Урок по литературе на тему "Русский футуризм начала 20 века"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Козулина Екатерина Алексеевна

Урок создан  с целью знакомства учащихся  с футуризмом - одним из самых ярких авангардистских литературных направлений начала 20 века. В разработке показаны отличительные черты, а также  представители данного направления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_futurizm_v_literature_nachala_20_veka.doc48.5 КБ
Файл russkiy_futurizm.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Русский футуризм в литературе начала 20 века

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями русского футуризма в литературе 20 века.

Задачи:

Образовательные:

  • дать определение футуризма
  • обозначить истоки данного направления
  • познакомиться  с представителями  русского футуризма
  • закрепить навыки анализа и выразительного чтения  стихотворений

Развивающие:

  • развитие познавательных и творческих  способностей учащихся
  • развитие аналитического мышления

Воспитательные:

  • на основе аудиозаписей стихотворений  в авторском исполнении попытаться прочувствовать  ???
  • воспитывать интерес к авангардным направлениям в искусстве;
  • формирование уважительного отношения к различным способам самовыражения;
  • формирование чувства гордости за отечественную культуру начала 20 века;
  • формирование эстетического вкуса у учащихся.

Формы работы: элементы лекции учителя, беседа, работа с художественным текстом.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (стихотворения,  манифест «Пощечина общественному вкусу»), аудиозаписи стихотворений в живом  исполнении Д. Бурлюка, А. Крученых.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Планируемые результаты:

Ход урока:

  1. Организационный этап. Приветствие.
  2. Определение темы и цели урока.

Конец 19 – начала 20 века  – это было переломное для нашей страны  время, время перемен и неотложных реформ. Перемены вторглись во все сферы жизни, в том числе в литературу и искусство.  Изменения диктовались, прежде всего, поиском  нового, что дало почву для появления модернизма  в литературе.

- А теперь вспомните, с какими модернистскими  литературными направлениями вы уже познакомились? (символизм, акмеизм)

Сегодня мы приступаем к изучению еще одного нового необычного  направления в русской литературе начала 20 века-футуризма.

Итак, цель нашего урока - познакомиться с особенностями  русского футуризма.

Запишем дату и тему урока «Русский футуризм в литературе начала 20 века»(слайд)

  1. Работа по теме урока

-Сейчас я вам предлагаю записать определение футуризма.

Футуризм – авангардистское течение в искусстве Италии и России 1910-нач 20-х гг.(слайд )

-Как вы думаете, что обозначает само слово «футуризм»? От какого слова произошло?

Futurum –«будущее»

-Значит, куда будет направлен взгляд? (в будущее)

Истоком русского футуризма – это авангардистская итальянская поэзия начала 20 века, связанная с именем Филиппо Маринетти. Именно в его манифесте, опубликованном в феврале 1909 года впервые появилось слово «футуризм».(слайд) Он призывал к разрушению синтаксиса, к отмене знаков препинания и всего того, что могло бы быть понятым. Заключительные слова манифеста были такие: «Будем смело творить «безобразное» в литературе…Надо ежедневно плевать в  Алтарь искусства». Таким образом он провозгласил полный разрыв с традиционным искусством.

-Теперь рассмотрим  представителей футуризма в русской литературе.(слайд)

(запись учащимися материала в четыре колонки)

КУБОФУТУРИЗМ

ЭГОФУТУРИЗМ

МЕЗОНИН ПОЭЗИИ

ЦЕНТРИФУГА

-На уроке мы рассмотрим некоторых писателей – это В. Хлебникова, Д. Бурлюка и А. Крученых. В. Маяковского мы затрагивать не будем, т.к. его мы будем изучать  более подробно на последующих уроках.  

- Каковы же особенности русского футуризма? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тому материалу, что находится у вас на партах. Это манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1909 г.). (Слайд)Прочтем все вместе его  (выразительное чтение учащихся вслух, далее ответы на вопросы учителя).

-Итак, теперь давайте проанализируем прочитанное и сформулируем особенности русского футуризма.(слайд)

Примерные ответы учащихся:

Я - эгоизм,

отказ от прошлого, от традиции,

словоновшество,

эпатаж

бунтарство

Посмотрим, как это отражено в произведениях авторов-футуристов и как соотнесены форма и содержание произведений (вспомнить

И первый писатель - Давид Бурлюк

Посмотрите на его картины и подумайте, Какова живопись? Ваши ассоциации при виде картин? Что можно видеть в них? И могут ли они отражаться  в стихах?(слайд)

 - А теперь прочтем его стихотворение «Звуки на а широки и просторны…» (слайд)

(выразительное чтение учащихся)

Звуки на а широки и просторны,

Звуки на и высоки и проворны,

Звуки на у, как пустая труба,

Звуки на о, как округлость горба,

Звуки на е, как приплюснутость мель,

Гласных семейство смеясь посмотрел.

- Чем необычен стих? (у каждой буквы есть значение)

- Чем руководствовался Бурлюк, когда писал это стихотворение? С чем играет автор? (с ассоциациями)

-А теперь возьмем другое стихотворение «Закат маляр», прослушаем в исполнении самого Д. Бурлюка (прослушивание аудиозаписи)

- Какова манера исполнения? Попробуйте определить тему и идею стихотворения.

- Почему маляр подобен закату? (Маляр – это поэт. Тема поэта и поэзии)

- Еще в чем особенность стихотворения? Что отсутствует в нем?

- Почему он не поставил знаки препинания?   А теперь сами попробуйте расставить знаки препинания сами.

(прослушивание ответов учащихся)

- Отражается ли живопись в стихах? Если б можно было нарисовать его стихи? Если – да,  то как бы это выглядело?

Следующий автор, которого мы рассмотрим – это Алексей Крученых.

Его произведение:

Дыр бул щыл

Убеш щур

Скум

Вы со бу

Р л эз

(1913)

- Является ли это текстом?  Что есть у текста?

- Можно ли определить тему и идею?

- Можно ли определить настроение? Какое оно?

Автор считал, что у каждой буквы есть цвет. Какие цветовые  ассоциации возникают у вас при виде каждой буквы? И каким  тогда может быть  настроение?(примерные ответы учащихся – серое, свинцовое, колючее)

Также Крученых хотел создать  «заумный», беспредметный  язык, язык будущего, где бы не было гласных, утверждая право поэта пользоваться «разрубленными» словами, полусловами и их причудливыми сочетаниями.

Прослушаем, как это могло бы быть.

Опера победа над солнцем

Аудио

- Каково ваше восприятие?

- Согласны ли вы  с автором, что это язык будущего?

-Если бы мы сегодня написали подобные стихотворения

И последний автор – Велимир Хлебников.  Рассмотрим его стихотворение «Заклятие смехом»:

(выразительное чтение)

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно,

Смех надсмейных смеячей!

Смейево,

Смейево!

Усмей, осмей,

Смешики,

Смешики!

Смеюнчики,

Смеюнчики.

О, рассмейтесь,

Смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

(1909)

- Чем отличается это стихотворение? В чем его особенность? С чем он играет? (со словами).

Велимира Хлебникова по праву считают реформистом русской поэзии. Он экспериментировал со всем: рифмой, слогом, словоформами, утверждая, что выражения мыслей и чувств необязательно использовать использовать все богатство русского языка, а можно обойтись одним словом. Его эксперименты со словами породили огромное количество неологизмов в русском языке.

- Так смешно ли на самом деле? Ведь смех – это состояние радости, веселья.

- Какой смех в этом  стихотворении? Дайте определения.

- А сейчас я предлагаю вам составить свое небольшое  футуристическое стихотворение.

Для этого вы можете выбрать манеру любого из ранее рассмотренных авторов: игра с буквами и пропуском знаков препинания, как это делал Д. Бурлюк; игра с цветовыми обозначениями и отрицанием согласных, как у А. Крученых или поиграть со словоформой, как В. Хлебников.

(учащиеся выполняют творческое  задание)

- А теперь вернемся к вопросу формы и содержания. Как же все-таки соотносятся форма и содержание? На что больше делаю акцент поэты?

Рефлексия. Итак, давайте вспомним особенности русского футуризма, которые мы выявили в начале урока и рассмотрели на конкретных художественных примерах. Для этого выберем своеобразную форму – синквейн.

Футуризм

- 2 прилагательных

-3 глагола

-фраза или выражение, которое ассоциируется с футуризмом

-слово, которое выражало бы сущность этого направления.

Домашнее задание: 1) рассмотреть творчество других представителей футуризма;

2) попытаться сформулировать «плюсы» и «минусы» футуризма или создать брошюру стихотворений  с иллюстрациями поэтов футуристов.??


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский футуризм в литературе X X века

Слайд 2

Ц е л ь у р о ка: познакомить учащихся с особенностями русского футуризма в литературе X X века.

Слайд 3

Футуризм – Это авангардистское течение в искусстве Италии и России 1910-х начала 1920-х гг.

Слайд 4

англ. FUTURE – «будущее» лат. FUTURUM – «будущее» Взгляд направлен в Б удущее

Слайд 5

Филиппо Маринетти (1876-1944) – итальянский писатель, поэт. «Будем смело творить «безобразное» в литературе…Надо ежедневно плевать в Алтарь искусства». Ф. Маринетти

Слайд 6

КУБОФУТУРИЗМ

Слайд 8

Русскую литературу рубежа 19 - 20 веков называют Серебряным веком. 1895 – 1920 г.

Слайд 9

Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого». Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.

Слайд 10

Начало эпохи 1890 год Николай Минский "Со светом совести" (1890г.) Дмитрий Мережковский "О причинах упадка современной российской литературы" (1893г.) Валерий Брюсов "Российские символисты" (1894г.) Окончание эпохи 1921 год смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева в 1921г.

Слайд 11

Разделение русской литературы на два направления Направления в литературе реализм модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм декаданс

Слайд 12

От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны». Декаданс (конец 19 — начало 20 вв.)

Слайд 13

Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне... Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться... Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо... Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З. Гиппиус

Слайд 14

Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется — я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, — То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

Слайд 15

Критический реализм ( XIX век – начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека. А.П. Чехов Л.Н. Толстой А.И. Куприн И.А. Бунин

Слайд 16

Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым – «Среда» Издательство «Знамя» открывает М. Горький Реализм (неореализм) А. Куприн М. Горький Л. Андреев И. Шмелёв И. Бунин

Слайд 17

Жанр – повесть и рассказ. Ослаблена сюжетная линия. Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком. Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни. Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий) Возрастает роль детали. Поэтические приемы переходят в прозу. Реализм (неореализм)

Слайд 18

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства. В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Слайд 19

Символизм Д. Мережковский , З. Гиппиус , Ф. Сологуб , В. Брюсов , К. Бальмонт , А. Блок , А. Белый , 1870-1920-е гг. От гр. symbolon - знак, символ.

Слайд 20

Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.

Слайд 21

Истоки русского символизма Франция 1860-70-е годы. Артюр Рембо Поль Верлен Шарль Бодлер Стефан Малларме Основатель символизма – Шарль Бодлер

Слайд 22

Литературные манифесты 1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Модернизм получает теоретическое обоснование. Три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация «расширение художественной впечатлительности» 1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны». Литература по воздействию должна быть приближена к музыке. Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.

Слайд 23

Символический пейзаж Звукопись. Важна музыка слова. «Жреческий язык»: усложненный, метафоричный. Возрождение сонета, рондо, терцины… Особенность поэтики Антитеза 2-х миров (двоемирие): нетленный и реальный Цветовая символика синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир… белый – идеал, женственность, любовь, мечта… жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение… чёрный – тайна, двойственность… красный – кровь, катастрофа…

Слайд 24

Символ образ, имеющий безграничное количество значений « Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов) «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества. «Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов) М. Врубель. Роза

Слайд 25

Особенность мировосприятия Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не « высшую реальность » (область « абсолютных идей», «мировой души») В. Соловьев. Искусство – это не изображение реальности, а « постижение мира иными, не рассудочными путями » (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. К. Сомов «Синяя птица».1918 Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее

Слайд 26

Старшие символисты 1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение «движения души» поэта, тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность В. Брюсов К. Бальмонт Д. Мережковский З. Гиппиус Ф. Сологуб

Слайд 27

Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков Философия Владимира Соловьева … Мы подошли – и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны… божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах В. Иванов А. Белый А. Блок

Слайд 28

Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность , противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России Младосимволисты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков».

Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п.1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализац...

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...