Исследовательский проект «Святые источники Алексеевского района – наше духовное наследие»
проект по литературе (10 класс) по теме

Евланова Александра Фёдоровна

Создание и реализация исследовательского проекта, посвященного святым источникам Алексеевского района «Святые  источники Алексеевского района – наше духовное наследие», вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, разработка экскурсионных маршрутов по святым источникам Алексеевского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_svyatye_istochniki.docx364.57 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Святые  источники Алексеевского района – наше духовное наследие»

Руководитель проекта: Евланова Александра Фёдоровна, учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Алексеевской средней школы № 3 им. Г. С. Боровикова Алексеевского муниципального района РТ

                                         Оглавление:

Глава 1.  Экскурсия на Ахтырский колодец. Легенды и реальность.

Глава 2.  «Святой ключ в Билярске - источник вечной жизни».

Глава 3. Святой ключ Николая Чудотворца в селе Масловка.

Глава 4. Выпуск литературной газеты «Переменка».

Глава 5. «Малая Третьяковка». Фотовыставка работ учащихся.

Цель проекта: Формирование навыков самостоятельной и коллективной научно-исследовательской деятельности и развитие творческой личности.

Задачи:

а) повышение мотивации и стимулирование участия учащихся в проектно-исследовательской деятельности;

б) воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину,  развитие коммуникативных навыков, чувств коллективизма, ответственности за порученное дело.

Разработчики проекта: учащиеся   10 класса: Дырыгина Надежда, Корнева Ксения,  Халилова Миляуша, Сёмин Александр.

Гипотеза: создание и реализация исследовательского проекта, посвященного святым источникам Алексеевского района «Святые  источники Алексеевского района – наше духовное наследие», вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, разработка экскурсионных маршрутов по святым источникам Алексеевского района.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Постановка проблемы. На заседании кружка «Лира» после изучения темы « Место на карте Родины, дорогое нашему сердцу» в 9-ом классе было принято решение об организации поиска материалов и разработки проекта, связанного с экскурсионными маршрутами по святым источникам Алексеевского района.

2 этап. Ученический коллектив разделили на группы, отвечающие за конкретную цель:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Исследова-тельская

Цель: найти святые места Алексеевского района, заинтересо-вать класс легендами о них.

Разработ-чики мини-проектов

Цель: найти свои пути реализации идей, предложе-ний однокласс-ников.

Организацион-ная

Цель: организовать встречи с людьми, знакомыми с этими местами, проживавшими или проживающими на алексеевской земле.

Оформительская

Цель:

1. оформить разработан-ный проект;

2. организовать выставку рисунков, фотографий, картин и т.д., посвященных святым источникам Алексеевского района под названием «Малая Третьяковка», оформить школьную газету «Переменка».

3 этап.  С целью поиска материалов совершили экскурсии в музей поселка городского типа Алексеевское, посетили Центральную районную библиотеку, обратились к материалам районной газеты «Заря».

4 этап. Обсуждение мини-проектов на заседаниях кружка «Лира».

5 этап. Организация поездок по святым источникам, разработка экскурсионного маршрута.

6 этап. Написание сочинений и исследовательских работ учащихся. Оформление разработанного проекта.

7 этап.  Выпуск школьной газеты «Переменка».

Предложения разработчиков:

1. Провести экскурсию на Ахтырский колодец для учащихся своей школы, а также гостей посёлка совместно с работниками музея родного края имени В. И. Абрамова.

2. Принять участие в районной конференции школьников «Любознательные исследователи окружающего мира».

3. Принять участие в IV Республиканском конкурсе проектно-исследовательских и творческих работ учащихся 9-11 классов «Я выбираю село».

4. Выпустить школьную газету «Переменка».

5. Провести экологическую акцию по уборке территории Ахтырского колодца.

Список использованной литературы:

1. «Алексеевский район: история и современность» 1-ое издание. – Казань А 47 изд-во «Матбугат йорты», 2000.

2. Газета «Заря» № 44, 04. 06, 1999г.

3.  «На камских берегах». Издательство «По городам и весям», г. Казань, 2011.

4. Газета «Заря», среда, 11 октября 2000 года.

5. Газета «Заря», № 12, среда, 16 февраля 2005 года.

                                  Содержание экскурсий:

Сёмин Александр , 10 класс. «Экскурсия к Ахтырскому колодцу».

  - Здравствуйте! Меня зовут Сёмин Александр. Я учусь в десятом классе Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г. С. Боровикова.  Приглашаю вас на увлекательную  экскурсию к одному из красивейших уголков нашего посёлка.

   Недалеко от нашей школы есть необыкновенное место. Возродилось оно на месте старого Ахтырского колодца, возвратив с собой старые и добрые традиции.

   Сейчас мы находимся на улице Гагарина, около школы №3 имени Г. С. Боровикова.  На конце улицы  виднеется купол, по окраске напоминающий звёздное небо. Вот мы приблизились достаточно близко к источнику и видим разные деревья, ярко светящие фонари, а посередине Ахтырского колодца  бьющий в разные стороны фонтан. Всё это создаёт атмосферу радости и духовного удовлетворения.

    А ведь лет пятнадцать-двадцать тому назад, помнят ещё сторожилы, со всего села ходили к этому колодцу за водой. Водица-то тут была прозрачная и вкусная.

   А тут понастроили на улицах села колонки и постепенно стали забывать про колодец. Покрылся он мхом, заросла к нему дорожка. Иногда приходили, сюда старушки помолится, особенно во время засухи, прося дождя.

   И так незаметно с годами обрушился он, никому не нужный, засыпался мусором и исчез с лица земли.

   Назвали его Ахтырским в честь иконы Божьей Матери Ахтырской. Легенда гласит, что в начале прошлого века в Рыбной Слободе жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном. Звали его - Алексей. Внезапно Алексей Бакиров захворал и так сильно, что у него отнялись ноги, и лежал он без движения с полгода. Много горя натерпелись сироты и должно быть с усердием молились Богу. И вот в одно утро Алексей, проснувшись рано, разбудил мать свою и говорит её: «Матушка, ступай скорее в село Алексеевское, отыщи там Тишкина, выпроси у него икону Божьей Матери и принеси сюда. Я приложусь к ней и выздоровлю». Мать пошла в село, нашла Тишкина - эта икона находилась у них в сенях. Нужно заметить, что Тишкины были раскольниками, а эта икона была православного письма, а потому была у них в пренебрежении. Это была икона Ахтырской Божьей Матери.

   Как только Бакирова с иконой вошла в ворота своего дома, сын Алексей уже почувствовал некоторую силу и сам несколько приподнялся и сел, а когда внесли её в саму избу, больной вдруг встал твёрдо на ноги. На дому отслужили всенощное бдение и молебен и хотели внести икону в Слободскую церковь для общего моления.

   Услыхав об этом, Алексеевские жители потребовали икону обратно.

   Проводы иконы были торжественные: с иконами, с духовенством  множеством народа. Такова же была и встреча. Всё село вышло навстречу иконе за четыре версты. Когда икону принесли и поставили в церковь, несколько дней сряду было моление перед иконой и при этом было много исцелений. И вот с тех пор икона находится в Алексеевской церкви, а на том самом ручье, где Бакирова вымыла икону от куриного помёта, вскоре поставили часовню и вырыли колодец. Вот почему этот колодец назвали Ахтырским. Этот случай произошёл в 1816 году и постепенно, как я уже рассказывал, колодец разрушился и его забыли.

    В 1996 году старожилы показали примерное месторасположение Ахтырского колодца. За какие-то два-три года его, можно сказать, восстановили из праха. Место, на которое показывали, копнули экскаватором и обнаружили там старые, сгнившие срубы. Потом колодец вычистили и вставили туда бетонную трубу. Затем на этом месте поставили часовенку и заасфальтировали землю. Также здесь поставили кабинки для обливания чудодейственной водой и лавочки, чтобы можно было посидеть, отдохнуть от повседневных забот. И действительно, в праздники и будни здесь много посетителей. Одни приходят помолиться, попросить Бога об исцелении, другие - просто испить водицы и подумать о жизни.

    Ежегодно на это святое место идут люди со всего Алексеевского района и даже разных уголков страны.

    Бывают же на свете чудеса! И многие они связаны с чудом исцеления водой. Вода обладает чудодейственной силой, поэтому люди стремятся соприкоснуться с ней: испить, умыться, просто посмотреть на водную гладь. Вот и в моей жизни был такой случай, который можно назвать чудом исцеления водой, и связан с двумя святыми источниками Алексеевского района – Святым ключом в Билярске и Ахтырским колодцем. Было мне в ту пору четыре года, я заболел, а врачи не могли поставить диагноз. Я перестал расти, тело моё покрылось коростой. Мои родители не знали, что делать. И тогда они решили поехать к святым источникам. Искупали меня на Ахтырском колодце, затем на Святом ключе. А на утро они увидели, что на коже не осталось и следов от прежней болезни.

    С тех пор вся наша семья каждый год посещает эти источники. Мы все пьём студёную воду из них, обливаемся и берём с собой домой в ёмкостях. Эта вода может простоять дома целый год и не испортиться.

А что- вода действительно целебная?! На этот вопрос все отвечают по-разному. Кто-то давал объяснение, что вода родника проходит через серебряную и золотую жилы, поэтому и обладает целебными свойствами. Другие говорят насчёт повышенного содержания ионов серебра. А третьи, что серебро в норме, но зато в воде вся таблица Менделеева. Многие пытались дать объяснение этому явлению, но формула воды H2O так и осталась неизменной в этих источниках. Наверное, сила веры в целительные возможности воды является тому объяснением.

    Приезжайте к нам в гости, в наш прекрасный посёлок,  посетите прекрасный его уголок – Ахтырский источник. Я уверен: вам здесь понравится. И вы найдёте в себе силы для благих дел на земле!

imgB

Дырыгина Надежда, 10 класс.  «Святой ключ в Билярске - источник вечной жизни».

- Здравствуйте! Мы находимся недалеко от Биляра возле святыни булгар – «Хужалар тавы» и «Изге чишмэ». Они были главными религиозными святынями предков татар, чувашей, марийцев. «Изге чишмэ» дарил   нашим предкам воду- по их представлению являвшуюся началом жизни.                                                                                          

 История этого древнего источника уходит в века. В народе его называют то родником молодости, то вечным родником, то святым. Хрустально- чистая вода на вкус бесподобна, освежающа и не имеет никаких привкусов. Говорят, она проходит через серебряную и золотую жилы, поэтому люди хранят её целый год и она не портиться. Также в воде вся таблица Менделеева.

     Пришедшие в 9-10 в.в. в эти места древние булгары «превратили Святой ключ» в место жертвоприношений или по-булгарски «джавыш-ер». Известно, что до принятия ислама Волжские булгары были язычниками. Они одухотворяли весь окружающий мир, поклонялись Тенгре, священным деревьям, луне, огню и воде. В честь многих богов они строили святилища, совершали жертвоприношения. Неудивительно поэтому, что святилище язычники- булгары, жившие в г. Биляре, построили под Святым ключом и посвятили его именно «Святому ключу».

 Строго на север, над ключом, выбрали они дуб, который стал для них священным. Булгары того времени считали дуб «жизнедателем  и дарователем всех благ». Они собирались к нему каждую среду, а кроме жертв ещё и развешивали различные плоды.  

     Священные деревья считались у булгар - язычников неприкосновенными. Изображения этих деревьев в форме «древа жизни». А ещё изображения эти символизировали плодородие, отвращали дурной глаз и являлись эмблемой счастливого брака.    

 В 922г. Языческому многобожию ислам противопоставил единобожие. Мусульманские проповедники тоже пытались поставить на службу такие природные памятники, как «Святой ключ» и его окрестности. Дошла до нас красивая легенда. «Когда шла война за Биляр,… дочь хана Тырышмала с 12 девушками устроила врагу западню. Но силы были слишком неравны. …Враги пленили девушек и заставили возводить гору недалеко от Биляра. Враги хотели закопать их живьём на вершине этой горы. Но тут девушки превратились в звёзды и вознеслись на небо»… С тех пор эта гора получила название «Девичья». До сих пор ходит народ к Святому ключу, к священному дубу, поклоняясь им и не забывая святых мест предков.  

    Любопытно, что легенды о Святом ключе и «Хужалартавы» имеются и у русского населения Биляра. Вот одна из них: «Однажды, в былые времена, из близстоящей церкви таинственным образом исчезла особо почитаемая икона. Было это во время сенокоса. Одна из татарских девушек, из соседней деревни, убиравшая на лугу сено, пошла к озеру напиться и  увидела плавающую на поверхности воды икону. Позвала подруг, и сказала им: «Смотрите, на озере плавает Бог русских». Попытались вытащить икону, но она отплывала прочь. Когда за ней протянула свои грабли та девушка, то икона сама к ней подплыла. Икону водворили обратно в церковь. Но в ту же ночь она снова исчезла. Нашли её плавающей на поверхности того же озера. Сколько не старались, но поймать её не смогли и в конце концов вынуждены были позвать ту же татарку. Она выловила икону и отдала священнику. Но в ту же ночь икона опять исчезла и снова оказалась на озере. На этот раз она не давалась и девушке. Никто не мог её вытащить из воды. Тогда икона заговорила человеческим языком и сказала: «Если хочешь меня поймать, то прими христианскую веру, тогда я дам себя словить и больше из церкви не убегу». Услышав это, татарка та крестилась и отнесла икону в церковь. И действительно, с тех пор она больше не пропадала. Девушка же превратилась в Великую Святую. Тут она прожила свою жизнь и была похоронена под горой «Хужалар тавы». Из под горы забил ключ. Говорят, что этот ключ- слёзы той святой…

    После войны, в те застойные времена,  когда на религию со стороны государства были установлены некоторые запреты, например, запрещалось верующим людям ходить на «святые» источники и устраивать около них водосвятные молебны, когда  бульдозерами засыпали родник, он упорно находил дорогу к людям. Выставляли в годы воинствующего атеизма оцепления милицейские. А люди всё равно тайными тропами пробирались к святыне.

   Святой ключ изучали многие учёные среди них А. Х. Халиков. В своё время он вызывал специалистов из санэпиднадзора, чтобы определить химический состав этой воды. По  химическим элементам она ничем не отличается, а вот целебностью своей зарекомендовала она себя в веках. И со всех концов России едет и едет к Святому ключу народ. Местные жители этому не удивляются, ведь ещё прадеды наши называли это место святым. Поколениями стремятся люди отдохнуть в прохладной тени под раскидистыми ветвями деревьев, окружающих это святое место, испить ключевой воды и поблагодарить Бога за целительную силу святого нашего источника.

 Сегодня другие времена. Не иссякает поток людской к роднику жизни.23 июля 1997г. состоялось торжественное открытие архитектурно- культового ансамбля «Святой ключ». На вершине  горы «Хужалар тавы»  был открыт памятный знак в виде камня из чёрного мрамора, символизирующий единство народов Татарстана. Да и сам Святой ключ, заключённый  в столь же изящную, стилизованную под старинное строение беседку, с соседствующими здесь же фонтаном и бассейном- всё это выглядит для наших мест очень необычно, но при этом- вполне достойно.  

    В чём же его сила воды? Наверное, в вере в свои возможности, которую рождает он в человеке, в надежде, вселяющейся в сердце каждого, прикоснувшегося к этой святыне, в любви к родному краю, своей истории, роду и племени. А как же жить без веры, любви и надежды?

… Сверкает в лучах солнца фонтан источника. Огромное море людей вокруг. Пусть же всегда стремление человеческое стать чище душой своей приводит сюда всё новых и новых людей. Святой ключ того заслуживает.

       

017

Корнева Ксения, 10 класс.  « Святой источник в селе Масловка».

- Здравствуйте! Мы находимся в  1,5 км к западу от села Масловка. Сюда можно проехать из Казани по автодороге р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму повернуть налево, а через 3 км в середине посёлка Алексеевское направо по указателю "Куркуль, Билярск". Через 12 км в середине села Куркуль повернуть направо по указателю "Сухие Курнали, Масловка". Через 12 км повернуть направо в первый после указателя начала населенного пункта Масловка  на грунтовую дорогу (через 100 метров после знака). Ехать по грунтовке перпендикулярно направлению асфальтовой дороги около 1,5 км, повернуть налево по установленному указателю "К источнику Николая Чудотворца". Через 400 метров источник будет справа.

Облагорожен он  в 1867 году крестьянином с. Масловка Андреем Матвеевым в честь святого Николая Чудотворца. Ежегодно 9 (22) мая совершался крестный ход из храма  в часовню, где было освящение воды и молебен Николаю Чудотворцу. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Начиная с 2000г  небольшой группой единомышленников в доме недавно вернувшихся на свою  родину  супругами Барсковыми, в село возвращалась вера в восстановление давно разрушенных святынь.

Из рассказа местных старожилов  Е. И. Маркочевой и  М. И.  Тютляева  узнали о примерном нахождении источника. Так группой людей во главе со старожилами и окрыленные решением и верой найти святой источник люди приехали на место.

Из рассказа очевидцев:

-Раньше родник был наверху, а сейчас за счет изменения ландшафта (земля сползла вниз) родник сместился вниз.  Мы смотрели на ручей,  что из горы  струится, но понимали что основная жила должна более сильной быть и продолжали поиск. Мы продолжали ходить вдоль ручья и искать. А  Барсков увидел большую кочку, лопатой срезал верхушку, и огромный фонтан воды выбрался наружу. Так и решили тут строить колодец.

С 2003 года стали заниматься облагораживанием святого  источника. Лесничество выделило несколько дубов. Впоследствии из них сделали хороший поклонный крест, врыли его в землю и огородили забором. Сам источник состоит из нескольких бетонных колец и покрыт крышей. В нескольких метрах от источника построена деревянная купель. Размер купели был взят с Алексеевского храма. Силами 20 человек, жителями села, иереем Павлом и матушкой, все принимали участие,  копали глину лопатами, руками, вычерпывали воду, а кто- то просто  тихо  молился. Так и был восстановлен этот святой источник.

 Известен он  чудесами исцеления  и в наши дни, поэтому особенно почитаем христианами-паломниками, стекающимися сюда в любое время года. Нас познакомила с этим святым местом наш учитель литературы-Евланова Александра Фёдоровна, рассказав историю, произошедшую  с ней. «Чудо исцеления, произошло  со мной в 2008 году. Я поскользнулась и сильно упала во дворе своего дома. Боль была нестерпимая, и я обратилась к хирургу. Оказалось, что получила трещину кобчика. Пришлось пить обезбаливающие препараты. Во сне я увидела чудесный источник, бьющий из-под земли в поле. Кругом благоухали цветы и пели птицы. Картина напоминала райский уголок.  Откуда-то слышался настойчивый мужской голос: «Ты выздоровешь, ты выздоровешь…».

О своём сне я рассказала сестре мужа, которая сказала, что моё описание напоминает святой источник в селе Масловка.  Мне захотелось посетить это место. На следующий день я поехала туда. И действительно, всё было  как во сне. Первое же купание в купели принесло мне облегчение,  и я отказалась от лекарств.   Врачи были удивлены такому быстрому исцелению.  Не скажу, что я являюсь фанатически верующим человеком, но  и не могу не назвать чудом, то,  что со мной произошло. Спасибо, что есть такие места на земле, где воедино сливаются благодать земная и небесная! »

Посетите святые источники  Алексеевского района и вы не только испробуете чудесной холодной воды, но и  соприкоснётесь с историей нашей малой родины, Алексеевским краем.

Источник Николая Чудотворца в селе Масловка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Героические традиции народа – наше духовное наследие

Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из покол...

Исследовательский проект "Наши земляки - наша гордость"

Смоленский край…Его прошлое, настоящее и будущее привлекают небывалое внимание. Это определяется, прежде всего, богатством исторических и культурных памятников. Ответы на многие вопросы не просто инте...

Учебно -исследовательский проект "Изучение исторического и культурного наследия города Вереи Наро-Фоминского района Московской области"

Учебно исследовательский проект "Изучение исторического и культурного наследия города Вереи Наро-Фоминского района Московской области"...

Исследовательский проект по этимологии «Тайна наших фамилий

Каждая фамилия имеет свою индивидуальную историю, обычно уходящую в далёкое прошлое. История фамилии — своего рода живая история. Тайна рождения многих фамилий утрачена, поэтому об их происхожде...

Исследовательский проект на тему: «Пушкин - наше все»

Проект исследовательский, рассчитан на учащихся 5-11 классы, относится к образовательной области литературы,  изобразительного искусства, музыки и МХК....

Исследовательский проект на тему: «Пушкин - наше все»

Проект исследовательский, рассчитан на учащихся 5-11 классы, относится к образовательной области литературы,  изобразительного искусства, музыки и МХК. Цель проекта: актуализировать и углубить зн...

Исследовательский проект "Чернозёмы-главное ботатство нашего края"

Исследовательский проект о черноземах России и Поволжья в частности, на примере земель Пугачевского района Саратовской области....