Методическая разработка открытого урока по литературе Что такое чуткость сердца? «… точно мне содрали кожу с сердца…» (по повести М. Горького «Детство»)
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Глушкова Галина Викторовна

Методическая разработка урока литературы по произведению М Горького "Детство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №19»

143900, Московская область, город Балашиха, микрорайон Салтыковка, Мирской проезд, дом 12.

Телефон: (495) 600 0719. Факс: (495) 988 1436. Email: school_19@list.ru.

Методическая разработка открытого урока

по литературе

Что такое чуткость сердца?

«… точно мне содрали кожу с сердца…»

 (по повести М. Горького «Детство»)

Учитель русского языка и литературы

Глушкова Г.В.

Что такое чуткость сердца?

«… точно мне содрали кожу с сердца…»

 (по повести М. Горького «Детство»)

№ п.п

Предмет

литература

Класс

7

Учебник

Коровина В.Я. Литература

Вид урока

Урок освоения новых знаний

Тема урока

Что такое чуткость сердца?

«… точно мне содрали кожу с сердца…»

 (по повести М. Горького «Детство»)

Используемые Технологии

Проблемное обучение

Решаемые проблемы

На данном уроке мы говорим о том, как повлияли на личность героя перенесённые им в детстве лишения, что сформировало писателя из автора автобиографической повести «Детство».

Цель урока:

Исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи:

  1. Проанализировать образ главного героя повести М. Горького «Детство», выявить характер взаимоотношений в семье Кашириных, определить идейную направленность и проблематику повести.
  2. Развитие критического мышления обучающихся.
  3. Пробуждение  нравственных чувств: сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Планируемые результаты

Собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, научить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях. Подготовить к написанию мини-эссе на тему «Что такое чуткость сердца».

Метапредметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Поиск и выделение учебной информации,

Умение строить речевое высказывание,

Последовательность построения высказывания,

Смысловое чтение,

Выбор эффективного способа действия при решении учебной задачи,

Анализ, синтез, индуктивный тип мышления

Умение формулировать учебную задачу,

умение удерживать учебную задачу,

умение прогнозировать результат урока

Взаимодействие с учителем, умение обосновать свою точку зрения и доказать её, умение выстраивать диалогическое общение.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Интерес к изучению литературы.

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап урока

Этап урока

1.Активация внимания.

Просмотр видео «Наказание».

- Какие чувства испытали вы, посмотрев сцену наказания Алёши?

- Как ведут себя герои произведения в момент дедова наказания?

Анализируется сцена наказания, важная не только для изображения жестокости, с одной стороны, и покорности - с другой. Она интересна и тем, что показывает, как жестокость в свою очередь порождает такие не менее страшные и низменные качества, как лицемерие и предательство.

Смотрят видео.

Отвечают на вопросы.

2.Создание проблемной ситуации:

- Давайте обратимся к фразе Алексея (эпиграф)

«С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

– Как вы думаете, можно ли содрать кожу с сердца? Почему Алёша выразился подобным образом? Что он  хотел сказать?

Алёша пережил большое потрясение: его унизили и физически, и нравственно. И кто? Дедушка, который отличал Алёшу от других внуков и казался ему таким интересным и значительным.

Работа с эпиграфом.

Размышления…

Формулирование  темы урока: Что такое чуткость сердца?

3. Погружение в текст

- А теперь обратимся к тексту повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.

-  события происходят в жизни Алеши после смерти отца?

- Первая встреча с «неумным племенем». Какова она?

- Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

Зачитывают и комментируют эпизоды.

«Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шёлковые косынки на шеях».

- Расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных (Ссора дядьев с дедом). Докажите текстом. Охарактеризуйте сущность конфликта. На что обращает внимание читателя автор?

 - История с наперстком.

  • Порка детей.
  • Донос Саши на Алешу.
  • Какие человеческие пороки показывает Горький в этих эпизодах?

 Автор передает звероподобный облик дерущихся братьев,  показывает,  как ведет себя во время ссоры дед и как это характеризует каждого из участников ссоры. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей.

 Пересказы эпизодов.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя текст произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно мальчику жить в таких условиях, где он наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейные драки из-за собственности, извращающие человеческие души.

 Каково было первое побуждение Алёши, когда дед пришёл к нему мириться?

«Очень хотелось ударить его ногой, но было больно пошевелиться».

 Что в поведении деда и в рассказе его о днях своего детства и юности особенно потрясло Алёшу?

Дед попросил прощения, говорил с маленьким мальчиком, как с равным. Он рассказал о своей тяжёлой, несчастной жизни в детстве.

– Что же ожесточило деда? Найдите в тексте места, где дед говорит о своей тяжёлой жизни.

Здесь необходимо обратить внимание учащихся на репродукции картин И.Е. Репина.

«Меня, Олёша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что поди-ка сам Господь глядел – плакал». …«Накалит солнышко затылок-то, голова, как чугун, кипит, а ты, согнувшись в три погибели, – косточки скрипят, – идёшь да идёшь, и пути не видать, глаза потом залило, а душа-то плачется, а слеза-то катится, – эхма, Олёша, помалкивай! Идёшь, идёшь, да из лямки-то и вывалишься, мордой в землю – и тому рад; стало быть, вся сила чисто вышла, хоть отдыхай, хоть издыхай! Вот как жили у Бога на глазах, у милостивого Господа Иисуса Христа!.. Да так-то я трижды Волгу-мать вымерял…»

– Что ещё поразило Алёшу в дедушке?

Алёшу поразило дедушкино жизнелюбие, когда тот с восторгом рассказывал, как бурлаки пели песни.

– Какой талант перешёл от дедушки к автору «Детства», А.М. Горькому?

Талант рассказывать «словами крепкими и тяжёлыми», складывать их друг с другом «легко и ловко».

 Изменилось ли чувство Алёши к деду в процессе их разговора? Подтвердите словами из текста.

«Несколько раз в дверь заглядывали, звали его, но я просил:

– Не уходи!»

– Как вы думаете, простил ли Алёша деда? Подтвердите цитатами из текста.

Информация для учителя

Сердце Алёши стало чутко отзываться на чужую боль, и поэтому страдания деда, о которых было так ярко рассказано, вызвали в нём ответное чувство – сострадание. При этом мальчик, видимо, не мог понять, как человек, столько переживший, ставший в эту минуту таким понятным и близким, мог засечь его «до потери сознания». И до конца простить деда он не мог, хотя, возможно, был бы рад: нельзя забывать, что сердце Алёши стало «невыносимо чутким» к чужой и к своей «обиде и боли».

«Мне до слёз трудно было вспомнить, что это он так жестоко избил меня, но и забыть об этом я не мог».

– Составьте таблицу-сравнение Василия Васильевича Каширина и его внука, Алёши по следующим параметрам:

– какие лишения испытали в детстве;

– какие последствия для них имело пережитое;

– какие представления о жизни получили Алексей и Василий Васильевич Каширин.

Подтвердите ваше мнение цитатами из текста.

Информация для учителя

И Василий Васильевич Каширин, и внук его, Алёша Пешков, испытали в детстве многое. Какие последствия для них имело пережитое? Какую мысль Алексея доказывают их судьбы?

Василия Каширина полученные в детстве и юности обиды искалечили: он приобрёл превратное представление о жизни, например, считал битьё лучшим и единственным средством воспитания, потому что его били – и вот он вышел в люди, стал цеховым старшиной, начальником над другими людьми. Он, кого унижали в детстве, стал теперь унижать других, стал тираном для своих домашних: он бьёт бабушку, свою многострадальную жену, превратил в «зверьё» собственных сыновей, порет внуков, которые тоже растут нравственно больными детьми. Как будто он отыгрывается на близких за те обиды, что нанесла ему судьба. Не будучи по природе своей ни злым, ни жестоким, Каширин то ли не умеет, то ли стесняется быть другим.

Иногда его истинная натура показывается, выходит наружу, например, в сцене с Алёшей, о которой шла речь выше, или в сцене, когда он восхищается бабушкой после пожара. Но чаще он озлобленный, раздражённый, гневливый, вспыльчивый до бешенства. Алёша, напротив, открыто воюет с грубостью и жестокостью, защищает слабого, невинно обиженного, доброго, честного человека. Так он вступается за Хорошее Дело, так он переживает за бабушку (см. эпизоды в гл. V, VII, X), за нищего и слепого Григория, которого дед выставил на улицу (гл. VII). Когда дед впервые при Алёше ударил бабушку, мальчик не верит своим глазам: «… это было угнетающе гадко, открывало что-то новое в нём – такое, с чем нельзя было примириться и что как будто раздавило меня». А о своих чувствах по отношению к Григорию Алёша говорит: «Не мог я подойти к нему – было нестерпимо стыдно перед ним, и я знал, что бабушке тоже стыдно».

Индивидуальная работа. Составление таблицы.

- Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»?

- Мы говорили о “свинцовых мерзостях “ жизни, которые тяжёлым грузом ложились на душу впечатлительного ребёнка, живущего “как в глубокой тёмной яме”.

А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

Автор на этот вопрос отвечает так:

“ Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”.

- Что по этому поводу думаете вы?

Ответы обучающихся.

 - Найдите похожие  ситуации душевного потрясения главного героя в «Детстве»

Л.Н. Толстого и  в «Детстве» Горького и докажите тождественность (разность) этих ситуаций

Ответы обучающихся.

– Что вы понимаете под определением «писатель-гуманист»? Можно ли считать гуманистами  Л.Н. Толстого, М. Горького как писателей?

- Докажите фактами биографии

М. Горького, что гуманизм был проявлением его личности.

- Можно ли говорить о литературной традиции, сравнивая повесть Л.Н. Толстого «Детство» и повесть М. Горького «Детство». Докажите свою точку зрения (работа с классом, интегрирующая беседа).

Информация для учителя

М. Горький в своей повести «Детство» 1913 года продолжает традицию Л.Н. Толстого (повесть Л.Н. Толстого «Детство» закончена в 1852 году).

а) Обе повести с точки зрения жанра представляют автобиографическую художественную повесть.

б) Обе повести носят одно название, отражающее главную тему – тему детства.

в) Обе повести имеют общую идею: детство играет важнейшую роль

в становлении, формировании человеческой личности.

г) Герой обеих повестей – мальчик. Рассказчиком является он же, уже ставший взрослым человеком, повествующим о своём детстве и анализирующим его.

д) Оба произведения являются психологическими повестями: в центре внимания писателя – мир человеческой души, анализ душевного состояния героев.

е) Обе повести проникнуты гуманизмом, болью за человека, стремлением изменить жизнь к лучшему.

ж) Обе повести – создание двух великих писателей-реалистов.

Рассуждают, обращаются к словарю литературоведческих терминов, доказывают свою точку зрения.

4.Обобщение

Фронтальная беседа

- Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?

- Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

- Что в его характере для этого есть?

- Что же такое чуткость сердца?

Чуткость сердца – это гуманизм, вера в людей и нетерпение к пороку, которые выказывал Алёша. Одни и те же испытания сломили Василия Каширина и не сломили Алёшу – его сердце оказалось сильнее, а литературный дар, который присутствовал и в деде, и во внуке, именно во внуке расцвёл пышным цветом.

Ответы обучающихся.

В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.

5. Рефлексия. Что  понравилось?

Что узнал нового? Что удивило? Какое настроение?

5.Дети отвечают, оценивают.

6. Домашнее задание.

– Напишите мини-эссе на тему «Что такое чуткость сердца» на примере текстов

Л.Н. Толстого или М. Горького.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы для 7 класса на тему "...Точно мне содрали кожу с сердца.." (по повести М.Горького "Детство")

АННОТАЦИЯ ·         Данный урок представляет собой объяснение нового материала. Урок направлен на развитие познавательной активности учащихся. Он развивает...

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....

Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе"Строение и функции кожи"

Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе "Строение и функции кожи". В ходе урока используются современные технологии: проблемное обучениие, ИКТ, а также исследовательские методы,...

Методическая разработка "Конспект урока". Тема: «Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?"

Урок на тему: "Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?". Материал рекомендован для перподавания русского языка, а также в рамках реализации программ допобразования....

Интегрированный урок по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Повесть М.Горького «Детство»

Разработка интегрированного урока по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Разбор и анализ повести М.Горького «Детство»....