Мастер - класс "КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления"
презентация к уроку по литературе (5, 10 класс) на тему

Каверзина Алена Викторовна

 

При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. В своей работе я использую технологию «Развитие критического мышления», технологию «Интеллект-карт»,  приёмы «Продвинутая лекция», «кластер», «синквейн», «чтение с остановками», «чтение с пометками», «толстые и тонкие вопросы». Совсем недавно я познакомилась с новым приёмом - кроссенс. Именно об этом приёме работы я и хотела бы вам рассказать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_krossens.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления

Автор: Каверзина Алена Викторовна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ г.Иркутска СОШ №67

При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. В своей работе я использую технологию «Развитие критического мышления», технологию «Интеллект-карт»,  приёмы «Продвинутая лекция», «кластер», «синквейн», «чтение с остановками», «чтение с пометками», «толстые и тонкие вопросы». Совсем недавно я познакомилась с новым приёмом - кроссенс. Именно об этом приёме работы я и хотела бы вам рассказать.

 Тема моего мастер - класса  «КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления» (СЛАЙД №1)
Цель мастер-класса: познакомить с приёмом КРОССЕНС и  поделиться опытом работы по созданию условий ДЛЯ РАЗВИТИЯ УУД учащихся и получения предметных, метапредметных результатов

Прежде чем мы познакомимся с приёмом, я предлагаю вам выполнить несложное задание. А для этого мне понадобиться две группы. Каждой группе предлагается набор картинок. Вы должны установить смысловые связи между картинками и составить последовательную цепочку. (СЛАЙД №2)

З: Группы работают, а мы с вами давайте определим ,  какое УУД  формируется.  ( Работа в группе, установление связи, синтез, анализ)

- А теперь каждая группа представляет то, что у них получилось.   Дайте обоснование своему выбору. (При установлении картинки я даю дополнения к сюжетам)

З: Какими умениями пользовались наши коллеги? ( Логические, Умение характеризовать, доказывать,  использование речи, коррекция, внесение дополнений)

-Тема данной подборки очевидна: все эти картинки связаны с магическим числом 7. В литературе это число встречается очень часто.

    Число 7 буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли. Оно очень часто встречается  в сказках, пословицах и стихах.

 В сказке  «Белоснежка и семь гномов»  Белоснежка жила у 7 гномов за 7 горами.

     Это волшебное число широко использовалось в сказках, мифах древнего мира: «Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, «Семеро храбрецов» братьев Гримм, «Цветик – семицветик»  В. Катаева, «Семь братьев» в обработке М. Афанасьева, «Семь подземных королей» А.Волкова, «Семилетний стрелок из лука» саамская сказка, «Путешествие за семь морей»; у Атланта, подпирающего плечами небесный свод, было 7 дочерей плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездие; Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо.

  В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в роли слова «много»: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Чеснок семь недугов изводит», «После хлеба-соли – семь часов отдыхать», «Семеро с ложкой – один с сошкой», «Семеро одного не ждут», «У семи нянек дитя без присмотру», «Семь рек осушила, холста не смочила», «Лиса семерых волков проведёт», «Лук семь недугов лечит», «Семь футов под килем» и т. д.

     Поучителен смысл крылатых выражений: «Быть на седьмом небе», обозначающее высшую степень блаженства; «За семью морями» - значит далеко; «Семи пядей во лбу»  - очень умный, мудрый выдающийся, талантливый человек; «Седьмая вода на киселе» или «Седьмой квас на гуще», - очень далёкий родственник; «Без году неделя» - недавно; «Семь вёрст до небес» - очень много наобещать, наговорить; «За семь вёрст киселя хлебать» - далеко и попусту идти, ехать, тащиться; «До седьмого колена» - до самых отдалённых поколений; «Семь пятниц на неделе» или «Семь воскресений на неделе» - образное обозначение человеческого непостоянства; «Семимильными (гигантскими)  шагами» - очень быстро; «До седьмого пота» – работать, трудиться, до крайнего утомления, полного изнеможения; «За семью печатями» - секретно;   «Семь смертных грехов» - плохие, непростительные поступки.

Таким образом,  в ходе работы  у нас получился кроссенс. (СЛАЙД №3)

В переводе с английского языка - «пересечение смысла» (СЛАЙД №4).   Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь",  представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для  "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления».  Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.

Технология кроссенса может использоваться  на различных этапах учебной деятельности (СЛАЙД №5). Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков   или же оригинально подведи итог,  хочешь,    укрась кроссенсом  урок, а хочешь - поставь точку с его помощью на  внеурочном  занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.

 Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Пока в моей практике немного кроссенсов, но с некоторыми уже можно познакомиться:

  • Любимые русские народные сказки (СЛАЙД №6,7).
  • Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (СЛАЙД №8).
  • Басни И.А. Крылова (СЛАЙД №9).
  • Путешествие по сказочным местам Байкала (по сказкам Василия Пантелеймоновича Стародумова)- урок по краеведению. (СЛАЙД №10, 11).
  • Знакомство с БАЙКАЛОМ (классный час)

Этот  приём   можно разделить на 2 уровня: простой и сложный. С примером простого мы только что познакомились.  2 уровень    сводится к решению символического кроссенса, который проводится на этапе закрепления. Я предлагаю сейчас решить вам небольшой кроссенс на тему «Дары природы». Чем связаны картинки? (СЛАЙД №12, 13).  А теперь я предлагаю вам шуточные символы, ваша задача определить их место в кроссенсе и обосновать свой выбор (СЛАЙД №14).

Подведем итоги:

З Какие УУД помогли выполнить нашим коллегам это задание?( Использование знаково- символических средств,   взаимоконтроль). (СЛАЙД №15).

А теперь давайте посмотрим, какие УУД развивали мы сегодня на занятии?

РЕФЛЕКСИЯ: Получили ли мы предметный результат?

Поднимите руку, кто приобрёл новые знания. Поднимите руку, у кого возникло желание применять данный приём в  своей практике. Это и есть ваш личностный результат.

И создавать кроссенсы одно удовольствие, ведь любое метапредметное понятие, словно клубок из сказки, приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.  Пересекайтесь чаще…

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Мастер-класс "Кроссенс" как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления"...

Статья Использование метода кроссенс на уроках русского языка и литературы как средство развития логического и творческого мышления

В статье кратко рассказывается история появления кроссенса как головоломки и приводится алгоритм его создания. Возможность использования кроссенса в процессе обучения с целью развития логического и тв...

"Кроссенс" как метод развития познавательного и творческого мышления

Я думаю, что каждый из нас готовясь к уроку, подбирает методы, и формы подачи учебного материала опирается на три критерия:материал для ученика должен быть интересным - привлекательным, быть своеобраз...

Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...

Мастер -класс :"Использование метода кроссенс, как средство развития логического и творческого мышления на уроках географии».

Познакомить с понятием  кроссенс, раскрыть особенности  его построения и прочтения, рассказать о возможностях  применения, способствовать повышению мотивации участников мастер класса в ...

Мастер-класс «Кроссенс как приём развития креативного мышления»

Мастер-класс«Кроссенс как приём развития креативного мышления»...