Урок-исследование по литературе в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Довбенко Нина Степановна

Урок-исследование по литературе в 5 классе.

Тема ««Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Урок-исследование по литературе в 5 классе.

         Тема ««Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

                  Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 355

                              Московского района Санкт-Петербурга

                                       Довбенко Нина Степановна.

Цели урока:

  1. Научить учащихся задуматься над тем, что они читают.
  2. Формирование умения слышать музыку стихотворения, его ритм.
  3. Показать роль эпитетов в открытии смысла стихотворения.

Задачи урока:        

  1. Ознакомить учащихся с одним из шедевров пейзажной лирики русских поэтов 19 века.
  2. Донести до учащихся неповторимость поэтических образов Ф. Тютчева и музыкальность его стихотворной речи.
  3. Воспитание любви, бережного отношения к русской природе, Родине.

Оборудование:

  1. Компьютер (ноутбук).
  2. Проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Тексты стихотворения.

                                                    Ход урока:

І. Фаза индукции.

Звучит музыкальный фрагмент из альбома П. Чайковского «Времена года» («Осень»). Звучит стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

ІІ. Анализ стихотворения.

Учитель:

Вы услышали прекрасное стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева об осени. Давайте посмотрим, умеете ли вы задумываться над тем, что вы читаете,  умеете ли вы слышать музыку стихотворения, его ритм.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь, —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Учитель:

Поговорим сначала о прилагательных, вернее, об эпитетах, художественных определениях в этом стихотворении. Много ли их в данном стихотворении?

Учащиеся:

Много.

Учитель:

Действительно, в стихотворении их много. Какую же роль они играют в стихотворении?

Учащиеся:

Эпитеты рисуют картину «Первоначальной осени».

 Учащиеся приводят примеры.

Учитель:

Правильно, и каждый из эпитетов не только рисуют осеннюю картину, но и выражает отношение к ней поэта, передает настроение светлой и легкой грусти. Задумаемся, например, каково образное содержание эпитета «хрустальный»?

После ответов учащихся делается вывод, что может быть здесь «хрустальный» означает не только «блестящий, прозрачный». Ведь это слово может передавать не только зрительные, но и слуховые ощущения, например, в выражении «хрустальный звон» - звон тихий, мелодичный, музыкальный.

Далее учащиеся говорят о значении эпитетов: «бодрый (серп)» и «праздная (борозда)».

 Учитель:

Значимы и эпитеты «бодрый» (а не просто острый), и «праздная», и «отдыхающее (поле)» (а не «желтеющее» или «пустеющее»). Задумывались ли вы, почему все эти слова, связанные с состоянием человека, в этом стихотворении отнесены к серпу, борозде, полю, то есть предметам неодушевленным? Какой в этом смысл?

Следуют ответы учащихся.

Учитель:

А вот что писал об эпитете «праздная» Л.Н. Толстой: «Слово «праздной» как будто бессмысленно, и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом сразу сказано, что работы кончены, все убрали, и получается полное впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи…»  

Обратимся теперь к последней строфе. Её последняя строка звучит совсем по-особому. Почему?

Следуют ответы учащихся.

Учитель:

Оказывается, последняя строка – последний спокойный аккорд этого стихотворения – выделена и ритмически, и с помощью рифмы.

Сравните количество ударений в последней строфе. Сколько их в первой строке? Во второй? В третьей? А в последней? Отражается ли это на ее звучании?

Следуют ответы учащихся.

Учитель:

Какие строки рифмуются в первой и второй строфах? А в последней?

Следуют ответы учащихся.

Учитель:

Да, рифмовка меняется (сначала – перекрестная, потом – парная). Какое значение это имеет? Как отражается на звучании стихотворения? Вот вы прочитали:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь, —

не отдавая себе в этом отчета, вы ждете рифму к слову «боле» (как это было при чтении первой и второй строфы), а поэт как бы продлевает ваше ожидание: сначала идет еще строчка с парной рифмой («бурь» - «лазурь») и только после этого появляется рифма к слову «боле». Все это придает особое звучание последней строке.

А теперь снова внимательно прочитайте стихотворение Ф. Тютчева. Какие еще слова и выражения остановили ваше внимание?

 Следуют ответы учащихся.

ІІІ. Рефлексия.

Учитель:

О каких особенностях стихотворения Ф. Тютчева вы сегодня узнали? Какое впечатление оно произвело на вас?

ІV. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе ««Читая  стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование по географии. Реки. 6 класс.

Урок формирует целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека. Учащиеся знакомятся  с новыми терминами и понятиями, учатся устанавливать причинно- с...

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Урок -исследование Типы химических реакций 8 класс

Знакомство на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека. Лабораторные опыты. Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных ...

Урок-исследование Типы химических реакций 8 класс с презентацией

На уроке выдвигается вопрос - проблема, учащиеся с помощью лабораторных опытов классифицируют химические реакции по составу реагирующих веществ и продуктов,  а также  по тепловому эффек...

Урок-исследования "Сезонные явления природы" 6 класс

В материале рассматриваются сезонные явления в природе. Ученики проводили исследовательские работы, чтобы ответить на вопрос Почему деревья зимой плачут?...

урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»

При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического  обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...

Урок-исследование по физике в 7 классе Тема: «Условия плавания тел»

Урок - исследование по физике в 7 классе. Тема "Условия плавания тел"...