крымской войне.

Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического

движения и крестьянских

волнений. Кризис самодер-

жавия.

Отмена крепостного права.

Начало буржуазных преоб-

разований.

Демократические идеи

народничества.

Активизация тайных тер-

рористических организа-

ций.

Убийство Александра II.

Усиление реакционной

политики царизма.

Теория «малыхдел». Рост

пролетариата.

Пропаганда идей марксиз-

ма

Освоение европейского куль-

турного наследия.

Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма.

Зарождение и расцвет романтиз

ма.

Литературные общества и круж

ки, издание журналов и альмана

хов. Принцип историзма, выдви

нутый Карамзиным.

Романтические устремления и верность идеям декабристов в

творчестве Пушкина, Лермонто

ва.Зарождение реализма и его сосуществование рядом  сро-

мантизмом. Вытеснение

поэзии прозой. Переход к реали

зму и социальной сатире.

Развитие темы «маленького че-

ловека». Противостояние лите-

ратуры «гоголевской школы»

и поэтов-лириков романтическо

го плана

Усиление цензуры и репрессии

 прогрессивных писателей

(Тургенева,Салтыкова-Щедрина).Ослабление цензурно

гнета после смерти Николая I.

Развитие драматургии реалисти

ческого романа. Новые темы,

проблемы и герои.

Ведущая роль журналов «Со-

временник» и «Отечественные

записки». Появление

плеяды поэтов-народников.

Открытие памятника Пушкину

В Москве. Запрет на передовые

журналы и возрастание

роли развлекательной журна-

листики. Поэзия «чистого ис-

кусства». Обличение обще-

ственных порядков и

социального неравенства.

Рост сказочно-легендарных и

фантастических сюжетов

1.Путешествие,сентименталь-

ный роман, элегия, послания, идиллия.

2.«Модернизированные»

декабристами ода, трагедия,

«высокая комедия», патриоти-

ческая поэма, баллада, истории-

ческий роман.

3.Историческая,романтическая

тическая, бытовая повесть.

Литературно-критическая

статья, физиологический

очерк, социальная повесть,

поэма.Пейзажная, любовно-эс-

тетическая и философская

лирика

1.Активизация жанров

литературной критики и

журналистики. Демократичес-

кая повесть, социально-психоло

гический роман, очерк, рассказ,

повесть, сказ.

2.Лирические жанры в

творчестве поэтов-романтиков,

социальные мотивы в револю-

ционно-демократической

поэзии

II. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике

     Чтобы у вас  сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века,  повторим  проблематику главных произведений, которые вы  изучали в 5—8 классах.

З: Расположите  хронологически следующие произведения и ответьте  на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:

А. С. Пушкин.   «Капитанская дочка» (1836);

М. Ю. Лермонтов.  «Бородино» (1937); «Мцыри» (1939);

Н. В. Гоголь.  «Тарас Бульба» (1834), «Ревизор» (1836);

И. С. Тургенев.  «Записки охотника» (1852);

Н. А. Некрасов.  «Железная дорога» (1862);

М. Е. Салтыков-Щедрин.   «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869);

А. П. Чехов.   «Хамелеон» (1884).

Итоговый вопрос:

Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?                      

  1. Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.

             Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):

    1.«Золотой век» русской поэзии: общая характеристика

  1. «Золотой век» русской поэзии: основные представители – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  2. Русская журналистика первой половины XIX века

III. Понятие о романтизме и реализме

З: Выясним  главные отличия романтизма и  реализма. В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.

З: Возьмём, например, для сравнения  «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, найдя в них черты и романтизма и реализма.

Вопросы для сопоставительного анализа:

           1. Какие события изображены в произведениях?

           2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к

               событиям и проблемам?

           3. Как эти произведения связаны с русской историей?

           4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними

              общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?

          5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана

              прозой, а «Мцыри» — стихами? Прокомментируйте свое мнение.

З: Обобщим сведения об  основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.

                Романтизм и реализм в русской литературе XIX века

Основания  для сопоставления

             Романтизм

                Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием  немецкой и английской литературы в творчестве

Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма

второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его

сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным  личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной»

жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях.  Социально-критический пафос

в изображении действительности.

События и герои

Изображение  исключительных,

необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей

Язык

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним.

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится

освоение связей человека с его близким окружением, «микро-

средой», усиливается критический пафос изображения действительности

IV.      Итог урока

      Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

V. Домашнее задание

 

 Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,

или

сообщение о русской лирике начала XIX века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.

Индивидуальное задание:

    Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Общая характеристика истории и литературы ХХ века

В данной работе представлен материал в форме интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...