Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Глушкова Галина Викторовна

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №19»

143900, Московская область, город Балашиха, микрорайон Салтыковка, Мирской проезд, дом 12.

Телефон: (495) 600 0719. Факс: (495) 988 1436. Email: school_19@list.ru.

Методическая разработка открытого урока

по литературе

«Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Учитель русского языка и литературы

Глушкова Г.В.

«Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

                                                                                                                                          Слайд №1.

                               Цели  урока:

1. Продолжить знакомство семиклассников с литературой Древней Руси и её идейно-художественным  своеобразием;

2. Формировать у школьников интерес к истории родной страны и истории развития русской литературы;

3. Знакомить с произведениями древнерусской литературы и их художественными особенностями;

4. Развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

5. Воспитывать чувство патриотизма, национальной гордости  и уважительное отношение к культуре своего народа и его прошлому.

Оборудование:

экран, медиапроектор, компьютер;

иллюстрации о жизни Владимира Мономаха;

учебник с отрывками из текста "Поучения" Владимира Мономаха

" Жизнь - Родине, душу-Богу, а честь –никому».                                

                                    Ход урока.

Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята. Я очень волнуюсь, хочу чтобы наш урок прошел хорошо, не могли бы вы мне что-нибудь посоветовать, пожелать? (Дети советуют не волноваться, успокоиться, обещают свою поддержку)

- Спасибо огромное за советы и пожелания, я ими обязательно воспользуюсь.

- Вы попадали в такие ситуации, когда вам нужен был совет?

-К кому вы обращались за советом?

-Да, родители плохого не посоветуют. Я тоже, когда мне нужен совет, обращаюсь к родителям.

- Прослушайте  текст.

«Пока тело еще не немощно, пока голова ясна, нужно все, что выстрадано, передумано, отдать людям и прежде всего сыновьям, которым надлежит отстаивать его дело. В этот вечер он пораньше отослал слуг, плотно прикрыл дверь, разложил на столе лист чистого пергамента, задумался, вывел первые слова

- В какой жизненной ситуации может находиться этот человек? ( На склоне лет)

-Какие слова помогли вам догадаться? («Пока тело еще не немощно, пока голова ясна»)

-В какое время он мог жить? Это наш современник или человек другой эпохи?  (Давно, «пергамент, слуги»)

- Кем он мог быть? (Богатым человеком, у которого было свое дело, князем)

-Кому будет посвящено то, что напишет этот человек? (Людям, сыновьям)

- Что же может писать человек перед смертью людям и детям своим? (Завещание, свои мысли, советы как жить)

- А как вы думаете, почему он это делает?

- Он не хочет, чтобы его любимые и близкие  совершали ошибки. Или  он хочет уберечь их от своих ошибок.

 - Так значит, советы умудренных опытом людей ценны! Сегодня мы поговорим о человеке, который в 12веке написал  своим сыновьям  послание, в котором определил законы, по которым они должны были жить. Советы, на первый взгляд казавшиеся простыми, оказались настолько ценными, что и сегодня не потеряли своей актуальности.  

Учитель

- Тема нашего урока: «Поучение" Владимира Мономаха - урок жизни».Запишите в тетрадях число, тему урока.

- Сегодня мы вспомним исторические события, связанные с именем В. Мономаха, и поработаем с его произведением, которое называется «Поучение».

- Ребята, исходя из темы урока, поставьте учебную задачу на урок. 

( Нам необходимо выяснить, какие  уроки  Владимир Мономах преподал?Актуальны ли они, нужны  ли  нам сегодня?.)

-Верно.

Слово учителя.        

- Если посмотреть за окно, увидим красивую осень, деревья с яркими листочками, раскрашенные в разные цвета. А ведь не было бы всей этой красоты, если бы там, в глубине земли, не было бы питающих корней, так необходимых для жизни. Так и всякий народ, душу народную питают спрятанные в глубине веков корни. Сегодня мы постараемся заглянуть туда, вглубь истории народной, понять, как связаны мы со своими корнями.

-  Кто такой   Владимир Мономах?

-      Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. По матери же Владимир приходился внуком правящему тогда византийскому императору Константину IX Мономаху. Родовое имя которого  и перешло к русскому князю.

– Трехлетним ребенком Владимира торжественно посадили на коня. Таков был обычай. Растили будущего воина и полководца. Родители позаботились, чтобы юный Владимир постиг книжную мудрость, овладел бы не только навыками воина, но и образованного человека. Отец знал 5 языков. В их княжеском доме было много рукописных книг. Мать, гречанка Анастасия, также принадлежит к кругу читающих, мыслящих людей. С семилетнего возраста Владимир стал учиться письму и чтению. Занимался упорно и прилежно. Самостоятельная жизнь Владимира началась в 13 лет, когда отец отправил его княжить в далекое Ростовское княжество.
По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям. В знак особой любви назвали его Мономахом (т. е. достойнейшим из внуков).

Учитель:

- За годы своего правления Мономах совершил 83 великих похода,19 раз совершал мир с половецкими князьями, строил церкви, современники и потомки прославляли его имя.

О  В.Мономахе с полной уверенностью можно сказать, что он прежде всего думал о своей стране, о своём народе.         Став киевским князем, Мономах создал законы, защищающие интересы простого народа.  

Хору́гвь — религиозное знамя, используется в Православной и Восточно - католических церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых.

Была пора: губительный раздор
Везде летал с
хоругвиюкровавой;
За ним вослед бежали глад и мор;
Разбой, грабеж и мщенье были славой;

От Русских Русских кровь текла;
Губил Половчанин без страха;
Лежали грады кучей праха;
И Русь бедою поросла...
Но Русь в беде крепка была
Душой великой Мономаха.

В.А. Жуковский "Русская слава"

Входят послы:

– Мир вам, люди добрые, поклон вам, русичи!
– Добрый день, кто вы и куда путь держите ?
– Мы послы греческие, а идем мы в стольный Киев – град. С поручением идем да с подарками от императора.
– Что за поручение?
– Мира мы хотим с вашим князем, мира на земле византийской. Ну да некогда с вами разговоры вести, дела нас ждут великие. Оставайтесь с миром.
– До свидания.

- Интересно, что за подарки несли послы.

В 1116 году Владимир Мономах  воевал против греков (Византии), поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира (Мария) была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя,

На первом посольском приеме греки поразили Мономаха, они поднесли в виде даров императорский венец, знаменитую Шапку Мономаха, один из тех, которые надевались на голову в торжественных случаях .

Венец был золотой и богато украшен драгоценными  каменьями. Вместе с венцом они поднесли императорскую хламиду (накидку ), драгоценный пояс, скипетр и яшмовую чашу. Это значило, что они признают киевского князя своим императором.

 Шапка – символ власти, самодержавия. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи,  она  хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

(Показ иллюстраций, рассказ о шапке : собственный вес 698 граммов, страховая сумма в 1990 г.– 3 млн. рублей. )

- Итак, шапка не тяжела, но у Пушкина в трагедии «Борис Годунов» в сцене «Царские палаты» в монологе главного героя  мы читаем: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». Почему тяжела?

- Нелегко было Владимиру в такое тяжелое время править русским государством. Он стремился добиться справедливости, устранить вражду, победить врагов. Не тяготели ни соболь, ни бриллианты, ни дорогие камни, ни золото. Шапка – символ власти и тяжела она была своей ответственностью, которая возлагалась на того, кто правит государством.

- В наше время эта цитата стала распространенной. В словаре крылатых слов и выражений оно имеет значение как какое-либо тяжелое положение.

-Почему В. М. называют выдающимся политическим деятелем, великим человеком?(Великий, потому что постоянно думал о благосостоянии своего народа, о его воспитании.)Во всех своих действиях он государственные делала ставил выше личных.

В. Мономах прекрасно понимал роль литературы в воспитании людей, именно поэтому он взял в руки перо и создал чудесное произведение. Называлось оно "Поучение".

- Сегодня мы знакомимся с новым жанром древнерусской литературы - поучением.

Поучение - жанр древнерусской литературы

Словарь литературоведческих терминов!!!

Запишите в тетради определение.

                                                           Работа с текстом.

Учитель:

        

-Дома вы должны были прочитать текст Мономаха.

-Справились?

-Понравилось?

- Всё ли было понятно?

В тексте очень много незнакомых слов. Почему?

Словарная работа?

А почему вам не всё было понятно(много устаревших слов)

Словарная работа.

Мы уже говорили, что «Поучения» были написаны в 12 веке. С этого времени в русском языке произошло много изменений, поэтому в тексте вам встретились  устаревшие слова. Их значение можно найти на экране или попробовать подобрать однокоренное слово.

Устаревшие слова:                                                                                  

  • Уповать—твёрдо надеяться.
  • Смерд—крестьянин.
  • Тленный—телесный, смертный.
  • Посадник—воевода, начальник.
  • Агнец—ягнёнок.
  • Рядить—править, управлять.
  • Тиун—управитель.

\- В ваших учебниках - неполный текст "Поучения". Послушайте, как начинается произведение в полном изложении (оригинале).

Читаю.

        «Я, недостойный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил.

 Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.»

Учитель:

-  Что узнаём мы из этих  слов?(что автором «грамотки» был князь В. Мономах,)

- А кому посвящено "Поучение"? (детям(сыновьям) всем людям (или иной кто).

- Есть ли здесь слова, которые родители постоянно говорят вам? (не ленитесь, усердно трудитесь).

- В разные века родители говорят своим детям одно и то же.

- А что вы необычного заметили во вступлении? О чём просит автор? ( не посмеяться над своим писанием)

- Для древнерусской литературы обязательна была смиренная просьба автора - "не посмеяться над его писанием".

-Что значит "не посмейтесь"?  Услышать и посмеяться? Издать смех?

- "Не посмейтесь" - это не  значит издавать смех. Это означает - не пренебречь советом.

Обращаясь к своим уже взрослым детям, он о себе говорит, что сидит уже на санях,Это выражение можно найти в Большом Словаре русских поговорок, оно обозначает "в старости, на старости лет",  т.е. готовится в мир иной. (Сани в Древней Руси были принадлежностью похорон).

- Основная назидательная часть "Поучения" начиналась с воздания хвалы Богу. Этих слов в нашем учебнике тоже нет. Но они очень важны, так как отражают философскую и религиозную идею автора. Ведь Владимир Мономах был истинным христианином. И поэтому ,по его мнению, именно христианская религия должна быть той основой, которая поможет объединить русских князей.

О православной религии он писал:                                  

  • Страх имейте Божий в сердце своём;
  • Уповайте на Бога, ибо верю в него;
  • Уклонитесь от зла, сотворите добро, найдите мир и отгоните зло;
  • Ни монашеством, ни голоданием, но добрым делом можно получить милость Божию;

- Владимир мономах призывает в любых поступках руководствоваться человеколюбием.

-Сейчас поработайте в парах. Посовещайтесь и ответьте на вопрос: Каким нравственным критериям, по мнению Мономаха, должен соответствовать идеальный  правитель? Какие он даёт советы своим сыновьям? Слайд

Зачитать цитаты.

работа в парах

По мнению группы, идеальный правитель должен быть справедливым и милосердным, стать  защитником земли русской.

  • Не обижать бедных и убогих;
  • Не надеяться на окружающих, сам должен делать всё, что надо;
  • Хвалить Бога и прославлять милость Его;
  • Не боясь ни войны, ни зверя, дело исполнять мужское;
  • Не брать грех на душу, не лишать жизни христианина;
  • Лжи остерегаться и пьянства.

- А Какие наставления (советы) Владимира Мономаха актуальны сегодня для современному читателю?

Буду листать слайды с советами, если вы против, поднимите руку.

Почему вы не поднимали руки?

"Поучения написаны почти тысячу лет назад,  но мы и сегодня с большим интересом и с уважением относимся к советам, оставленным В.Мономахом. Чем вы можете это объяснить?

            -Верно это общепринятые правила, если чел. не будет их соблюдать то его и чел-м назвать нельзя. Поэтому, когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что оно написаны для современных людей.

Если бы у меня была возможность , я бы предложила современным правителям почитать "Поучение" Мономаха. Может оно помогло б.

Вот что происходит в мире когда люди отступают от мудрых советов , руководствуясь в своих государственных делах личной выгодой.

фильм 2 мин. репортаж из Украины

  • Не ленитесь, но трудитесь;                                                                                    
  • Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело;
  • Гордости не имейте в сердце и в уме;
  • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
  • Не пропустите человека, не приветив его;
  • Больного навестите;
  • Исполняйте обещание не нарушайте клятву
  • Ни правого, ни виновного не убивайте
  • Чего не умеете, тому учитесь;
  • Творите добро.

- Сформулируйте основную идею "Поучения". С какой целью было написано произведение?

(Основная идея "Поучения" - мир и согласие во всех русских землях).

- Давайте вспомним, О чём мечтал старый и мудрый правитель? Конечно, о том, чтобы дети сохранили и приумножили всё то, чего ему удалось добиться за десятилетия непрестанного государственного труда.        Как этого добиться,  мы узнаем из его "Поучения".

Он хотел, чтобы на Руси царствовали мир и согласие.

- К нашему уроку мы подобрала эпиграф "Жизнь -Родине, душу - Богу, а честь - никому".

как вы думаете почему

Почему именно это выражение стало эпиграфом к сегодняшнему уроку?

Только образованные, трудолюбивые, честные, милосердные, решительные люди совершают подвиги во славу Родины, они никогда не предадут, не совершат поступка, руководствуясь личной выгодой, всегда будут думать о других.

-Какие нравственные уроки жизни проповедует Мономах? Какие жизненные советы вы вынесете  с сегодняшнего урока, поделитесь, пожалуйста своим мнением.

образованность

трудолюбие

заинтересованность в делах

отвагу

решительность

милосердие

правдивость(честность)

Домашнее задание:

Самостоятельная исследовательская работа.

Сопоставьте отрывки из «Нагорной проповеди» Иисуса Христа и фрагмент из «Поучения» Владимира Мономаха»

В чём текст «Поучения» перекликается с заповедями Иисуса Христа?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пока тело еще не немощно, пока голова ясна, нужно все, что выстрадано, передумано, отдать людям и прежде всего сыновьям, которым надлежит отстаивать его дело. В этот вечер он пораньше отослал слуг, плотно прикрыл дверь, разложил на столе лист чистого пергамента, задумался, вывел первые слова.»

Слайд 2

«Поучение" Владимира Мономаха - урок жизни» «Жизнь - Родине, душу-Богу, а честь –никому».

Слайд 5

Собственный вес шапки 698 граммов.

Слайд 6

Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.

Слайд 7

Словарная работа. Уповать — твёрдо надеяться. Смерд — крестьянин. Тленный — телесный, смертный. Посадник — воевода, начальник. Агнец — ягнёнок. Рядить — править, управлять. Тиун — управитель.

Слайд 8

«Я, недостойный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.»

Слайд 9

Каким нравственным критериям, по мнению Мономаха, должен соответствовать идеальный правитель?

Слайд 10

«Жизнь -Родине, душу - Богу, а честь – никому»

Слайд 11

Домашнее задание: Самостоятельная исследовательская работа. Сопоставьте отрывки из «Нагорной проповеди» Иисуса Христа и фрагмент из «Поучения» Владимира Мономаха. В чём текст «Поучения» перекликается с заповедями Иису­са Христа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 6 класса «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни.

Разработка содержит конспект урока по литературе для 6 класса, воспользоваться которым может как учитель для подготовки к уроку, так и ученик, пропустивший занятие и решивший самостоятельно изучь тему...

Конспект урока по теме: «ПОУЧЕНИЕ...» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы

Во время данного урока происходит выявление учащимися художественной идеи «Поучения...», которая заключается ся в призыве  к милосердию и состраданию....

Методическая разработка открытого урока "Жизнь в полярных поясах и в океане"

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об арктических и антарктических пустынях и условиях жизни в океане....

Методическая разработка открытого урока. Тема: Виртуальная экскурсия по городу Владимир.

Методическая разработка открытого урока.Тема: Виртуальная экскурсия по городу Владимир.Разработана учителем по истории Лисовой Н. С, для учащихся 8, 9 классов "Специальной (коррекционной) общеоб...

Урок по литературе «Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков.

Цели урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе..2)    понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»;3)    развит...

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека", 8 класс.

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека (8 класс) включает технологическую карту, подробный конспект, презентацию к уроку и приложения с раздаточным материало...

Методическая разработка открытого урока по английскому языку в 7 классе "Здоровый образ жизни"

Методическая разработка содержит в себе конспект открытого урока и презентацию к нему....