Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Горбачёва Вера Викторовна

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по литературе на тему:

«Жизнь и творчество Э. Хемингуэя.

Повесть «Старик и море» - гимн непобедимости человека»

Автор:  Горбачева В.В.

г. Балашов

2014 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ:

     Занятие по биографии и творчеству Э.М. Хемингуэя изначально было задумано как занятие исследовательское, носящее проблемный характер. Автору, хотелось самому научиться и показать другим, как из обычного, полного практических заданий урока проблемного анализа текста без использования средств ТСО вырастает открытый урок, в котором всё взаимосвязано, всё работает на конечную цель. Этой «стратегической» целью, на наш взгляд, является в контексте современных требований к образованию формирование гуманистического мировоззрения у студентов, и привитие им потребности мыслить синергетически, комплексно.

Отсюда вытекают «тактические» цели занятия:

методические

  •  реализовать междисциплинарные связи на уроке литературы;
  • активизировать познавательную деятельность студентов во время диспута, дискуссии в процессе проблемного изучения художественного произведения,

учебные

  • познакомить студентов с биографией и творчеством писателя;
  • на ярких примерах из текста повести и жизни Хемингуэя продолжить формирование мировоззрения студентов в гуманистическом ключе;
  • закрепить осознанное рассмотрение следующих культурологических и литературоведческих терминов: символ, экология «души человеческой», притча, аллегория и др,

развивающие

  • развивать навык проблемного анализа художественного произведения на материале повести «Старик и море»:
  • совершенствовать навыки культуры речи и общения,

воспитывающие

  • воспитывать понимание взаимосвязи, взаимозависимости всего живого на земле;
  • воспитывать чувство сопричастности и сострадания окружающей природе и человеку;
  • формировать  эстетические и мировоззренческие позиции студентов.

     Предлагаемая методическая разработка предназначена в помощь преподавателю. Изученная автором литература показала, как мало представлено методических материалов по биографии и творчеству Хемингуэя, в основном – материалы литературоведческие, биографические, а они могут быть лишь исходной точкой в подготовке к уроку. Восполнить этот пробел и призвана данная методическая разработка, тем более, что материал по Хемингуэю очень интересен, его повесть «Старик и море» обладает богатым воспитательным потенциалом, Этим и объясняется выбор темы открытого урока.

1

     Автор воспользовалась опытом литературоведов, известных исследователей творчества и личности Э.М. Хемингуэя, работами

Кашкина И.А., Грибанова Б.Г., Анастасьева Н.А., Гиленсона Ю.А. и др. В основную часть урока вошло также много факультативного материала. Если преподаватель в более слабой группе не сумеет реализовать его полностью, он вправе воспользоваться этим материалом на отдельном занятии кружка.

     Используемый на занятии иллюстрированный материал (выставка книг о Хемингуэе и собственно произведений писателя, фотовыставка, таблицы, плакаты, тестовые карты) позволяет сделать урок насыщенным, динамичным, интересным для студентов и помогут им лучше понять и усвоить материал.

2

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

     Отмечаем отсутствующих. Настраиваем студентов на восприятие материала занятия.

II. Сообщение темы занятия, целей и задач.

     Слово преподавателя:

   - Лауреат Нобелевской премии Эрнест Миллер Хемингуэй прожил не очень долгую, но необыкновенно насыщенную удивительными событиями и глубокими человеческими переживаниями жизнь. Он участник 3-х войн: первой Мировой войны (1914-1918 гг), гражданской войны в Испании (1937-1940гг) и второй мировой войны. Он рыбачил в Атлантическом океане и изведал счастье «большой охоты» в Африке на сафари, был крупнейшим знатоком испанской корриды (писал об этом целые трактаты), увлекался боксом, альпинизмом, плаванием. Был отличным яхтсменом, горнолыжником и снайпером. Он точно понимал природу и людей, был на удивление наблюдателен и восприимчив, работоспособен. Он прожил трудолюбивую, честную, бескомпромиссную и мужественную жизнь.

     И вот этому необыкновенному человеку мы сегодня посвящаем своё занятие, чтобы понять, как становятся такими… необыкновенными, несгибаемыми, быть может, чему-то поучиться…

Записать:

Тема урока: Жизнь и творчество Э. Хемингуэя. Повесть «Старик и море» - гимн непобедимости человека.

Основными задачами занятия являются:

  • познакомиться с судьбой этого удивительного писателя и человека;
  • проследить в повести «Старик и море»  развитие основных тем творчества Хемингуэя;
  • рассмотреть и проанализировать позицию писателя относительно места и предназначения человека на Земле;
  • проверить собственные текстуальные и биографические знания по этой теме.

     Эпиграфом к сегодняшнему занятию я взяла слова английского поэта XVII в. Джонна Донна: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе; каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесет в море береговой утёс, меньше станет Европа, и так же если смоет край мыса, или разрушит замок твой или друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звенит колокол, он звонит по тебе».

     Мы вернемся ещё к этим словам, так как они могут стать эпиграфом не только к творчеству, а ко всей жизни писателя. Так же, как и строки из повести «Старик и море», ставшие нашим вторым эпиграфом:

3

«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» (Э. Хемингуэй. «Старик и море».)

     Познакомимся с условиями проведения занятия. Как говорится «Ум – хорошо, а много умов – ещё лучше». Поэтому анализировать материал сегодня мы будем с разных сторон, и в этом нам помогут созданные проблемные группы:

1-я – биографы;

2-я – литературоведы;

3-я – энциклопедисты;

4-я – философы;

5-я – эксперты (экологи, языковеды).

  - Мне хотелось бы, когда прозвучат проблемные вопросы, чтобы мы могли многогранно об этом рассуждать и сопоставлять наши точки зрения, так как в спорах рождается истина…

III. Изложение нового материала:

   1.  - Итак, начнем мы с биографов. Перед вами таблица, опираясь на которую вы сможете легко проследить жизненный и творческий путь Хемингуэя.

       Сообщение № 1 (О детстве, юности и молодости писателя)

     - Перелистывая страницы жизни писателя, можно найти на них всё: потери и удачи, ситуации на волосок от смерти и моменты триумфа, я хотела бы сказать о нашем герое словами поэта Бориса Пастернака:

                Во всем мне хочется дойти

                До самой сути:

                В работе, в поисках пути,

                В сердечной смуте.

                        До сущности прошедших дней,

                        До их причины,

                        До основания, до корней,

                        До сердцевины.

                Всё время схватывая нить

                Судеб, событий,

                Жить, думать, чувствовать, любить,

                Свершать открытия.

     - Что же было дальше с нашим  героем? Всё просто… Он возвращается на родину, а там… тот же скучный утрамбованный быт, те же глаза матери, упрекающей за принесенную на обуви грязь, за смятую газету, которую теперь не станет читать отец, всё это было, было… И он уезжает…сначала в Канаду, где работает корреспондентом «Торонто-стар», затем спецкором в Париж.

4

В конце жизни он вспоминает эти счастливые годы молодости в книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой». Тогда, в начале 20-х годов, он один из немногих сумел разглядеть в  итальянском фашизме угрозу всему миру. А потом потихоньку, одна за другой, стали выходить его книги.

     Сначала это были скромные сборники рассказов и стихов, тиражом всего в 300 экз. Первый сборник так и назывался «Три рассказа и 10 стихотворений». Потом стали появляться романы, переведенные впоследствии на многие языки мира: «Фиеста», «Прощай, оружие!». Так начиналась слава Хемингуэя. А в то же время его считали одним из «потерянного поколения».

     Ребята, и мне бы хотелось, чтобы прежде чем прозвучит наше следующее сообщение, вы задумались бы над вопросом: «Как случилось, что после 1-й мировой войны многие из молодых людей, прошедших ту войну стали «потерянным поколением».

Сообщение № 2  (о «потерянном поколении»)

     - Вспомните, в чем была суть 1-й мировой войны: кто с кем воевал – и за что?

     Это была война за передел мира, за рынки сбыта и за сферы влияния. Ни дна из сторон не вела справедливой борьбы, ни страны Антанты (Россия, Англия, Франция + США + Италия + Япония), ни страны Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия + Турция + Болгария). Следствием этого стала духовная опустошенность молодёжи, воевавшей на той или другой стороне. Не было положительных идеалов, которые отстаивались бы в этой войне. Поэтому и появилось «потерянное поколение».

     - Хемингуэя воспринимали как певца «потерянного поколения». Критики, говорившие так о нем, не хотели понять, что он тем и силен, что одновременно и в «потерянном поколении»  и над ним. Позднее писатель вспоминал: «Да, по-моему это было разбитое поколение, разбитое во многих отношениях. Но чёрт возьми! мы вовсе не погибли, конечно, кроме умерших, искалеченных и явно сошедших с ума. Погибшее поколение! – нет… Мы были очень выносливым поколением, многим из нас не хватало воспитания. Но это со временем проходит…»

     Но папаша Хем, как его позднее называли, во все лопатки наверстывал упущенное. Занимался самообразованием и путешествиями, писал книги и боролся против фашизма…

Сообщение № 3(биография: основные вехи)

     - Вообще же, рассказывая о Хемингуэе, стоит подчеркнуть, что это уже при жизни был человек – легенда. До последних дней своих он вел активный образ жизни. И, может быть, в равной степени был талантливым писателем, путешественником, военным. Совмещал в себе сразу несколько ипостасей.

     - Кого он напоминает вам из поэтов, писателей русской литературы ХХ в? Можете ли вы назвать равнозначную ему фигуру?

5

(Ответ: Конечно же, он напоминает нам Н.С. Гумилёва, такого же бесстрашного исследователя чужих земель, отважного романтика, авантюриста).

- Послушайте его стихотворение «Я и вы», в нем есть отзвук жизненной позиции Хемингуэя:

   Я  и  вы

                        Да, я знаю, я вам не пара,

                        Я пришел из другой страны

                        И мне нравится не гитара,

                        А дикарский напев зурны.

                                Не по залам и по салонам

                                Темным платьем и пиджакам

                                Я читаю стихи драконам,

                                Водопадам и облакам.

                        Я люблю, как араб в пустыне

                        Припадает к воде и пьет,

                        А не рыцарем на картине,

                        Что на звезды смотрит и ждет.

                                И умру я не на постели

                                При нотариусе и враче,

                                А в какой-нибудь дикой щели,

                                Утонувшей в густом плюще.

                        Чтоб войти не во всем открытый,

                        Протестантский прибранный рай.

А туда, где разбойник, мытарь

                        И блудница крикнут: «Вставай!»

                                                                Н.С. Гумилёв

- Жизнь Хемингуэя оборвалась в небольшом городке Кетчум штата Вайоминг, когда ему было всего 62 года. Так же как и Маяковский он поставил «точку пули» в конце своей жизни.

  2.    Теперь мы перейдем к самой важной части занятия – анализу повести «Старик и море».

     Введите меня сразу же в курс дела. Каков в 2-х словах сюжет произведения? (филологи)

     - После  84-х дней бесплодных выходов в мире главный герой – старик Сантьяго, наконец, поймал рыбу огромных размеров: почти 3 дня сражался с ней, одолел, привязал её к борту лодки и взял курс к родному берегу. Когда удача была совсем близка, на его добычу набрасываются акулы, рыбак отчаянно с ними сражается, убивает несколько голодных хищниц, рвущих рыбу. В итоге от улова остается лишь начисто обглоданный скелет. Еле добравшись до своей хижины, старик засыпает.

 

6

    Скажите, читать было интересно? Почему такой незамысловатый сюжет держит нас, читателей, в напряжении? (филологи, философы)

     Сюжет захватывает, т.к. мы становимся как бы свидетелями событий, невольно ставим себя на место  старика и начинаем за него переживать. Это  «эффект присутствия». Писатель настолько любил море и знал его, обладал таким удивительным даром рассказчика, что сумел всё это нам передать.

     Расскажите, что за человек старик. Нарисуйте его портрет, каков его образ жизни? (филологи)

     « Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря». Столь же зримо, реально описана хижина Сантьяго: «Кровать и стул и в глинобитном полу выемка, чтобы стряпать пищу на деревянном угле».

     Он беден, ведь он рыбак, какое уж тут богатство… Но мог бы жить и более зажиточно, просто не ставит это своей целью.

     Вот мы говорим, что старик беден. Ему нечего есть, не во что одеться.

     А что, такой опытный рыбак не в состоянии прокормить себя? Или тут что-то другое?(философы)

     Старик мог бы и прокормить и одеть себя. Просто он не для этого живет. Старым людям вообще нужно не так много, а мы имеем дело ещё к  тому же и с необыкновенным человеком.

     Как думаете, что главное в жизни для старика? Для чего он живет?(философы)

     Главное, конечно, работа и море, ведь именно выходя в море он может показать себя, реализовать то, на что он способен. Труд для него – это творчество, он стал необходимостью, самым важным слагаемым жизни, к которому так привык, что порой не замечаешь. Каждый человек должен ощущать себя востребованным. Вот старик это ощущает, уходя в море. Он из племени людей – тружеников. (Взгляните на эту старенькую снасть и лодку, на все в шрамах от бечевы руки старика).

     Скажите, а вот такой старик может жить, например, в наше время? А, скажем, в 11 или 13 в. он мог бы жить? (эксперты)

     Да, безусловно. Он как бы стоит вне времени. Хотя вещи, окружающие его и всю ситуацию мы можем представить зримо,  всё же Хемингуэй не делает никаких конкретных привязок во времени.

     Вывод: Таким образом, события в повести происходят как бы  в 2-х временных планах: сегодня и в то же время всегда.

     А это приводит нас к выводу, что образ старика не реалистический, а символистический или аллегорический.

7

     Вспомним, что такое аллегория.  (филологи)

     Аллегория – это иносказание, изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

     Аллегория и символ – два близких по значению понятия. Запишем определение символа:

 Символ (от греческого symbolon – условный знак) – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме (Так, хлеб-соль – символ гостеприимства).

Слово энциклопедистов:

Предмет, животное, знак, становятся символом, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением (например, крест стал символом христианства; свастика – знак быстротекущего колеса времени – символом фашизма). Символ многозначен, по сравнению с аллегорией более широк, дает большую свободу толкований.

     Чтобы понять, что для нас символизирует образ старика Сантьяго, давайте попробуем нарисовать его психологический портрет.

Самое важное запишем..

     Основная черта его – никогда не сдаваться (несгибаемость), недаром его кумир – Ди Маджио – такой же стойкий человек.

     Старик привычен к труду и борьбе. Это видно в случае его состязания с негром. Вспомним этот эпизод (эпизод звучит в пересказе).

     (Когда вспоминает об этом случае старик и для чего, как вы думаете?

 Этот эпизод введен в повесть не случайно,  а для того, чтобы 1) мы правильнее поняли характер главного героя; 2) самому старику нужно это воспоминание, чтобы укрепить св. дух перед схваткой с рыбой).

Запись:

     По сути своего характера старик- авантюрист и романтик, не чужд поэзии /например, понимает море, как женщину, он воспринимает рыбу как своего собрата/.

     У Сантьяго явные черты лидера – смотрите, ему не нужна какая-нибудь рыба, нужна самая большая.

     Он – человека бывалый, многое повидал на своем веку, и в своем деле он профессионал.

     Как человек мудрый, он практически ничего не боится.

     Вспомните, как старик воспринимает рыбу? Она для него противник, друг? Насколько сильно он себя отделяет от неё?(филологи)

 /Приведите пример из текста/

     Рыба принадлежит к той же жизненной стихии, что и убивающий её человек. Он говорит: «Рыба, я люблю тебя и уважаю», старику она «дороже брата», она ему «родня».

8

     Обратимся к таблице «Ядро смыслов».

     В ней изложены основные проблемы, затронутые в повести. Поэтапно мы запишем её, комментируя

     - Ребята, филологи анализировали и сопоставляли несколько произведений писателя и более ранние, и уже зрелые. Послушаем их выводы…

      Сообщение № 4  (о развитии образа главного героя в произведениях  

                                Хемингуэя)   

    - Итак, мы говорим о том, как постепенно изменялся главный герой в творчестве Хемингуэя. Безусловно, «Старик и море» - вершина творчества писателя. Это проза уже зрелого мастера, который решает вопрос о предназначении человека на земле с философской точки зрения. Это очень важный вопрос. Возможно, вы к нему в своей жизни ещё не обращались, но рано или поздно он встает и перед вами.

 Запись на доске: 

         Для чего человек живет на земле?!

/Это второй ключевой вопрос нашего занятия – я также запишу его на доску, и в продолжение нашей беседы предлагаю подумать об этом…/

Скажите, а вот старик – верующий человек или нет? Во что он верует?

    Несмотря на то, что по ходу сюжета Сантьяго неоднократно принимается читать молитвы, они предназначены в первую очередь для самоуспокоения, для соблюдения общепринятых правил, законов жизни в трудных ситуациях. Вслушаемся в эти молитвы:

Пример:

 «Пресвятая Богородица, помолись, чтобы  рыба умерла! Хотя она и очень замечательная».

«Если нападут акулы – помилуй Господи и её, и меня!»

Вывод:

     Его молитвы сугубо материалистичны. На самом деле он больше верит в собственные силы, в первую очередь в свои духовные силы,  в своё мастерство, выносливость, и в какой-то степени – в свою удачу.

Пример:

«Неужели я оплошаю и умру из-за какой-то рыбы? – спрашивает он себя. – И главное - теперь, когда все идет так хорошо. Господи, помоги мне выдержать! Я прочту сто раз «Отче наш» и сто раз «Богородицу». Только не сейчас. Сейчас я не могу…  Считай, что я их прочел… Я прочту их после…»

В таблицу:

     По сути он сам является творцом окружающей его жизни. Его работа – это творчество.  Сантьяго также обладает способностью самовнушения, самоуспокоения, и в этом помогает ему молитва. Например, увлёкшись философскими рассуждениями и мечтами, он решительно обрывает себя.

9

Пример:

«Не отвлекайся!  Думай о том, что ты делаешь. Думай, чтобы ты не совершил какую-нибудь глупость».

     - Ребята, уже в начале 30-х годов в творчестве писателя начинает неотступно проявляться одна и та же мысль: «Победитель не получает ничего!» Так Хемингуэй назвал один из своих сборников.

     Смотрите, какая парадоксальная вещь! – Победитель не получает ничего… А ведь так на самом деле в повести… Или не так?

 

   Старик выигрывает свою схватку с рыбой? Почему? За счет чего?

     Да! Он оказался более ловким, упорным, более мужественным и умным, чем рыба. К тому же, он – человек, а она всего-навсего рыба. Вспомните:

Пример:

     «Но рыбы, слава богу, не так умны, как люди, которые их убивают».

И ещё он необыкновенный старик!

      Но в итоге все его усилия оказываются напрасными. Акулы съели его добычу.

     Вспомните, в тексте есть ли яркий символ неудачи, поражения?

     Да, в самом начале латаный - перелатаный парус лодки старика – как знамя наголову разбитого полка…

     Так кто же старик – победитель или побежденный? И кто его победил?

     Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться, с чем на самом деле борется старик – с рыбой, с акулами?… А может быть, с собственной слабостью и малодушием?

    В конце повести он сам задает себе этот вопрос: «Кто же победил тебя, старик?» И сам себе отвечает «Никто! Просто ты слишком далеко ушёл в море…»

Вывод:

     Да, он победитель! По сути дела Сантьяго ведёт спор с самим собой. И главный вопрос этого спора - насколько старик пригоден ещё и к рыбной ловле, и к жизни вообще… И этот спор у самого себя он выигрывает – «Остался ещё порох в пороховницах!» Не покориться помогает герою постоянная память о том, что он – человек.

- Ребята, вернёмся ещё раз к формуле: «Победитель не получает ничего!» /запись в таблицу смыслов/. Так действительно ничего? Или всё-таки что-то получает?

     Победитель получает, и немало! Осознание того, что он человек, а это, по словам Горького, звучит гордо!

10

  Вывод:

   Да, жизнь тяжела, жестока и постоянно напоминает об этом.  И всё-таки, сгибаясь под её тяжестью, даже падая порой, человек вновь и вновь встаёт, призывая на помощь неведомые резервы стойкости и силы. Вот об этом повесть. Это главная её мысль.

Запись:

    Человек всю свою жизнь делает выбор – кто-то борется с жизнью и за жизнь, а кто-то плывет по течению.

    - Вот теперь мы вплотную подошли к разгадке аллегории этого образа.

     Символом чего является Сантьяго – главный герой повести?

     Символом постоянного и несгибаемого творчества, борьбы в жизни. Это тот самый человек, который звучит гордо. Может, отчасти это тот идеал, к которому нужно стремиться.

/В любом случае каждый выбор делает сам/.

     Скажите, разве не было раньше в жизни старика таких ситуаций, где бы он уже доказывал себя настоящим человеком? 

  Да, бывали и неоднократно. Вспомним хотя бы случай с негром.

     Тогда зачем же ему опять рисковать, может быть, жизнью? Ведь дорогие ему люди и так понимают, что он – «необыкновенный старик»?!

     Ответим словами текста:

     «Я ведь говорил мальчику, что я необыкновенный старик, - сказал он. – Теперь пришла пора это доказать.

     Он доказывал это уже тысячу раз. Ну так что ж? Теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счёт начинается сызнова…» 

Запись:

     Другими словами – выдержать испытание однажды – мало. Нельзя останавливаться в своем развитии. Иначе ты духовно умираешь./сделать запись в таблице «ядро смыслов»/

     Биографы подготовили нам сообщение о том, как создавалась повесть, что о ней думал сам писатель и его современники.

     Сообщение № 5( об истории создания повести)

     Современники Хемингуэя по-разному трактовали это произведение. Одни находили в нем сложную систему символов, другие высоко оценили реализм писателя.

   -  А  вы как считаете, к какому жанру можно отнести это произведение: реалистическая повесть, повесть-притча, романтико-героическая повесть?

      Перед нами повесть-притча, об этом говорит ряд характерных черт, соответствующих именно этому жанру.

11

     Вспомните, что такое притча? При изучении каких ещё тем в литературе мы говорили о таких жанровых образованиях (о притчах и притчевости)?

     Мы говорили о притчах, когда изучали Библию. Например, притча о злаках и плевелах, притча о блудном сыне.

     Притча – это небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной форме.

   

  Записать:

     Притча иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия. Часто притча используется с целью прямого наставления читателя в вопросах человеческого и общественного поведения.

    - Соответствует наша повесть этому определению?

     Да, безусловно, повесть учит, как вести себя в трудных жизненных обстоятельствах. Это своеобразный идеальный вариант.

     -Ребята, в повести затронут ещё один аспект человеческого бытия – экологический. Как вы понимаете, что такое экология?

    В научном смысле это слово имеет 2 значения:

Экология – это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой.

Экология – это наука (раздел социологии), в которой рассматриваются, проблемы взаимоотношения человека и окружающей среды.

     Итак, для нас больше подходит 2-е определение.

     Вот я чуть раньше сказала, что притча нас обязательно учит, и это как бы идеальный вариант. А на самом деле, какой же это идеальный вариант? На протяжении всего рассказа старик, не уставая, губит всё окружающее его живое: то тунца, то креветок, то марлинов, то меч-рыбу, то акул.

    - Можете ли вы сказать, что он нарушает экоравновесие? Он бездуховен?

     Нет, старик не нарушает экологическое равновесие. Ведь выходя в море, он ставит перед собой определённые цели и принимает правила игры. С одной стороны «он вымогает у моря пищу» и «убивает своих братьев», но, с другой стороны, он готов платить за это своим трудом, терпением, мужеством, а по тексту мы видим, что, может быть, и жизнью. Он готов платить в этой игре за всё, и находится в равных с рыбой условиях.

 

     И здесь мы подходим вплотную к аксиомам философии: всё взаимосвязано; ничто не берётся из ниоткуда…

12

     Вернемся к особенностям притчи. Образы притч обычно символичны, они представляют собой аллегории чего-либо. И в повести «Старик и море»  тоже так.

   -  Посмотрите на таблицу «Символика в повести».

(Устная работа с таблицей «Символы в повести «Старик и море» )

     Кроме аллегорий в повести, как и в любой другой притче, множество парадоксальных по содержанию и афористических по форме выражений.

     Мы сейчас проведём состязание и припомним некоторые из них:

/На доске записана половина фразы – другая половина закрыта; по мере отгадывания мы открываем недостающие части фразы; эта игра проводится между  проблемными группами/

Игровой конкурс «Угадай окончание фразы»

«Сначала просишь в долг, /потом просишь милостыню».

«Рыба, я с тобой не расстанусь, /пока не умру».

«Рыба, я тебя очень люблю и уважаю, но /убью тебя прежде, чем наступит вечер».

«Теперь мы связаны друг с другом с самого полудня ./ и некому помочь ни ей, ни мне».

« Рыбы, слава Богу, не так умны, как люди,/ которые их убивают, хотя в них гораздо больше и ловкости и благородства».

«Ну, что ж, убей меня, рыба. /Мне уже всё равно, кто кого убьет».

«Сперва я должен убедить её в моей силе, а потом /я её одолею…»

«Надолго меня не хватит… /Нет, хватит, тебя, старик, хватит навеки».

«Человека можно уничтожить, но /его нельзя победить».

 

 Вывод:

     Таким образом, в повести есть все компоненты притчи: афористичность выражений, аллегоричность образов и поучающий смысл.

     - Ребята, повесть представляет собой произведение уже зрелого мастера. Именно за неё Хемингуэй удостоен Нобелевской премии.

     Послушаем сообщение энциклопедистов об этой премии.

    Сообщение № 6 (о Нобелевской премии)

     Итак, мы многое поняли, разбирая повесть. Давайте теперь проверим правильность своих выводов и знания биографии и творчества писателя.

 3.    Тестовая   обобщающая работа.(тестовые карты прилагаются)

13

IV. Подведение итогов занятия.

     Мы сегодня познакомились очень подробно с творчеством выдающегося американского писателя – Э. Хемингуэя. На материале его повести «Старик и море» пришли к выводам о цели, предназначении существования человека на земле…

     Оценки следующие…

     Задачи занятия достигнуты.

V. Домашнее задание.

     Написать рассуждение миниатюру на тему: « В чем смысл  жизни человека согласно повести «Старик и море»?

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Методическая разработка открытого занятия по биографии и творчеству Э.М. Хемингуэя даёт возможность преподавателю литературы грамотно и глубоко подойти к изучению предложенной темы, помогает овладевать методикой проблемного анализа текста. Студенты на таких занятиях учатся думать, сопоставлять факты, делать выводы.

     Важным моментом является также фактор иллюстративности. Каждое положение урока не просто декларировалось, но разъяснялось подробными примерами из текста, либо с помощью плакатов, таблиц.

     Стоит отметить также значимый  воспитательный аспект занятия. Оно было призвано повлиять на утверждение социально активной жизненной позиции студентов, сам материал располагал к этому.

     На уроке удалось реализовать междисциплинарные связи с экологией (проблема экологии человеческой души), с философией (понятие о взаимосвязи, единстве всего живого на земле, борьбе противоположностей), с историей (писатель был в гуще самых значимых событий XX в). Была выполнена также задача активизации познавательной деятельности студентов в процессе проблемного изучения повести.

      Автору методической разработки хотелось создать такой урок, на которой истина добывалась бы совместно, путем проб и ошибок во время занятия, а не преподносилась бы как данность, тщательно отфильтрованная и готовая к употреблению.

15

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица № 1

« КРАТКАЯ ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Э.М. ХЕМИНГУЭЯ»

1899 г. В г. Оук-Парк (пригород Чикаго) в семье врача родился писатель. По        окончании школы – репортёр в Канзасской газете «Стар».

1918г. Доброволец санитарного отряда на итальянском фронте 1-й Мировой войны. Тяжело ранен.

1921-1923гг Работа в качестве корреспондента американских газет в Париже.

1924-1928гг Начало карьеры писателя, принадлежность к «потерянному поколению», кружок Гертруды Стайн.

1928г 1-й роман «Фиеста» (английское название «И восходит солнце»)

1929г  В Америке издан роман «Прощай, оружие!»

1929-1935гг Хемингуэй – «внутренний эмигрант» - затворник в г. Ки-Уэст, во Флориде; период творческого застоя.

1933-1935гг Первое сафари писателя в Восточную Африку. Написана книга «Зеленые холмы Африки».

1935г Очерково-публистическая и автобиографическая кн. «Смерть после полудня».

1938г Роман «Иметь или не иметь».

1937-1938гг Участник войны в Испании.

1940г Роман «По ком звонит колокол», написан на Кубе.

1941-1945гг  На 5 лет ушел в военные дела,   борется с фашизмом сначала в Китае, затем выслеживая подводные лодки в Мексиканском заливе и, наконец, он – военный корреспондент в Англии /принимает участие в налетах английских бомбардировщиков/.

1952г  Написана  «Старик и море» - повесть-монолог, притча.

1954г Присуждение Нобелевской премии.

1960-1961гг Прощание с прошлым, паломничество по местам, где проходила юность писателя, написана книга воспоминаний «Праздник, который всегда с тобой».

1961г, 2 июля – гибель Хемингуэя.

16

 Таблица № 2

«Ядро смыслов в повести «Старик и море»

17

Плакаты

Плакат № 1 (На кодоскопе)

      «Символика в повести «Старик и море».

Плакат  № 2 /вторая часть фраз на плакате скрыта до тех пор, пока не будет угадана».

«Афоризмы в повести «Старик и море»

«Сначала просишь в долг, потом просишь   /милостыню»

«Рыба, я с тобой не расстанусь, пока не   / умру»

«Рыба, я тебя очень люблю и уважаю, но я   /убью тебя прежде, чем наступит вечер».

«Теперь мы связаны друг с другом с самого полудня   / И некому помочь ни ей, ни мне».

«Рыбы, слава Богу, не так умны, как люди,   / которые их убивают, хотя в них гораздо больше и ловкости и благородства».

«Ну, что ж, убей меня, рыба.   /Мне уже всё равно кто кого убьет».

«Надолго меня не хватит.    /Нет, хватит, тебя, старик, хватит навеки».

«Человека можно уничтожить, но   /его нельзя победить!»  

18

С О О Б Щ Е Н И Я   С Т У Д Е Н Т О В

Сообщение № 1

     Эрнест Хемингуэй родился в пригороде Чикаго   в   городке    Оук-Парк

21 июля 1889 г. в семье врача.  Семья была большой (шестеро детей) и была очень крепкой. В детстве будущего писателя  окружали достаток, забота и внимание. Отец, сам заядлый рыболов и спортсмен, прививал  сыну любовь к труду, выносливость, настойчивость, умение постоять за себя. Он также воспитывал в сыне наблюдательность и уважение к природе. На день рождения трёхлетний Эрнест получил от отца в подарок рыболовные  снасти, на следующий год – охотничье ружьё, в пять лет микроскоп. И всё это не пылилось на полках, а шло в дело.

     Писать Хемингуэй начал рано, лет в 14-15. Ещё в школе он выделялся литературными способностями, своими сочинениями, совершенно непохожими на то, что писали другие. А с 18 лет он старательно овладевал навыками журналистского мастерства, став репортёром газеты «Канзас-сити-стар».

     По окончании школы в 1917 г. он страстно рвётся записаться в армию, пойти на войну, которая полыхала в Европе. И 23 мая 1918 г. счастливый молодой журналист, здоровый и уверенный в себе, отплывает в составе санитарной бригады из Нью-Йорка во Францию, а затем в Италию. В первые же дни военной службы юноша увидел ужасы и трагедию войны. Девятого июля, ночью Хемингуэй был ранен. Когда его доставили на перевязочный пункт, ему грозила ампутация ноги и опасность, что он останется инвалидом, неспособным к передвижению. За несколько операций из него извлекли 227 осколков и заменили перебитую коленную чашечку металлической.

     К молодому человеку пришло понимание войны как обмана солдат и издевательства над всем человеческим в человеке. Полгода сделали его не просто взрослым человеком, но перевернули всю его жизнь, воспитали в нём ответственность за судьбы людей, привели к борьбе против несправедливости. Именно война сформировала его как писателя, и одна из центральных тем его творчества - антивоенная.

Сообщение № 2 

( о «потерянном поколении»)

     Термин «потерянное» или «погибшее» поколение облетел весь мир. Это явление охватывает поколение молодёжи многих стран, вернувшееся с войны и ошеломленное как фронтовыми потрясениями, так и крахом надежд как коренные перемены.

     Этот термин говорил о послевоенном поколении, погибшем для жизни, о поколении скепсиса, пессимизма, безнадёжности, а затем, в более специфическом смысле, о поколении, сбившимся с большой дороги американского образа жизни, потерявшем веру в её меркантильные идеалы, в

19

её достижения, в её возможности.

     «Потерянное поколение» было, конечно, неоднозначно по своему составу. Некоторые люди этого поколения – действительно, конченные, погибшие люди, потерянные для жизни, но другие были потеряны прежде всего для того буржуазного мира, от которого они оторвались, который они отказались признавать своим. Лучшие представители «потерянного поколения» внесли свой вклад в американскую и мировую культуру. Это, например, писатели Скотт Фицжеральд,  Дос Пассос, поэтессы Эдна Миллей, Дженевьева Таггард и другие.

     В творчестве была для них основная точка опоры. И спасло их несгибаемое упорство, вера в своё дело и преодоление тоски и боли творческим трудом.

Сообщение № 3

( по биографии Хемингуэя)

     Хемингуэй был неутомимым читателем и позднее, живя на Кубе, он собрал библиотеку, насчитывающую почти 9000 томов.

     Одновременно он был человеком самолюбивым и стремился первенствовать во всем, за что бы он ни брался. Любил вылавливать самых крупных морских рыб, побеждать на боксерском ринге, быть самым метким стрелком. Дважды ему довелось охотиться на  крупных животных в Африке – на сафари. 1-й раз в 1933 г. Тогда его трофеями стали 3 убитых льва, буйвол, 27 других животных, а также тяжёлая тропическая болезнь и книга «Зеленые холмы Африки»

     Особенно близка была по духу писателю Испания. Хотя вообще-то мы можем назвать его «гражданином мира» (ведь он долгое время жил во Франции и на Кубе). Но Испания была ему особенно близка и дорога.

     После известия о франкистском мятеже в июле 1936 г он уезжает туда в качестве корреспондента Соверо-американского газетного объединения. В Испании в тот момент собрались «лучшие люди мира». Среди них, например, французский летчик и писатель – Антуан де Сент-Экзюпери, чилийский поэт Пабло Неруда, русский военный корреспондент Илья Эренбург. Все они боролись с фашизмом. И Хемингуэй не только выполнял св. журналистский долг, но и стремился по возможности помочь делу республики.

     Это была уже совсем другая война, и люди, воевавшие там, понимали, за что и с кем они боролись – за свободу против фашизма.

     Осенью 1937 г Хемингуэй проехал более 100 км. в прифронтовой полосе, мёрз, спал в палатках, был на волосок от смерти и говорил: «Снаряды для всех одинаковы, Если тебя не задело, то и писать незачем. А если задело, то писать не придётся».

    Из опыта 4-х его поездок в воюющую Испанию родился роман «По ком звонит колокол», изданный в октябре 1940г. Это был 1-й художественный памятник антифашистской эпопее. Это классика литературы ХХ  века.

20

Любопытно, что в 40-е годы роман был переведен на русский язык, но не был издан. Приговор произнёс Сталин: «Интересно. Печатать нельзя».

     Хемингуэй был человеком своего времени – таким же сложным, непредсказуемым, неуспокаивающимся на достигнутом.

      Может быть, поэтому во время 2-й мировой войны он выискивал на собственном рыболовецком судне «Пилар» немецкие подводные лодки у берегов Америки и Кубы. Может быть, поэтому он после открытия союзниками 2-го фронта в рядах партизан, а потом и действующей армии участвовал в освобождении Парижа. Позднее он говорил: «Те, кто сражался на войне – самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встретишь, зато те, кто затевает, разжигает и ведёт войну, – свиньи, думающие только об экономической конкуренции…»

     Последние 20 лет жизни писатель жил на Кубе. В 12 км от Гаваны на вилле Финка-Вихия. Работал он ежедневно с 6 ч. утра до обеда, считая своей нормой от 600 до 800 сл. в день. Там были написаны ром. «За рекой в тени деревьев», повесть «Старик и море», очерковые кн. «Опасное лето», «Праздник, который всегда с тобой», неоконченный  роман «Острова в океане», «Райский сад».

Сообщение № 4

 ( о развитии образа главного героя в произведениях Хемингуэя).

     Создаваемая Хемингуэем художественная  вселенная всегда  - а в ранних его произведениях особенно была словно бы расколота на две неравные половины: человек – и окружающий мир, несущий ему неизбежную гибель.

     Позднее, в 30-е гг, враждебность этого мира приобрело вполне конкретное воплощение – фашизм, богачи, которые, преследуя сои корыстные интересы, ввергают людей в мясорубку войны. И герой защищает уже не только себя, но и – жизнь на земле. Противостояние мир – человек сохраняется и тут.

     В «Старике и море» это исчезает, и этим определяется значение повести в творческой эволюции писателя.

     Величаво разворачивается перед нами морская стихия, принимающая в себя всё и вся – и старика, и рыбу, и акул. Она дышит глубоко и ровно. «Облака над землей возвышались теперь, как горная гряда, а берег казался длинной зеленой полоской, позади которой вырисовывались серо-голубые холмы. Вода стала темно-синей, почти фиолетовой. Когда старик глядел в воду, он видел красноватые переливы планктона в тёмной глубине и причудливый отсвет темных лучей…» и т.д.

     Раньше между человеком и миром неизменно сохранялась дистанция враждебности, т.к. мир стремился его погубить. Чтобы выжить, герою нужно было обособиться, убежать от мира. А когда личность осознала себя частицей бытия (как в «Старике и море»), тогда человек испытывает чувство бескрайней полноты жизни, к которой он причастен. Сантьяго в мыслях своих прямо объединяет себя с окружающей вселенной:

21

«Мне надо поспать. И звезды спят, и луна спит, и солнце спит, и даже океан спит в те дни, когда нет течения и стоит полная тишь».

     В «Старике и море» впервые у этого автора человек испытывает счастье совершенного примирения с жизнью.

     

Сообщение № 5

(об истории создания «Старик и море»)

     Весной 1936 г. Хемингуэй опубликовал в журнале «Эсквайр» очерк, в котором рассказал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Очерк назывался «На голубой воде. Гольфстримское письмо». С нём был описан подлинный случай происшедший с одним из рыбаков. Но только через 14 лет Хемингуэй берётся за перо, чтобы художественно это описать. В сентябре 1952 г. повесть была напечатана в журнале «Лайф», а вскоре вышла отдельным изданием.

     Чем же объяснить такое промедление? В одном из своих интервью Хемингуэй говорил: «Повесть «Старик и море» можно было бы растянуть больше чем на тысячу страниц: там были бы описаны все жители деревушки, их жизнь, где они родились, как они росли, как вырастили своих детей и т.д. Другие писатели делают это превосходно. И вот я попробовал пойти другим путем. Для начала я выкинул все, без чего мог передать читателю этот опыт. Я хотел, чтобы прочитанное казалось ему пережитым, чтобы у него было такое впечатление, как будто это произошло на самом деле».

Сообщение № 6

( о Нобелевской премии)

     В мире немало почётных званий, наград и премий. Самой престижной из них считается Нобелевская. Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 г в семье преуспевающего шведского промышленника.

     В 1895г. Нобель обнародовал в Париже своё ставшее знаменитым «Завещание», согласно которому весь его капитал, достигший к тому времени 30 млн. крон (10 млн долларов по тогдашнему курсу), обращался в особый фонд. Проценты с него должны б/и ежегодно присуждаться в виде именных премий за научные открытия предыдущего года, наиболее способствовавшие прогрессу и процветанию человечества.

    Поначалу Нобель учредил 4 премии: в обл. математики, физики, химии, медицины; затем добавил ещё премию по литературе. А премия по математике была вычеркнута.

     Премии Нобеля вручаются в концертном зале столицы Швеции – Стокгольме. Король и королева Швеции вручают памятный диплом в папке из тиснёной кожи и золотую медаль в футляре из красного дерева. На медали

по литературе с одной стороны отчеканен профиль Нобеля, а с др. стороны изображено муза поэзии Эрато, перед нею – фигура поэта.

   

22

 Именно Шведская академия, основанная в 1786 г., выносит каждый год решение о награждении. Согласно официальному списку такими премиями

 награждено 17 россиян. 5-ро по литературе: И.А. Бунин (1933г), Б.Л. Пастернак (1958г). М.А. Шолохов (1965г), А.И. Солженицын (1970),  

И.А. Бродский (1987г).

     Хемингуэй стал 5-м американцем – лауреатом Нобелевской премии по литературе. В решении Нобелевского комитета отмечалось «Яркое стилевое мастерство Хемингуэя, явившееся вкладом в современное повествовательное искусство», говорилось и о «героическом пафосе», о его «мужественной любви к опасности и приключениям», а также об «искреннем восхищении каждым чел-м. ведущим справедливую борьбу в реальном мире, отягощенном насилием и смертью».

     Писатель считал, что написать повесть его вдохновила Куба, её люди и природа. Ему хотелось по-своему  выразить благодарность и уважение к этой земле, и св. Нобелевскую медаль он передал в дар святой деве Каридад в соборе Эль Кобре. Это одна из исторических святынь Кубы.

     

23

ТЕСТОВАЯ КАРТА № 1

1. Первой работой Хемингуэя стала:

   а) работа почтальона на Чикагском почтамте;

   б) работа журналиста в газете «Канзас-Сити»;

   в) работа мусорщика в его родном городке;

   г) работа специального корреспондента «Торонто-Стар» в Париже.

2. Притчей называют:

   а) короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл;

   б) краткий устный рассказ на злободневную тему с остроумной концовкой;

   в) небольшой рассказ, нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме;

   г) устный рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты;

3. Я считаю, что в числе художественных проблем, поставленных в повести «Старик и море, этой нет:

   а) проблема необходимости и потребности для человека физического и духовного труда;

   б) проблема отношений человека и окружающей среды;

   в) проблема поиска смысла человеческой жизни;

   г) проблема острого конфликта молодого и старого поколения, «отцов» и «детей».

4. Эпизод единоборства главного героя и негра в армреслинге дан в повести «Старик и море», чтобы:

   а) утвердить читателя в мысли о необыкновенной силе старика;

   б) дать возможность понять читателю основные качества характера старика- несгибаемость, волю к победе;

   в) показать наиболее полно прошлое старика, его биографию;

   г) заполнить яркими воспоминаниями время вынужденного бездействия старика.

5. Изначально Нобелевскую премию давали за открытия в области:

   а) математики, физики, химии, медицины;

   б) литературы, математики, физики, химии, медицины, укрепления мира;

   в) литературы, физики, химии, медицины;

   г) математики, физики, химии, биологии.

24

6. Основными качествами характера старика являются перечисленные, кроме:

   а) трудолюбие, профессионализм;

   б) несгибаемость, воля к победе;

   в) романтизм, авантюризм;

   г) упрямство, горячность.

7. Произведения Хемингуэя были написаны в следующей последовательности:

   а) «Фиеста», «Прощай оружие», «Иметь или не иметь», «По ком звонит колокол», «Старик и море»;

   б) «Иметь или не иметь», «Прощай оружие», Фиеста», «По ком звонит колокол», «Старик и море»;

    в) «Прощай оружие», «Иметь или не иметь», «Фиеста», «По ком звонит колокол», «Старик и море»;

   г) «По ком звонит колокол», «Фиеста», «Прощай оружие», «Иметь или не иметь», «Старик и море».

8. Хемингуэй работал во всех перечисленных газетах и журналах, за исключением:

   а) «Торонто-стар»;

   б) «Канзас-сити»;

   в) «Нью-Йорк трибюн»;

   г) «Эсквайр».

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

Ключ к тестовой карте № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

а

Х

Х

б

Х

Х

в

Х

Х

г

Х

Х

25

ТЕСТОВАЯ КАРТА № 2

1. Хемингуэй был прекрасным знатоком:

   а) горнолыжного спорта;

   б) корриды;

   в) морской рыбалки;

   г) охоты с ловчими птицами.

2. Аллегорией называют:

   а) намек на событие или факт, которое считают общеизвестным;

   б) особый вид иносказания, язык намеков, маскирующий мысль и позволяющий её передать в печать, несмотря на запрет;

   в) замысловатое поэтическое описание предмета или явления, которое нужно отгадать;

   г) иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

3. Я считаю, что в числе художественных проблем, поставленных в повести «Старик и море», этой нет:

   а) проблема преемственности поколений;

   б) проблема взаимосвязи, единства всего живого на земле;

   в) проблема забвения собственных корней, исторического прошлого;

4. Главным в жизни для старика является:

   а) общение;

   б) стремление быть лидером, всегда первым;

   в) творчество, труд;

   г) его прошлое, воспоминания.

5. «Потерянным поколением» называли

   а) поколение скепсиса, пессимизма – хиппи 60-7-х гг;

   б) спившихся людей или наркоманов;

   в) поколение, сбившееся с большой дороги американского образа жизни;

   г) поколение молодежи многих стран, вернувшееся с войны и ошеломленное как фронтовыми потрясениями, так и крахом надежд на коренные перемены в обществе.

6. Основными качествами характера старика являются перечисленные, кроме:

   а) сентиментальность, чувствительность;

   б) мужество, умение постоять за себя;

   в) творчество, профессионализм;

   г) вера в собственные духовные силы.

26

7. События в повести происходят

   а) в начале лета;

   б) в марте;

   в) осенью;

   г) в сентябре.

8. Все перечисленные произведения принадлежат Хемингуэю, за исключением:

   а) «На Восток от Эдема» и «Моби - Дик»;

  б) «Смерть после полудня» и «Непобедимый»;

   в) Снега Килиманджаро» и «Зеленые холмы Африки»;

   г) «За рекой в тени деревьев» и «И восходит солнце».

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

 

Ключ к тестовой карте № 2

1

2

3

4

5

6

7

8

а

Х

Х

б

в

Х

Х

г

Х

Х

Х

Х

27

ТЕСТОВАЯ  КАРТА  № 3

1. В жизни Хемингуэю пришлось испробовать множество профессий, он не был лишь:

   а) фронтовым корреспондентом;

   б) писателем и поэтом;

   в) спортивным комментатором;

   г) журналистом.

2. Символом считают:

   а) образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме;

   б) первообраз, т.е. древнейший общечеловеческий знак, лежащий в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом;

   в) средство художественного изображения, в основе которого – подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заостренное, нарушающее границы правдолюбия;

   г) персонификацию человеческих свойств или качеств.

3. Я считаю, что в числе художественных проблем, поставленных в повести «Старик и море, этой нет:

   а) проблема экологии человеческой души;

   б) проблема разрыва духовных связей всего живого на земле;

   в) проблема отношения человека к смерти, своей и чужой;

   г) проблема одиночества и страдания сильной личности.

4. Старик думал о море:

   а) как о стихии, которая решит судьбу любого человека;

   б) как о женщине, которая дарит величие милости или отказывает в них;

   в) как о своем вечном спутнике и друге;

   г) как о мужчине, сопернике.

5. В раннем творчестве Хемингуэя

   а) герой противостоит миру, несущему неизбежную гибель;

   б) человек ощущает себя частью Вселенной, где сосуществует добро и зло;

   в) главный герой занимает активную позицию и пытается преобразовать окружающий мир;

   г) герой принимает окружающее как данность и не стремится к переменами.

6. Для того чтобы выяснить, с какой скоростью движется лодка старик:

   а) смотрит на специальный прибор;

   б) проверяет, под каким углом уходит в воду леса, натянутая рыбой;

   в)  опускает руку в воду по течению;

 

28

  г) сравнивает, с какой скоростью он двигался раньше, относительно берега и в данный момент.

7. Последними произведениями Хемингуэя были:

   а) «Опасное лето» и «Праздник, который всегда с тобой»;

   б) «Острова в океане»;

   в) «Старик и море» и «За рекой в тени деревьев»;

   г) «Фиеста» и «Прощай оружие».

8. Хемингуэй жил во всех перечисленных местах, за исключением:

   а) самой южной оконечности штата Флориды, городка Ки-Уэст;

   б) пригорода Чикаго, городка Оук-Прак;

   в) штата Вайоминг, городка Кетчум;

   г) города Лос-Анжелиса.

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

Ключ к тестовой карте № 3

1

2

3

4

5

6

7

8

а

Х

Х

б

Х

Х

Х

в

Х

Х

г

Х

29

ТЕСТОВАЯ КАРТА № 4

1. Хемингуэй своей жизнью и деятельностью, соединением в себе трех ипостасей – писателя, путешественника  воина напоминает нам одного из поэтов русской литературы:

   а) М.Ю. Лермонтова;

   б) А.А. Блока;

   в) Б.Л. Пастернака;

   г) Н.С. Гумилева.

2. Главным героем повести «Старик и море» Хемингуэй сделал:

   а) американца;

   б) француза;

   в) испанца;

   г) кубинца.

3. Мне кажется, самым важным в жизни для старика Сантьяго было:

   а) труд, стремление творчески реализовать себя;

   б) всегда оставаться первым, победителем, смельчаком;

   в) поймать удачу за хвост, вернуться домой с уловом;

   г) играть по своим правилам, в свою игру и на своем поле;

4. Я понимаю слова сегодняшнего эпиграфа к занятию (отрывок из Джона Донна) так:

   а) жизнь человека заранее определена, изменить и нарушить что-либо человек не вправе;

   б) хоть это и трудно осмыслить, на самом деле человеческая жизнь взаимосвязана со всем в мире, и «счастье всего мира не стоит слезы одного ребенка»;

   в) не стоит загадывать «по ком звонит колокол», ты все равно не узнаешь этого;

   г) человек всегда и все в мире выбирает сам, важно не ошибиться.

5. Хемингуэй получил Нобелевскую премию:

   а) за роман «По ком звонит колокол»;

   б) за книгу мемуаров «Праздник, который всегда с тобой»;

   в) за документальную книгу «Зеленые холмы Африки»,

   г) за повесть «Старик и море».

6. Все перечисленные высказывания старика соответствуют тексту, кроме одного:

   а) «Она громадина, эта рыба, а я должен убедить её в моей силе. Нельзя, чтобы она почувствовала мою слабость и поняла, что может сделать со мной»;

 

30

   б) «Пресвятая Богородица, помолись, чтобы рыба умерла. Хоть она и очень замечательная»;

   в) «Хоть это и несправедливо, но я докажу ей, что способен её убить»;

   г) «Сперва я должен убедить ее в моей силе, а потом я её одолею».

7. Сегодня на занятии мы говорили об экологии. При этом слово «экология» мы понимали, как:

   а) окружающий внешний мир;

   б) раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений микроорганизмов между собой и с окружающей средой;

   в) науку, которая рассматривает проблему взаимоотношений человека и окружающей среды;

   г) науку о взаимоотношениях между людьми;

8. Хемингуэй умирает:

   а) в глубокой старости;

   б) из-за несчастного случая;

   в) в результате самоубийства;

   г) после продолжительной болезни.

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

Ключ к тестовой карте № 4

1

2

3

4

5

6

7

8

а

Х

б

Х

в

Х

Х

Х

г

Х

Х

Х

31

ТЕСТОВАЯ КАРТА № 5

1. Хемингуэй был участником следующих войн

   а) войны с Японией;

   б) 1-й Мировой войны;

   в) 2-й Мировой войны

   г) гражданской войны в Испании.

2. Главный герой повести «Старик и море» испробовал все перечисленные занятия, кроме:

   а) штурвального на паруснике;

   б) ловца черепах;

   в) ловца жемчуга;

   г) юнги.

3. В России Нобелевскую премию имеют следующие писатели и поэты:

   а) Л. Толстой, М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын;

   б) И. Бунин, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Солженицын, И. Бродский;

   в) Н. Гумилев, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Солженицын.

4. Фиестой называют:

   а) послеобеденный отдых в Испании;

   б) время перед боем быков;

   в) один из приемов корриды;

   г) продолжительность какого-либо из боев.

5. В повести «Старик и море» много афористических выражений, одно из них:

   а) «Сначала просишь в долг, потом просишь милостыню»;

   б) «Великий знак доброты – умение забывать воспоминания других»;

   в) «Правда – величайшая драгоценность, нужно её экономить»;

   г) «Как ведет себя птица во время боя? Она не цепляется за ветку; она следует за бурей».

6. Во время 2-й Мировой войны писатель охотился за немецкими подводными лодками:

   а) с аквалангом и подводным оборудованием;

   б) на собственном рыболовецком судне «Пилар»;

   в) на борту специализированной лодки «Помпа»;

   г)  в батискафе «Саламандра».

7. Нобелевская медаль Хемингуэя хранится

   а) в его семье у внуков;

    б) в доме-музее писателя на Кубе;

32

   в)  в соборе Эль Кобре, в пределе Св. девы Каридад;

   г) в национальном музее США.

8. На мой взгляд, «экология человеческой души включает в себя:

  а) нравственное, гуманное отношение к более слабым, постоянную духовную работу над собой;

   б) стремление всегда соответствовать ожиданиям окружающих;

   в) умение сгладить острые углы в трудных ситуациях общения;

   г) сосредоточенность на собственном внутреннем мире, не допускающую чужеродных влияний.

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

г

Ключ к тестовой карте № 5

1

2

3

4

5

6

7

8

а

Х

Х

Х

Х

б

Х

Х

в

Х

Х

г

33

Список использованной литературы

(монографии)

  1. Анастасьев Н.А. Творчество Э. Хемингуэя. -  М., 1981
  2. Гиленсон Б.А. Эрнест Хемингуэй. - М., 1991
  3. Грибанов Б.Г. Хемингуэй /ЖЗЛ/. – М., 1971
  4. Кашкин И.А. Творчество Хемингуэя. – М., 1976
  5. Маянц З.И. Человек один не может… Э. Хемингуэй: жизнь и творчество. – М., 1966
  6. Папоров Ю.Н. Хемингуэй на Кубе: Очерки. - М.,  1982
  7. Фуэнтес Норберто. Хемингуэй на Кубе. – М., 1988
  8. Хемингуэй в воспоминаниях современников. – М., 1994
  9. Э. Хемингуэй. Библиографический указатель. – М., 1970

Список использованных статей

  1. Анастасьев Н. Ни один человек не остров. // Литература, 1998г., июнь. № 22
  2. Бережков А. Век Хемингуэя. Споры продолжаются.// Эхо планеты. 1999г., № 21(май).
  3. Вайль П., Генис А. Борода 60-х // Первое сентября. 1995, 14 сент., с. 3.
  4. Громкий выстрел ХХ в. /Э. Хемингуэй/ //Советская Россия. 1996, 11 июля.
  5. Землянский С. Если есть стиль – остальное неважно. //Независимая газета. 1999г., 28 июля – 3 августа.
  6. Малышева И. Уроки по творчеству Э. Хемингуэя. // Библиотека. 1996, № 4, с. 42-44.
  7. Наварро М. Старик и море. //За рубежом. – 1999, № 27, стр. 12

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Методическая разработка урока по литературе по теме "Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина".

Методическая разработка состоит из презентации, которую можно использовать на уроке знакомства с писателем....

Методическая разработка открытого занятия по литературе по творчеству В.Набокова.

Методическая разработка включает в себя конспект открытого занятия "Тема изгнания и тоски по Родине в поэзии В.Набокова". В конспекте есть перечень стихотворений, используемых для анализа, опорная таб...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....

Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема «Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»...