Открытый урок по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.А. Фета"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Трихаева Мария Сергеевна

Подготовила молодой специалист учитель русского языка и литературы Трихаева М.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_fet_5_klass.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов г.о. Жуковский

Открытый урок по литературе в 5 классе на тему: «Жизнь и творчество А. А. Фета»

   

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Трихаева М.С.

2016 уч.год

– Какие стихи А. А. Фета вы знаете, помните, любите?

– Что вы знаете о самом поэте?

– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…

Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.

Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.

На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.

Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.

В 1844 году Афанасий Фет оканчивает университет. В 1850 году выходит второй сборник стихов А. А. Фета. Именно 50-е годы стали для поэта «звёздным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Стихи, статьи, переводы, вышедшие из-под его пера, сразу печатались в журналах. Стихи Фета были необычны. У него слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, цветовые и световые впечатления. Это очень точно подметил другой поэт, современник Фета, Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.

А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»

– Попадали ли вы под дождь?

– Где это было?

– Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

Просмотр.

Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.

– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.

Каждый видит, слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение.

Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).

Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.

Поэт создал свой дождь – весенний.

Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.

Откройте тетради.

Запись в тетрадь. Запишите число, классная работа, Тему урока

Для нашего урока я предлагаю следующие Цели и задачи:

– Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”;

– Научимся составлять образную картину;

– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.

– Чем мы будем заниматься на уроке? (обратная связь)

– Анализировать

– Составлять образную картину

– Писать творческую работу.

– Откроем учебник на стр. 246.

Слайд №1. Портрет Фета, постепенно возникают строчки стихотворения “Весенний дождь”.

Послушаем стихотворение. Учитель читает стихотворение (учебник).

Чтение учащимися про себя и вслух (2-3 человека)

– Дадим оценку нашим чтецам. Что удалось при прочтении, над чем надо работать?

– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стиха?

(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).

Запись в тетрадь Образный ряд стихотворения А.А. Фета “Весенний дождь”: …

– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому?

– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

Сколько строк?

Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать

Динамику. Движение.

Вопрос № 4 учебника.

– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.

– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.

Слайд №2 (показана завеса дождя)

– Как вы понимаете слово завеса?

– Подберите слова синонимы.

Запись в тетрадь: Завеса.

Слайд №3 Словарная статья.

Прочитаем и запомним значение этого слова.

– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)

Запись в тетрадь “Качаясь, движется завеса” – это метафора.

Что такое метафора?

Вспомним определение

Слайд № 4

– Есть ли у нас ещё во втором четверостишье сравнение?

(Будто в золотой пыли)

Слайд №5

Запись в тетрадь: будто в золотой пыли – сравнение

– Какое слово указывает на сравнение? Подчеркните его.

Вспомним определение

Слайд №6

Поработаем с вопросом учебника Задание № 5 прочитайте

– Прочитайте выразительно стихотворение про себя.

Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.

Слайд№7

Прочитайте их еще раз
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.

– Что подошло к саду?

– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.

(Олицетворение)

Вспомним определение.

Слайд № 8

В образный ряд, который мы составили в начале урока этот образ не вошёл.

– Почему?

(Потому что сложно за каплями дождя разглядеть, что же подошло к саду)

– В каком образе можно представить это таинственное существо?

– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.

Слайд №9

(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)

– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.

– Согласитесь, картины очень разные.

– Чем они отличаются друг от друга?

– А чем они похожи?

– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?

– Предлагаю подобрать слова к изображенным на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.

Запись на доске: По одному определению, по очереди.

Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин, с восприятиями поэтов?

Слайд №10, №11

– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?

(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)

– А теперь представим дождь в виде ребёнка.

– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.

Ответы детей.

– Посмотрим, что получилось у меня.

Слайд №12

Запишите наиболее понравившийся пример.

Запись в тетрадь:

– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак.

Слайд №13

Вспомните в начале урока, вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нем.

Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?

Я предлагаю вам составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

А процессу вашей работы вам поможет музыка и фотообразы.

Слайд №14

Читают 2–3 ученика свою работу.

Слайд №15

Получилась ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?

Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?

Достигли мы целей поставленных в начале урока?

Слайд № 16

Как вы думаете, кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку.

Оцените себя, назовите одноклассника, чья работа на уроке была хорошей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии по теме:"Жизнь на разных материках" (с применением элементов сингапурской методики обучения)

Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит  групповая форма работы, работа в парах. В это время осуществ...

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...