план-конспект урока по литературе Анализ эпизода "Встреча с вожатым" (Разработка урока) Выполнили - Алтухова И.В., Яременко М.Я.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Яременко Мариана Яковлевна

Проследить за становлением личности Петра Гринева, определить роль личности Пугачева в истории Российского государства и в раскрытии основного конфликта повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», проследить за тем, как связано изображение природной стихии, описанной во второй главе повести, с изображением внутреннего мира и становлением души Петруши Гринева, ознакомление учащихся с планом написания сочинения по эпизоду из повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_epizoda_buran_1.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок.  Роль  эпизода «Встреча с вожатым» в раскрытии идейно-тематического

содержания повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Решаемые учебные проблемы на уроке:

Проследить за становлением личности Петра Гринева, определить роль личности Пугачева в истории Российского государства и в раскрытии основного конфликта повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», проследить за тем, как связано изображение природной стихии, описанной во второй главе повести, с изображением внутреннего мира и становлением души Петруши Гринева, ознакомление учащихся с планом написания сочинения по эпизоду из повести.

Задачи урока (для учеников):

- выбрать из текста фрагменты, позволяющие судить о становлении характера Петра Гринева и роли личности Пугачева в его становлении;

- назвать художественные приемы создания этих образов;

- определить, какое место в повести занимает картина бурана в раскрытии основного конфликта повести,

- подготовиться написать сочинение «Анализ эпизода «Встреча с вожатым».

Технологии, методы, принципы преподавания литературы, применяемые на уроке: рефлексивная технология, технология формирования УУД, метод проблемного изложения, исследовательский метод, принцип внутрипредметной связи, принцип повторного чтения.

Ожидаемые образовательные результаты. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) :

 

Предметные УУД: Понимание связи произведения с эпохой его создания и изображением исторических событий, выделение в ней вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современное звучание; понимание ключевых проблем повести, умение анализировать литературное произведение в единстве формы и содержания; выделение причинно-следственных связей в развитии сюжета повести; совершенствование навыков выборочного и выразительного чтения; совершенствование умения по плану, данному учителем, написать сочинение (анализ текста).

Метапредметные УУД: Умение понимать проблему, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, выдвигать гипотезу и подбирать аргументы для ее подтверждения, умение самостоятельно организовать собственную деятельность в решении задач, поставленных на уроке, умение отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные и письменные монологические высказывания, умение вести диалог, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия..

Личностные: Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе собственного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Ход урока.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

    Учитель объявляет тему урока, называет основной учебный материал: повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», определяет целевую направленность урока, ориентирует семиклассников на различные формы работы на уроке (беседа, работа в парах, прослушивание индивидуальных заданий, различные виды чтения текста, обращение к литературоведческим понятиям, необходимым для анализа)

2-й этап  Подготовка к вхождению в текст.

Актуализация ранее изученного материала.       

 Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», обратимся к анализу главы «Встреча с вожатым».

Как вы думаете, какую основную задачу мы должны будем решить в связи с темой урока?

- выбрать из текста фрагменты, позволяющие судить о становлении характера Петра Гринева и роли личности Пугачева в его становлении;

- назвать художественные приемы создания этих образов;

- определить, какое место в повести занимает эпизод «Встреча с вожатым» в раскрытии основного конфликта повести,

- подготовиться написать сочинение «Анализ эпизода «Встреча с вожатым».

 Работа в паре. 1. Инд. задание: Как вы понимаете выражение «проблема выбора»?                                                                  

Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.

Итак, жизненная дорога. Какой она бывает? От чего зависит? Давайте проследим истоки формирования личности Гринёва. Какие этапы его становления можно выделить?

2.Беседа по тексту 1 главы.

- Каков первый этап становления Петруши?

Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в родительском доме. И Пётр Гринёв – не исключение.

1 этап формирования П. Гринёва.

  • Что мы узнали о родителях Гринёва?

Андрей Петрович Гринев - отставной майор, служивший «при графе Минихе».

Справка: Миних Бурхард Кристоф (1683-1767) - граф, русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, до 1721 служил инженером в разных армиях Западной Европы. В 1721 перешёл на русскую службу в должности инженер-генерала. В 1742 вступившая на престол императрица Елизавета Петровна отправила Миниха в ссылку, где он пробыл 20 лет. По возвращении в1762 из ссылки Петром III Миних политическим влиянием не пользовался.

Таким образом, получается, что отец Петра Гринева, вышел в отставку, попав в опалу после ссылки графа Миниха.

Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века». Он «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать». Поэтому он не послал Петрушу служить в Петербург: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».

- В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?

  • Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич;
  • добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог;
  • дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы.

Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь  иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля».    

             В общем, Петр Гринев жил недорослем, гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил.

- Какое значение имеет имя главного героя?

(Пётр – по-гречески значит «камень»)

- Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? Нет. Но можем предположить. Что?

(твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени)

Кроме того, сына Андрей Петрович назвал в честь своего отца. А это говорит об уважении к семейным традициям.

- Что герой считал верхом благополучия?

     (служба в гвардии, а величайшим счастьем – весёлую жизнь в Петербурге)

- Но были ли в воспитании Гринева положительные стороны?

Да, в воспитании Гринева были положительные стороны. Это общение со сверстниками, ласка любящей матери, отношение отца к будущей службе сына. Особенно к будущей службе сына.

- Как же старик Гринев относится к предстоящей службе?

Зачитайте заветы отца.

  • Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
  • Служи верно, кому присягнёшь.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.

         - Как он соотносится с эпиграфом к 1 главе.

- Но прежде вспомним, что называется эпиграфом?     Ответы.

Вывод: и в эпиграфе, и в завете отца Пушкин обращается к нравственным категориям: долг, честь, достоинство и др., и говорит, что выполнение долга для него старика Гринева, это выполнение дворянского долга. Он учит сына не гнаться за карьерой, а выполнять честно свой воинский долг.

Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы.

 Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть

Работа в паре. 2.Инд.задание:

1) Встреча с Зуриным.

- С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности героя.

- Как Петруша относится к отправке на службу?

- Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

(«Встреча с Зуриным»)

- Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева ?

Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью и безмолвным раскаянием перед Савельичем. Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки.

- Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается?

(проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие.  Однако его умение настоять на своем, говорит  о том, что Гринев умеет быть твердым.

- Какой вывод из этого мы можем сделать?

Вывод. Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

Текстовой структурный элемент урока

  3-й этап. Вхождение в текст нового произведения

Сегодня на уроке мы с вами проводим анализ сюжетного эпизода и поэтому попытаемся проанализировать роль сцены первой встречи Гринёва и Пугачева в повести «Капитанская дочка».

  • Почему так важен эпизод первой встречи Гринёва и Пугачёва?

(Первое появление персонажа всегда значимо для будущего его понимания. )

 

Попробуйте определить, какие элементы художественного целого можно отметить в эпизоде?

 

Схема анализа эпизода прозаического произведения

1.Местоположение эпизода в произведении (том, часть, глава).

2.Анализ сюжетной стороны эпизода (ряд событий в эпизоде, их значение, особенности поведения персонажей).

3.Значение эпизода в композиции произведения.

4.Характеристика основных героев (образов) эпизода, речь, поступки, «внутренние монологи».

5.Особенности изображения в эпизоде :

- пейзажа (если есть);

- интерьера (если есть);

- душевного состояния героев;

- хронотопа.

6.Анализ лексики эпизода, роль тропов в тексте.

7.Роль стилистических фигур в эпизоде. Наличие основных художественных приемов в тексте (антитеза, гротеск, ирония, реминисценция, автокомментарий и др.).

8.Значение использования художественной детали в эпизоде произведения.

9.Средства выражения авторской позиции в эпизоде.

10.Основные идеи эпизода. Значение эпизода в контексте части произведения (главы, тома) или всего произведения.

Используя схему, разберем фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

 

 4-й этап. Практикум

 

1.Давайте прочитаем эпиграф ко второй главе. Почему именно эти слова автор взял для эпиграфа?

(Фрагмент относится к развитию действия в романе и помогает понять характер героя. Эпиграф 2-ой главы – это строчки из старинной песни о чужой «сторонушке». Именно на «чужой стороне», после того как герой покинул родной дом, начинается второй этап формирования личности Петра Гринева, и предложенный фрагмент является иллюстрацией этого процесса. Описанным в этом эпизоде событиям предшествует встреча Петруши с ротмистром гусарского полка Иваном Ивановичем Зуриным, которому он проигрывает в карты 100 рублей, после чего мечта о веселой, беззаботной жизни сменяется «неспокойной совестью» и безмолвным раскаянием. Герой попадает в буран и незнакомый человек показывает ему дорогу к постоялому двору. Гринев испытывает благодарность к вожатому, дарит ему свой заячий тулупчик. Этот поступок впоследствии спасет жизнь главному герою. «Бродяга» тоже поможет молодому офицеру, проявит участие в его судьбе, вспомнив доброту Петруши. Герои данного эпизода опять встретятся в 7-ой главе «Приступ» во время казни офицеров, а в 8-ой главе «Незваный гость» Петр Гринев поразится «странному сцеплению обстоятельств», когда «детский тулуп, подаренный бродяге», избавил его от петли.)

Слово учителя:

Всё произошедшее в этой главе  раскроет свой истинный, глубинный смысл гораздо позже. К этому фрагменту мы будем возвращаться не раз, поскольку в нём, как в зерне, находится в свёрнутом виде сюжет всей повести.

2.Назовите героев, действующих в этом эпизоде. О каких событиях мы узнаем? Какие черты характеров героев у них проявились? Подтвердите свои высказывания примерами из текста.

Ролевое чтение эпизода появления вожатого (со слов «Я приближался к месту моего назначения…» до слов «Я опустил циновку и задремал»).

 Почему рассматриваемая сцена может быть прочитана в двух планах?

Рассматриваемая сцена может быть прочитана в двух планах: прямом и символическом. Прямое значение сцены понять легко. (Встретившийся им случайно мужик выводит их к постоялому двору, за что получает от Гринёва заячий тулуп). И название главы: «вожатый»  означает «ПРОВОЖАТЫЙ, «ПРОВОДНИК». Однако на этот прямой смысл впоследствии наслоится ещё множество символических смыслов, которые во многом определяют ВСЮ ИДЕЙНУЮ СТРУКТУРУ ПОВЕСТИ. На этот  ВНУТРЕННИЙ слой  текста и стоит обратить внимание  в сочинении.

 *Какое же символическое значение   скрыто в названии главы «Вожатый»?

            Пугачёв появляется в жизни главного героя повести в критический момент. Гринёв очень молод, он только что покинул родительский дом и успел уже наделать множество ошибок: проиграл в первом же городе 100 рублей, грубо обошёлся с Савельичем, не послушал ямщика и попал из-за своего упрямства в буран.

Реальная жизнь оказалась сложнее того, что он представлял себе раньше; не накатанной лёгкой дорогой стала она для Гринёва, а бездорожьем, в котором каждый сам прокладывает себе путь.

 Найдите строчки , подтверждающие эту мысль.

«Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь… дороги нет и мгла кругом.»

Слово учителя:

Как же ориентироваться в жизни? Куда прокладывать путь? На что опираться?- все эти непростые вопросы встают перед героем «Капитанской дочки». Важно и то, что Пугачёв появляется в повести впервые именно как помощник, как вожатый – и не только в конкретном смысле.

Найдите первые реплики в разговоре с Пугачёвым..

«Гей, добрый человек!- закричал ему ямщик.- Скажи, не знаешь ли, где дорога?»- «Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе,- отвечал дорожный…»

 «ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК» - так впервые в повести именуется Пугачёв; мотив твёрдой дороги и способности вывести на неё героя будет сопровождать его в дальнейшем: Пугачёв не раз ещё окажется вожатым-помощником, спасающим Гринёва из самых безвыходных ситуаций.

Но Пугачёв  не только «добрый человек». Давайте обратимся к тексту и посмотрим, какие цвета, присутствуют в тексте.

«Вдруг я увидел что-то ЧЁРНОЕ». «Эй, ямщик! –закричал я, смотри: что там такое чернеется?»,  «Я взглянул на полати и увидел черную бороду и сверкающие глаза»

Слово учителя:

Чёрное – нечеловеческое; показателен в этом смыле ответ ямщика:»Должно быть, волк или человек.» Кто же такой Пугачёв – волк или человек? Или и тот и другой сразу? Важно, что уже в рассматриваемом эпизоде намечено это противопоставление и одновременно нерасторжимое единство двух сторон героя.

Выборочное чтение  :найдите и прочитайте описание сна Петруши. Каким предстает в этом сне Пугачев? Почему этот сон мы можем назвать пророческим?

Ещё ярче двойственная природа Пугачёва проявляется в сне Гринёва, который  называется пророческим.

С одной стороны, в этом сне Пугачев оказывается посаженым отцом  Гринёва – эта линия в дальнейшем приведёт нас к свадьбе Петруши и Маши Мироновой. С другой стороны, Пугачёв не только весел, но и страшен. Неожиданно начинает размахивать топором, комната наполняется мертвыми телами, всюду кровь. Это тоже – Пугачёв., Тот самый, который отдаёт приказ повесить Ивана Игнатьевича и капитана Миронова, который благословит казнь Василисы Егоровны. Тот самый, который сравнит себя с орлом из калмыцкой сказки, считающий, что жить – это значит питаться кровью. Про такого Пугачёва есть у Пушкина отдельная книга – «История Пугачёвского бунта», свсем не похожая на «Капитанскую дочку». Но вот эта неоднозначность Пугачёва задана Пушкиным уже  в сцене первой встречи с Гринёвым. Пугачёв предстаёт в ней и как «добрый человек», и как носитель разрушительного, кровавого начала

Выводы:

В эпизоде три персонажа: Петр Гринев, его слуга Савельич и вожатый. Здесь автор представил два разных отношения к человеку: с одной стороны, милосердие (Гринев), с другой - грубость, неблагодарность (Савельич).

  Желание Гринева отблагодарить выручившего его человека наталкивается на яростное сопротивление Савельича, который, радея о барском имуществе, называет ночного попутчика «собакой», «разбойником», «пьяницей». Данный эпизод открывает читателю такие важные черты характера главного героя, как милосердие, человеколюбие, твердость характера (Петр настоял на своем: «Прошу не умничать, сейчас неси сюда тулуп»).

  Отношение Савельича к вожатому объясняется страхом. Уже напуганный карточным долгом Гринева, он хочет сохранить имущество хозяина. Поэтому, анализируя эпизод, можно говорить о том, что Савельич, крепостной Гриневых, человек заботливый, преданный, но в то же время недалекий, не способный разобраться в душевном порыве Петруши.

  Отношение вожатого к Савельичу автор показывает в диалоге. На возражение старого слуги он отвечает: «Это, старинушка, не твоя печаль… его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться». За мнимым простодушием усматривается явная насмешка, замечание незнакомца иронично. «Бродяга» благодарен Гриневу за тулуп, хотя и распорол его по швам. Он говорит: «Спасибо, ваше благородие… век не забуду ваших милостей». Для него важен не сам подарок, а, скорее, желание молодого человека быть благодарным, его душевность. Описанная ситуация характеризует незнакомца (Пугачева) как человека умного, способного разбираться в людях.

 

5.Как вы думаете, почему после описания разгулявшейся стихии Пушкин дает такое описание зимнего утра Пушкин пишет: «Буря утихла. Солнце сияло». Можем ли мы судить об отношении автора к поступку Петруши?

(Это позволяет говорить о положительном отношении автора к поступку главного героя.)

6.Обратили ли вы внимание на речь героев? Как она характеризует Петрушу, Савельича, вожатого?

Ролевое чтение  «воровского разговора» хозяина постоялого двора с вожатым.

Найдите обращение Гринева к вожатому, когда он вошёл в горницу, прочитайте их диалог:

«Где же вожатый…

- Что, брат, прозяб?»

Чем  необычно такое обращение? (Со стороны Гринева и Пугачева нарушены социальные условности: дворянин в босяке, мужике увидел брата.

С другой стороны, грубая разговорная лексика является речевой характеристикой персонажа и оценкой его отношения к событию, изображенному в эпизоде. Савельич в адрес вожатого произносит такие выражения, как «разбойник», «обобрать», «окаянные плечища», «пьянице оголелому», а в адрес барина – «батюшка», «дитя».)

 

7.Особое место в тексте занимают восклицательные предложения, которые раскрывают эмоциональное состояние героя, его возмущение, крайнюю степень недовольства происходящим.

  Эпизод построен на антитезе: противопоставляются  позиции двух героев (Гринева и Савельича). Ирония является тем средством, которое помогает читателю выявить авторское отношение к старому слуге и охарактеризовать образ Пугачева.

 

8.Назовите художественную деталь, играющую большую роль для понимания всего повествования.

(Важной деталью в эпизоде (в произведении) является заячий тулупчик. Он становится символом милосердия, благодарности, душевного тепла.)

 9. Делаем вывод: средствами выражения авторской позиции в данном эпизоде являются описание пейзажа и ирония. Благодаря этому, читатель понимает, что А.С.Пушкин на стороне Петра Гринева и высмеивает поведение Савельича.

 

10.Таким образом, автор романа в данном эпизоде подчеркивает лучшие черты характера главного героя, то светлое начало в личности, которое поможет ему в будущем достойно пройти все испытания, сохранив честь и достоинство в самых трудных жизненных обстоятельствах.

А какая сторона Пугачёва привлекает Пушкина больше? Конечно, - доброе, человеческое. Таким образом, мысль о том, что даже в эпоху исторических катаклизмов два ЧЕЛОВЕКА, принадлежащие к враждующим лагерям («дворянин» - мужицкий «царь»), всегда могут понять друг друга и это понимание окажется спасительным ( даже  для Пугачёва – ведь Гринёв передаст потомкам благородную память о нём), становится одной из главных мыслей всей повести. И закладывается эта мысль в рассматриваемой нами сцене.

Анализируемый эпизод встречи Гринёва с Пугачёвым ( встреча человека с человеком) найдёт своё зеркальное отражение в сцене встречи Маши Мироновой с Екатериной Второй. Императрица не может простить Гринева» - не простила бы, если бы Маша подала своё прошение в обычном, формальном порядке. Как не простил Гринёву Пугачёв при взятии Белогорской крепости, если бы не память о первой, «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ» встрече. Гринёв потому и помилован Екатериной, что стал возможен обычный, простой разговор двух людей, в котором было найдено взаимопонимание.

Таким образом, рассматриваемый нами эпизод оказывается чрезвычайно важным в общей структуре повести. В нём завязываются и предсказываются многие сюжетные линии, а также впервые обозначается неоднозначность оценки персонажа (Пугачёва). Именно в этом эпизоде закладываются основы важнейшей проблемы, поднятой в повести, - проблемы возможности и необходимости установления нормальных человеческих отношений между людьми несмотря ни на какие разделяющие их преграды.

Домашнее задание.

 Роль эпизода «Встреча с вожатым» в раскрытии

Литература.

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  1. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Проза. – М.: Худож. Лит. 1987

  1. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Л. «Просвещение», 1977.

  1. Петрушина Н.Н., Фридлендер Г.М. Над страницами Пушкина. Л., 1994 .

 

  1. 3s9.miass.edu.rupage/student/ruskiy_3.htm

 

  1. 4.www.fipi.ru. 

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Анализ эпизода "Встреча с вожатым" (Разработка урока) Выполнили - Алтухова И.В.,Яременко М.Я. г.Ростов-на-Дону, МБОУ "Гимназия № 46"

Решаемые учебные проблемы на уроке: Проследить за становлением личности Петра Гринева, определить роль личности Пугачева в истории Российского государства и в раскрытии основного конфликта повест...

Анализ главы "Вожатый" Подготовка к сочинениюю Презентация. Выполнили Алтухова И,В., Яременко М.Я. г. Ростов-на-Дону МБОУ "Гимназия № 46"

Умение понимать проблему, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях...

презентация к уроку Анализ эпизода "Вожатый". Подготовка к сочинению. Презентация. Выполнили - Алтухова И.В., Яременко М.Я.

Помочь учащимся понять идейное значение второй главы для понимания основной мысли всего произведентя. Научить пользоваться планом для анализа эпизода, подбирать текстовой материал....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»

Цели:1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях....