Чиновники на приеме у ревизора.Анализ 4 действия комедии Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Крюкова Мария Николаевна

Урок по анализу 4 действия комедии Гоголя "Ревизор".Презентация с использованием фрагментов из спектакля Театра Сатиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chinovniki_na_prieme_u_revizora.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

"ЧИНОВНИКИ  НА ПРИЕМЕ У "РЕВИЗОРА".

(Анализ 4 действия комедии "Ревизор")

Цели:

  1. Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.

Оборудование: фрагменты из спектакля  “Ревизор” (Театр Сатиры)

Ход урока

1. Создание проблемной ситуации.

С.1 Тема урока.

С.2 «Чиновники на приёме у «ревизора» (анализ 4 действия)

С.3 Цели урока.

С.4. С.5. Проверка содержания 4 действия. Тест.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

С.6 Эпиграф.                                                                           Хлестакову принадлежит главная

роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.

Ю. Манн.

- Объясните его смысл.

С.7 , 8, 9. Как играли роль Хлестакова? (Одни как глупца, другие как хитрого обманщика)

Сформулируйте проблему, которую мы должны решить, анализируя 4 действие комедии.

(Кто Хлестаков: глупец или хитрец.)

2. Анализ 4 действия комедии.                                                                                                  

С.10 - С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

С. 11, 12

Словарная работа.

- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. )

С.13

 - Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово «взятка” на просторечное  слово “подсунуть”? (Чиновники «скрывают» свое преступление, говорят иносказательно.)

-С.14.

 Почему чиновники думают, что взятка нужна?    (Они не знают других отношений между проверяющим и подчиненным.)

С.15.

- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?  (Обезопасить себя, подкупить проверяющего, избежать наказания…)

С.16. Явление 3.

- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”)

С.17.

- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку? (Со страхом, знает, что преступает закон.)

 С.18. Явление 4.

-Как дает взятку почтмейстер? (Страха мало. Знает, что доказать его упущения почти невозможно.)

Явление 5.

- Как он обращается к Хлестакову? Какова его речь? Как она характеризует Хлопова? (Как к духовному лицу.)

- Почему Хлестаков берет взятки? (У него нет такой цели. Он берет взаймы)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?       (Он бывалый и опытный.)

- Почему он доносит на своих?  (Земляника последний, его невозможно проверить и бояться ему нечего, да и угостил он ревизора наславу).

- Почему Бобчинский и Добчинский взяли так мало денег? (Они помещики, никакой ревизор им нестрашен. Они ошарашены тем, что он попросил у них денег.)

- Почему Хлестаков берет взятки и от купцов? (Дают, поэтому и берет.)

- Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Осип намекнул.)

- Почему уехать предлагает Осип?  (Слуга умнее)

- О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? Яв. 12- 14.

 (Нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Что  испытывает городничий в конце 4 действия? (Счастье. Готовился в Сибирь, а тут вознесся до небес.)

Какие пороки высмеял Гоголь? (Запишите их в тетрадь) (Корыстолюбие, взяточничество, мошенничество, ябедничество, коррупцию, безответственность, воровство и т.д.)

Обобщение изученного.

Синквейн.

1 Вариант о Хлестакове. (Например)

1. Хлестаков.

2. Пустой, хвастливый.

3. Играет, врет, не думает.

4. Легкость в мыслях необыкновенная.

5. Глупец.

2 Вариант о чиновниках. (Например)

1. Чиновники.

2.Халатные, корыстные.

3. Не работают, скрывают, крадут.

4. На вору и шапка горит.

5. Хапуги.

Домашнее задание.

1.Устное сообщение   «Сходство и различие между Хлестаковым и чиновниками уездного города».

2. Подготовиться к анализу 5 действия.

Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова

Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...

Анализ IV действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Занятие рассчитано на 60 минут. Содержится полный анализ 4 действия. Используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Словарная работа. Связь с другими видами искусства....

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Хлестаков и городничий (анализ II действия комедии Н.Б. Гоголя «Ревизор»).

Цели:1. Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как основе комического.2. Введение понятия «анализ монолога...

План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»

Цели:1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях....