Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.
план-конспект урока (8 класс) на тему


Данная разработка может быть использована   как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы  "Классицизм 18 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moler.zip14.54 КБ

Предварительный просмотр:

                        Разработка урока по литературе

Тема : «Мещанин во дворянстве»-комедия эпохи классицизма

Цель: Проанализировать особенности жанра , композиции, систему образов, художественных приемов в комедии Мольера. Обобщить знания о классицизме; воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера. Развивать монологическую речь, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование к уроку:

- портрет Мольера

-иллюстрации к пьесе

- афиша

- музыкальное сопровождение к уроку (Штраус сюита  «Мещанин во дворянстве»)

                                                     Ход урока

Слово учителя  (звучит музыка)

Ребята, попробуйте прислушаться к звукам музыки, и они расскажут вам о том, как жила Франция 17 века. Обратите  внимание на иллюстрации и представьте себе роскошный дворец, богатых  господ в пышных париках, великолепные наряды дам и особого покроя костюмы кавалеров.

-Появляются две девушки  в пышных платьях того времени, разговаривающие между собой на французском языке.

Учитель  просит  прислушаться  присутствующих к их диалогу.

Учитель:  Надеюсь, что вы поняли , о чем разговаривают эти две прекрасные дамы-сегодня в театре  идет пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве». И наш сегодняшний урок-это тоже маленький театр, где мы будем играть, беседовать об увиденном и услышанном, учиться искусству слова у великого драматурга.

В тетради ребята записывают тему урока и эпиграф

Учитель : Т.к. с биографией Мольера мы знакомились  на пошлых уроках, то сегодня  всецело будем говорить о пьесе.

? Дайте определение слову «пьеса».

? Вспомните, когда анализируем произведение, какие составляющие рассматриваем (по ходу ответов ребят, на доске появляется  схема)

- литературное направление

-жанр

-композиция

-сюжет

-конфликт

-герои

-тема, идея

-смысл названия

? С чего следует начинать (с литературного направления).

? Назовите, какое литературное направление господствовало во Франции в 17 веке (классицизм).

? Дайте определение этому понятию

? Назовите основные черты классицизма (по ходу ответов учащихся учитель открывает  черты классицизма, написанные на доске, но закрытые от учащихся).

а) культ разума;

б) деление на три  стиля литературных жанров;

в) деление герое на отрицательных и положительных;

Продолжаем работу над пьесой (групповая работа).

Каждая группа по жребию выбирает задание  (см. приложение 1):

Общее задание – определить характерные черты классицизма и особенности драматургии Мольера по конкретному вопросу  (ребята в группах работают в течение 10 минут)

Выступление  групп, защита работ.

Учитель подводит итог работы:

«Мещанин во дворянстве» - это классическая комедия. Новое, что внес Мольер-комедия-балет, название пьесы отражает тематику произведения, комедия состоит из 5 действий – как  в классической комедии,  есть две сюжетные линии, любовный и социальный конфликт, идея комедии заключена в словах Клеонта, которые  используются на уроке в качестве эпиграфа.

Учитель обращает внимание учащихся на цветок, на котором остался  не разобран один лепесток с героями пьесы. Ребятам предлагается изучить афишу к пьесе.

? Выполняется ли требование классицизма в комедии по делению героев на положительных и отрицательных. (рассуждая, ребята говорят о том, что у каждого героя есть как +, так и – черты).

? К каким героям можно отнести господина Журдена

(учитель слушает ответы учеников, после чего предлагает познакомиться с героем поближе, чтобы ярче представить этот персонаж)

Встречайте, господин Журден и учитель философии

В класс входят два ученика, один из которых одет в черную мантию - учитель философии, другой - господин  Журден в цветном костюме. Ребята разыгрывают сценку из комедии - урок философии.

? Какие качества характера Журдена высмеивает Мольер в этом эпизоде

Работа в группах (ученики получают задание проанализировать эпизод и ответить на вопрос «Каким предстает Журден») (см. приложение 2)

Заслушиваются ответы ребят.

Учитель подводит итог работы по образу Журдена.

В господине Журдене мы видим не только отрицательные черты, но и много хороших качеств, отличающих его от других героев он великодушен, добр, стремится к образованию, изысканности, галантности, он наивен, доверчив, очень любит свою дочь и желает видеть ее счастливой.

Данные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что строгие рамки классицизма не смогли удержать Мольера от реального изображения действительности.

Учитель   Ребята, сегодня  мы с вами провели большую работу - повторили теорию литературы, проанализировали пьесу, учились работать в группе.

? Удалось ли нам  сегодня погрузиться в эпоху классицизма.

(ребята делятся впечатлениями от урока)

Звучит музыка, опять слышится французская речь - две дамы делятся впечатлениями от увиденной пьесы и потом , обращаясь к классу, рекомендуют ее посмотреть при случае в театре.

Домашнее задание написать  сочинение-миниатюру

«Актуальность комедии Мольера»

                                  Приложения к уроку

                                     Приложение 1 (задания для групповой работы)

1 группа (Определите  жанр пьесы Мольера, ответьте  на вопрос «Что нового внес автор в свое произведение»)

2группа (Подумайте, в чем смысл названия пьесы, как это название отражает тему всего произведения)

3группа (Расскажите об особенностях композиции и сюжета пьесы)

4 группа (Определите основной конфликт и проблематику пьесы, обозначьте основные проблемы, поднятые в произведении)

                                      Приложение 2

1 группа  Действие 2, явление 9

                Действие 3, явление 1

2 группа  Действие 3, явление 4

                Действие 3, явление 6

3 группа  Действие 3, явление 12

                Действие 3, явление 15

4 группа  Действие 4, явление 5

                Действие 5, явление 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по литературе "И некому было крикнуть о помощи..." Ю.П. Казаков "Тихое утро"

Разработка открытого урока.Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, таких как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку, сострадание.Проектная работа детей - создание презент...

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Разработка открытого урока по литературе в 7 классе "А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" "

Разработа урока по литературе 7 класс. Внеклассное чтение  А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....