Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Богданова Ольга Николаевна

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть).    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"

Цели:1. Раскрыть образ «странного героя» в творчестве писателя.

           2.Развивать навыки анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательскую грамотность учащихся; связать задания с материалами ВПР по русскому языку.        3.Воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: проектор; текст рассказа, листы самоконтроля.

Ход урока.

1. Организационный момент(приветствие, проверка готовности класса к уроку, запись в журнал отсутствующих)

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Прочитайте высказывание известного  японского писателя:    « Люди — странные создания. Все, до чего мы дотрагиваемся, мы оскверняем, при этом в душе у нас есть все задатки для того, чтобы стать святыми. Юкио Мисима

- Как вы думаете, что значит "странный" герой ?

-О ком или о чем мы будем говорить на уроке?

Работа со словарем

-Как вы понимаете слово "Критик"?

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)-работа с толковым словарем

-Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?

3. Первичное восприятие текста.

 -Сегодня , анализируя текст, мы параллельно будем повторять задания ВПР (работа с текстом)

 

  Деду было семьдесят три, Петьке, внуку, — тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям. Они дружили.

    Больше всего на свете они любили кино. Половина дедовой пенсии уходила на билеты. Обычно, подсчитав к концу месяца деньги, дед горько и весело объявлял Петьке:

— Ухайдакали мы с тобой пять рубликов!

Петька для приличия делал удивленное лицо.

— Ничего, прокормит, — говорил дед (имелись в виду отец и мать Петьки. Дед Петьке доводился по отцу). — А нам с тобой это для пользы.

Задание 9.Определите и запишите основную мысль текста.

- Показать интерес героев к искусству.

Задание 10.Составьте и запишите план текста из трёх пунктов (используя слова из текста)

1. Они дружили.

2. Больше всего на свете они любили кино.

3. А нам с тобой это для пользы.

-В чем проявляется странность литературного героя? (БЕСПЕЧНОСТЬ)

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (читательская грамотность)

Инсценировка по ролям

Спор основной начинался, когда выходили из клуба. Особенно в отношении деревенских фильмов дед был категоричен до жестокости.

— Хреновина, — заявлял он. — Так не бывает.

— Почему не бывает?

— А что, тебе разве этот парень глянется?

— Какой парень?

— С гармошкой-то. Который в окно-то лазил.

— Он не лазил в окно, — поправлял Петька; он точно помнил все, что происходило в фильме, а дед путал, и это раздражало Петьку, — Он только к окну лез, чтобы спеть песню.

— Ну, лез. Я вон один раз, помню, полез было…

— А что, он тебе не глянется?

— Кто?

— Кто-кто!.. Ну парень-то, который лез-то. Сам же заговорил про него.

— Ни вот на столько, — дед показывал кончик мизинца. — Ваня-дурачок какой-то. Поет и поет ходит… У нас Ваня-дурачок такой был — все пел ходил.

— Так он же любит! — начинал нервничать Петька.

— Ну и что, что любит?

— Ну и поет.

— А?

— Ну и поет, говорю!

— Да его бы давно на смех подняли, такого! Ему бы проходу не было. Он любит… Когда любят, то стыдятся. А этот трезвонит ходит по всей деревне… Какая же дура пойдет за него! Он же несурьезный парень. Мы вон, помню: поглянется девка, так ты ее за две улицы обходишь — потому что совестно. Любит… Ну и люби на здоровье, но зачем же…

— Чего — зачем?

— Зачем же людей-то смешить? Мы вон, помню…

— Опять «мы, мы». Сейчас же люди-то другие стали!

-На одном или разных языках разговаривают дед и внук? Почему они друг друга недопонимают?(РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ)

2. Словарная работа. (работа со словарем)

-Обьясните значение слова глянется в тесте.

-А что, тебе разве это парень глянется?

ГЛЯ́НУТЬСЯ, -нусь, -нешься; совер. (прост.). Понравиться, произвести хорошее впечатление, показаться (в 5 знач.). Эта вещь ему глянуласьГЛЯ́НУТЬСЯ -нусь, -нешься; св. кому. Трад.-нар. Понравиться, произвести хорошее впечатление; показаться.

А этот трезвонит ходит по всей деревне.(Какой вариант выберете вы?)

Трезвонить - Давать частые, сильные звонки

Трезвонить - Звонить во все колокола

Трезвонить - Распускать слухи, сплетни

-Да его давно бы на смех подняли…

-Ему бы проходу не было.

-Как называются такие обороты в речи ? Объясните их значение?

3.Мозговой штурм.(слайд-задание)

-Какая мысль в большей степени характеризует деда в данном эпизоде? Почему?

1.Раньше я думал, что чудаки это те, кто делают странные вещи. Теперь я знаю, что это те, кто называют других странными.  Пол Маккартни

2.Знаешь, я раньше думала, что ты странный. А теперь понимаю, что все странные кроме тебя…

3.Всегда находятся чудаковатые. Без них жизнь была бы скучна.

4.У каждого из нас есть свои непостижимые странности, скрытые в тайниках души, и они ждут только благоприятного случая, чтобы прорваться наружу. Чарльз Диккенс

5. Первичное закрепление знаний.(подготовка к ВПР)

 Работа с текстом

(1)Но тут дед опять чего-то вскинул голову.

(2)— Ты мне усмешечки строишь? - Опять глаза его безрассудно заблестели. — А я тебе одно слово могу сказать!.. — Взял сапог и пошел в горницу. (3)Петька не сумел удержать его.

(4)Вошел дед в горницу, размахнулся и запустил сапогом в телевизор:

— Вот вам!.. И плотникам вашим!

(5)Экран — вдребезги.

(6)Все повскакали с мест. (7)Петькина тетя даже взвизгнула.

(8)— Усмешечки строить! — закричал дед. — А ты когда-нибудь топор держал в руках?!

(9)Отец Петькин хотел взять деда в охапку, но тот оказал сопротивление. (10)С грохотом полетели стулья. (11)Петькина тетя опять взвизгнула и вылетела на улицу.

Задание 11.Почему дедушка не стерпел усмешек?

-В чем проявляется странность его поведения? (СТРАННЫЕ ПОСТУПКИ)

Задание 12.Определите и запишите лексическое значение слова «вылетела» из предложения 11. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Вылетела  — ...

(11)Петькина тетя опять взвизгнула и вылетела на улицу.

Задание 13. Определите стилистическую принадлежность слова «запустил» из предложения 4, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Запустил  — ...

Задание 14.Объясните и запишите значение фразеологизма в охапку. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

В ОХАПКУ -Обхватив, обняв руками кого-либо или что- 

       6.Рефлексия.

- Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом. А также взрослые, критикующие деда.)

-Какими словами можно охарактеризовать героев Шукшина? (на доске:БЕСПЕЧНОСТЬ, ТОЧКА ЗРЕНИЯ, СТРАННЫЕ ПОСТКПКИ)

-Странный человек- это особенный или лишний ?

7.Домашнее задание.

1 ряд.от лица Петьки передайте оценку конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями.

2 ряд. Составить тестовое задание (вопрос и варианты ответов)

3 ряд. Критик. Где еще может использоваться это слово? В каком значении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Решение уравнений и систем уравнений в рамках подготовки к ЕГЭ» - Конспект урока

Цели:Систематизировать, расширить и углубить знания по данной темеСпособствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводыПрививать умение сотрудничать, оказ...

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...

Подготовка к ГИА по обществознанию. Особенности работы с текстом.

ГИА проводится для оценки уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательной школы. Задания КИМ для ГИА различаются по форме и уровню сложности, ко...

Урок литературы по творчеству В. М. Шукшина

Цели: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути В.М. Шукшина; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творче...