Главные вкладки

    Открытый урок по литературе на тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта»
    план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

    Манюхина Мария Сергеевна

    План урока:

    1. Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.
    2. Проверка Д/З с пояснением………………………………………...23 мин.
    3. Словарная работа……………………………………………………..4 мин.
    4. Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове…………12 мин.
    5. Подведение итогов урока……………………………………………2 мин.
    6. Информация о Д/З………………………………………………........2 мин.
    7. Рефлексия……………………………………………………………..1 мин.

          Итого…………………………………………………………………...45 мин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literatura.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта».

    Цели урока: обучающая: дать представление о литературе XVIII века, о классицизме. Познакомить с биографией М. В. Ломоносова;  

             развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы; логическое мышление, устную и письменную речь;

             воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма; уверенность в свои силы; стремление к получению знаний.

    План урока:

    1. Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.
    2. Проверка Д/З с пояснением………………………………………...23 мин.
    3. Словарная работа……………………………………………………..4 мин.
    4. Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове…………12 мин.
    5. Подведение итогов урока……………………………………………2 мин.
    6. Информация о Д/З………………………………………………........2 мин.
    7. Рефлексия……………………………………………………………..1 мин.

          Итого…………………………………………………………………...45 мин.

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя

    Учитель: добрый день, ребята!  Все ли готовы к уроку? Хорошо, а теперь откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с краткой биографией Михаила Васильевича Ломоносова, обратим внимание на особенности литературы XVIII века, узнаем о новом литературном направлении.

    2. Проверка Д/З с пояснением

    Учитель: дома вы выполняли индивидуальную работу со статьями ваших учебников. Ребята, поднимите руки те, кто не выполнил Д/З!?

    Ученики: (поднимают//не поднимают руки).

    Учитель: мы начинаем изучение литературы нового столетия. А об особенностях этого столетия нам расскажет Воронова Надежда.

    Ученик: пересказывает статью «Столетие безумно и мудро…».

    Учитель: итак, XVIII столетие осталось в русской истории как время необычайного подъёма государственной мощи России, победоносных войн, достижений науки и искусства и вместе с тем невиданных социальных противоречий. Две величественные царские фигуры – Петра I и Екатерины II – возвышаются  над XVIII веком. А о мастерах русского слова того времени нам расскажет Кирсанов Павел.

    Ученик: пересказывает статью «Творцы русской литературы».

    Учитель: назовите, пожалуйста, основных представителей литературы XVIII века.

    Ученик: В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин и другие.

    Учитель: о внутренней жизни страны и обращении к частной жизни человека того времени нам расскажет Сапрыкина Эльвира.

    Ученик: пересказывает статью «Поворот к внутренней жизни страны. Обращение к частной жизни человека».

    Учитель: при изучении литературы 18 века вы должны знать о периодизации в истории русской литературы данной эпохи. Это позволит вам понять важнейшие процессы в развитии литературы той эпохи, её мирового значения. Здесь можно выделить 4-е периода (запишем их):
    1-й период – литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

    2-й период (1730-1750) гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

    3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

    4-й период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века. 

    Начиная со второго периода мы упоминаем о новом литературном направлении, именуемом классицизмом. Подробнее о нём нам расскажет Захарова Полина.

    Ученик: пересказывает статью «Классицизм».

    3. Словарная работа

    Учитель: ребята, давайте выясним, что означает само понятие «классицизм»? Запишите определение в тетрадях.

    Классицизм (от лат. «ratio» - разум) – следование определённой системе правил, обязательной для каждого поэта, обращение к античности, подражание признанным образцам, строгая иерархия жанров. «Высокие жанры» (трагедия, ода, эпопея) раскрывали важные общественные проблемы, отражали только возвышение, героические стороны жизни; «низкие» (комедия, басня, сатира) – современную действительность (определение записано на доске).

    Учитель: (пока дети записывают) Зародился классицизм и получил своё развитие во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер). В конце 17 века пришёл в упадок, но возродился в эпоху Просвещения (Вольтер). В России возник в 18 веке (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов и другие).

    Ребята, подведём итог, что же такое классицизм?

    Ученик: читает определение.

    4. Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове

    Учитель: М. В. Ломоносов (8 (19) ноября 1711– 4 (15) апреля 1765) – великий русский учёный и поэт; один из основоположников современного естествознания. Родился в Архангельской губернии, близ Холмогор. С детства, помогая отцу в работе, ходил в море на промысел за рыбой и морским зверем. Грамоте научился у соседей – крестьян году на десятом. Жадно тянулся к знаниям, самостоятельно штудировал случайно попавшие ему в руки учебные пособия. Псалтырь, переложенная в славянские стихи Симеоном Полоцким, впервые дала юному Ломоносову понятие о поэзии. В декабре 1730 г. девятнадцатилетний Ломоносов ушел учиться в Москву. Преодолев множество препятствий, он попал в Славяно-греко-латинскую академию, потом учился при Академии наук в Петербурге, завершив образование в Германии.

    В 1745 г. получил звание профессора (академика). «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник», - писал о нем А.С. Пушкин. Ломоносов сделал замечательные открытия в науке, опережая свое время более чем на столетие. Научные труды Ломоносова по языку и литературе укрепляли национальную самостоятельность русской культуры.

    Ребята, а что вы можете добавить?

    Ученик: рассказывает о М. В. Ломоносове – реформаторе языка.

    Учитель: хорошо. А знаете ли вы, что Ломоносов является и реформатором русского стихосложения?

    Ученик: рассказывает о М. В. Ломоносове – реформаторе стиха.

    Учитель: Дети, обратите внимание на дату рождения Михаила Васильевича. 8 ноября исполнится сколько лет со дня рождения писателя?

    Ученик: 300 лет.

    Учитель: ребята, что же вы узнали нового о М. В. Ломоносове?

    Ученик: проводит промежуточный итог.

    5. Подведение итогов урока

    Учитель: каким образом можно охарактеризовать литературу 18 столетия?

    - Что такое классицизм?

    - Что можете сказать о М. В. Ломоносове?

    Ученики: кратко отвечают на поставленные вопросы.

    6. Информация о Д/З.

    Учитель: 1) ч. I с. 42 – 46;   ч. II с. 18 – 29 (читать).

    2) выучить определение классицизма

    3) стр. 44, ответить на вопросы: 1 – все; 2 (Севрюкова, Горельников, Иванисов, Куприянова, Козлитина, Маслов, Медведев), 3 (Борисов, Дашевская, Кравцов, Наумчик, Сапрыкина, Кирсанов, Гранкина), 4 (Воронова, Захарова, Капустин, Косова, Черняева, Шепелев).

    Есть ли вопросы по домашнему заданию?

    7. Рефлексия

    Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Ученик: отвечает.

    Учитель: Чему научились?

    Ученики: отвечают.

    Учитель: Я довольна вашей работой. Молодцы, ребята! Особо хочу отметить работу на уроке следующих учащихся… Оценки получили…  Урок окончен, до встречи на следующем занятии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

    План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

    конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

    Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

    Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.

    Данная разработка может быть использована   как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы  "Классицизм 18 века"....

    Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

    Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

    Общая характеристика литературы XIX века

    Русская литература... всегда была совестью народа....

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА: «ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

    Тема любви была главной темой творчества Куприна. Свой знаменитый рассказ «Гранатовый браслет» Куприн написал в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного человека ...

    Открытый урок по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.А. Фета"

    Подготовила молодой специалист учитель русского языка и литературы Трихаева М.С....