План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Полтавская Лариса Валерьевна

Цели:

1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.

2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.

3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях.

     4. Привлечь внимание учащихся к проблеме коррупции.

     5. Воспитание нравственных качеств у учащихся.

Оборудование: плакат «Нравы уездного города».

Оформление: иллюстрации к комедии, портрет Н. В. Гоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл revizor.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока  по литературе.

Тема «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»

Цели:

1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.

2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.

3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях.

     4. Привлечь внимание учащихся к проблеме коррупции.

     5. Воспитание нравственных качеств у учащихся.

Оборудование: плакат «Нравы уездного города».

Оформление: иллюстрации к комедии, портрет Н. В. Гоголя.

Ход урока

I. Объявление и запись темы урока.

– Сегодня мы продолжаем читать и изучать комедию Н. В. Гоголя «Ревизор». Посмотрите на тему сегодняшнего урока и подумайте, что вы можете сказать по этой теме. Объясните каждое слово в названии темы. Скажите, какова наша сегодняшняя цель? (Собрать и систематизировать материал о Хлестакове и жителях города, учитывая, что это персонажи произведения Н. В. Гоголя.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Краткий пересказ содержания (сюжет).

2. Характеристика героев пьесы, жителей уездного города N.

Ученик сам выбирает, о каком чиновнике хочет рассказать, но следующим это повторять нельзя.

3. Рассказ по цепочке о происходящем в 4-м действии.

4. Инсценировка эпизодов из пьесы.

                                    Явление I

Артемий Филлипович. Воля ваша, Аммос Фёдорович, нам нужно бы кое- что предпринять.

Аммос Фёдорович. А что именно?

Артемий Филлипович. Ну известно что.

Аммос Фёдорович. Подсунуть ?

Артемий Филиппович. Ну да, хоть и подсунуть.

Аммос Фёдорович. Опасно, чёрт возьми, раскричится: государственный человек. А разве в виде приношения со стороны дворянства на какой- нибудь памятник?

Почтмейстер. Или же: « Вот, мол, пришли по почте деньги, неизвестно кому принадлежащие».

Артемий Филиппович. Смотрите, чтоб он вас по почте не отправил куда- нибудь подальше…

                                                Явление III

Хлестаков. Прошу садиться. Так вы здесь судья?

Аммос Фёдорович. С восемьсот шестнадцатого был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

Хлестаков. А выгодно однако же быть судьёю?

Аммос Фёдорович.  За три трёхлетия представлен к Владимиру четвёртой степени с одобрения со стороны начальства. (В сторону) А деньги в кулаке, да кулак- то весь в огне.

Хлестаков. А мне нравится Владимир. Вот Анна третьей степени уж не так.

Аммос Фёдорович  (высовывая понемногу вперёд сжатый кулак. В сторону).  Господи боже! Не знаю, где сижу. Точно горячие угли под тобою.

Хлестаков. Что это у вас в руке?

Аммос Фёдорович ( потерявшись и роняя на пол ассигнации). Ничего-с.

Хлестаков. Как ничего? Я вижу, деньги упали.

Аммос Фёдорович (дрожа всем телом). Никак нет-с! ( В сторону) О боже! Вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!

Хлестаков (подымая). Да это деньги.

Аммос Фёдорович (в сторону). Ну, всё кончено - пропал! пропал!                                                                  

Хлестаков. Знаете ли что? дайте их мне взаймы.

Аммос Фёдорович ( поспешно). Как же-с, как же-с… с большим удовольствием. ( в сторону.) Ну смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь!

Хлестаков. Я, знаете,  в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни  сейчас их пришлю.

Аммос Фёдорович.  Помилуйте! как можно!  И без того,  это такая честь… Конечно, слабыми моими силами, рвением и усердием к начальству… постараюсь заслужить… ( Приподымается со стула, вытянувшись и руки по швам.) Не смею больше беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?

Хлестаков. Какого приказания?

Аммос Фёдорович. Я разумею, не дадите ли какого приказания здешнему уездному суду?

Хлестаков. Зачем же? Ведь мне никакой  нет  теперь в нём  надобности. Покорнейше  благодарю.

Аммос Фёдорович (раскланиваясь  и уходя, в сторону). Ну, город наш!

Хлестаков (по уходе его). Судья - хороший человек!

- О чём говорится в сцене из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

( Учащиеся без труда определяют, что разговор идёт о взятке, которую нерадивые чиновники города  дают мнимому ревизору за то, чтобы он «не заметил» явных упущений в их работе, с тем, чтобы их не лишили должности и т.д.)

- Как называются деньги, которые чиновники дают Хлестакову?

( Учащиеся не затрудняются с ответом, что эти деньги- взятка)

- Как называется человек, берущий взятку?

   ( Взяточник)

- Какие детали указывают на то, что взятки- первичное дело для чиновников?

( Чиновники убеждены, что ревизору необходимо дать взятку, "подсунуть" так, как это делается в "обществе благоустроенном", т.е. "между четырёх глаз... чтобы и уши не слышали...", - так считает Артемий Филиппович. Цель этих взяток весьма практическая: защитить, предохранить своё ведомство от ревизий и обезопасить себя. Так к активным попыткам городничего "обезвредить" ревизора подключаются все чиновники.)

- Что же такое взяточничество?

  (Учащиеся предлагают свои варианты ответа)

      Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему  материальных благ за совершение (или не совершение)  в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.

      Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.

- Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.

- Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?

( Ученики говорят о том, что это слово они услышали в новостях,  видели в газетах, но  затрудняются в объяснении)

- Загляните в энциклопедический словарь и дайте определение.

Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.)

- Если посмотреть вокруг, нет ли  в нашей жизни этого негативного явления?                                                                                                                                                     Приведите известные вам примеры. Имён называть не надо, ведь мы обсуждаем  явление в обществе.

( Учащиеся, оказывается, в какой- то мере осведомлены о явлении, говорят известные им факты, о которых слышали от взрослых, это дача взятки при поступлении в учебное заведение, приём на престижное рабочее место, в больнице, и т. п.)

- Что представляет собой взятка?

(конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)

- А теперь давайте обсудим проблему в группах

 Первая группа отвечает на вопрос: почему люди дают взятки?

 Вторая группа отвечает на вопрос: почему люди берут взятки?

- Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией?

(Учащиеся дают положительный ответ)

        В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии.

III. Систематизация материала.

1. Заполнение таблицы.

Задание: заполнить таблицу материалом по 4-му действию и 8-му явлению 5-го действия.

2. Чтение 8-го явления. (Читаем только письмо.)

Вопрос: Что добавило письмо в характеристику героев?

3. Теория литературы.

Задание: определите основную мысль каждого из сообщений по комедии. Что в них общего, в чем разница?

1) Сатира в изображении чиновников города N.

2) Хлестаков в городе N.

3) Нравы уездного города.

4) Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

4. Анализ немой сцены.

На усмотрение учителя можно инсценировать этот момент, при этом каждый из героев объяснит, кто он, и замрет в нужной позе.

IV.Домашнее задание. Подготовиться к тесту на знание текста, подготовить свои аналогичные вопросы (для задавания другим).

V.Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова

Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...

Анализ IV действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Занятие рассчитано на 60 минут. Содержится полный анализ 4 действия. Используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Словарная работа. Связь с другими видами искусства....

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Хлестаков и городничий (анализ II действия комедии Н.Б. Гоголя «Ревизор»).

Цели:1. Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как основе комического.2. Введение понятия «анализ монолога...

Чиновники на приеме у ревизора.Анализ 4 действия комедии Гоголя "Ревизор"

Урок по анализу 4 действия комедии Гоголя "Ревизор".Презентация с использованием фрагментов из спектакля Театра Сатиры....

Анализ 4 действия комедии Гоголя "Ревизор"

Презентация и фрагменты из спектакля Театра Сатиры "Ревизор" Хлестаков - А.Миронов....

План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...