Презентация "Творчество Ф.М. Достоевского"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Презентация знакомит с основными этапами жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Рекомендуется для использования в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dostoevskiy.ppt1007.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881)

Слайд 2

Происхождение Предки Достоевского принадлежали к старинному дворянскому роду. К XVIII веку они утратили свои привилегии. Дед и дядя были православными священниками.

Слайд 3

Михаил Андреевич, благодаря способностям и трудолюбию, получил медицинское образование и в 1821году стал лекарем Московской Мариинской больницы для бедных. Служба вернула ему право на потомственное дворянство. (Через 6 лет Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора) Отец

Слайд 4

Мариинская больница для бедных

Слайд 5

В 1819 году Михаил Андреевич женился на Марии Фёдоровне Нечаевой, дочери купца 3-ей гильдии. Мама

Слайд 6

Детство Ф.М. Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на Божедомке. Божедомка – название этого места связано с кладбищем, на котором хоронили бродяг, нищих и самоубийц. Здесь же находилась больница для умалишённых и Московская Мариинская больница для бедных, при которой в отдельном флигеле жила семья Достоевских.

Слайд 7

Мальчика назвали в честь деда по материнской линии Фёдора Нечаева, который в годы войны 1812 года пожертвовал на ополчение большую сумму денег. За это его имя было высечено на мраморных плитах храма Христа Спасителя. (Фёдор(от греч.) –дар Божий) Мать - женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» В семье Достоевских любили читать. В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Воспитание

Слайд 8

В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями. С 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), 1834 -1837 - обучение в частном Московском пансионе Л.И. Чермана. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. Учёба

Слайд 9

Семейные трагедии В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. 1839 – смерть отца при загадочных обстоятельствах (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Известие о смерти отца спровоцировало у будущего писателя тяжёлый нервный припадок – предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность

Слайд 10

Инженерный замок 1838 - 1843 - обучение в Главном инженерном училище Петербурга. Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы.

Слайд 11

По окончании Инженерного училища прослужил меньше года в Петербургской инженерной команде. Его чертежи нередко возвращались «с выговором». Летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.

Слайд 12

Творчество 1840-х годов 1845 - роман «Бедные люди» (тема «маленького человека») В. Г. Белинскому: «... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». 1846 – «Двойник» 1848- «Белые ночи» 1849 – «Неточка Незванова»

Слайд 13

В кружке Белинского познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым. Достоевский, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести «Двойник» (1846), в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского. Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал «страдать раздражением всей нервной системы», появились симптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь. В литературном кругу В.Г. Белинского

Слайд 14

В 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников - А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Достоевский начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 - кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещённое тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Достоевский и петрашевцы М.В. Петрашевский

Слайд 15

Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Военный суд приговорил петрашевцев к расстрелу. 22 декабря над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни, и в последнюю минуту им объявили настоящий приговор: каторга и солдатчина. Алексеевский равелин Петропавловской крепости

Слайд 17

Дмитрий Андреевич Достоевский – правнук писателя

Слайд 18

Каторга январь 1850- январь 1854 - писатель провёл в Омском остроге среди уголовных преступников («это было страдание невыразимое, бесконечное... всякая минута тяготела как камень у меня на душе»). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, - весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома» (1860-62).

Слайд 19

С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе напечатаны в 1859).

Слайд 20

Семейная жизнь Мария Дмитриевна Исаева Во время службы в Семипалатинске познакомился с женой губернского секретаря – Марией Исаевой. Её муж потом умер. Достоевский и Исаева обвенчались. Однако их брак не был счастливым. В 1864 году Мария Дмитриевна умерла от чахотки.

Слайд 21

В 1859 Достоевский вышел в отставку «по болезни» и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом с 1861 года стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха». Достоевский в 50-е годы

Слайд 22

Творчество 1-ой половины 1860-х годов На страницах обоих журналов развивались «почвеннические» идеи, генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального сочетания начал «цивилизации» и народности, - синтеза, выраставшего из «всеотзывчивости», «всечеловечности» русского народа, его способности к «примирительному взгляду на чужое». Обращение к идеям христианства. 1860 – 1861 - роман «Униженные и оскорблённые». 1860 – 1862 - очерк « Записки из Мёртвого дома». 1864 - «Записки из подполья».

Слайд 23

Путешествие за границу Лето 1862 и 1863 провёл за границей (Германия, Италия, Франция, Швейцария, Англия). 1863 - цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях». (Представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования русского общества на братских христианских основаниях: «русская идея... будет синтезом всех тех идей, которые... развивает Европа в отдельных своих национальностях».)

Слайд 24

В 1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа «Игрок» (1866). В 1864 умерла жена Достоевского. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала «Эпоха», однако вскоре прекратил его из-за падения подписки. Заключил кабальный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись к определённому сроку написать новый роман (До 1 ноября 1866 года должен написать новый роман для готовящегося собрания сочинений. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на 9 лет терял право собственности на все свои сочинения.) Достоевский обратился к стенографистке А.Г. Сниткиной, и через месяц был написан роман «Игрок». А. Г. Сниткина не просто помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. Семейные катастрофы А.П. Суслова

Слайд 25

Анна Григорьевна Сниткина После окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова, «новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал».

Слайд 26

Фёдор и Любовь - дети Достоевского

Слайд 27

Творчество 2 половины 1860 гг- конца 1870 гг «Преступление и наказание» (1866) «Идиот» (1868) «Бесы» (1871- 1872) «Подросток» (1875) «Братья Карамазовы» (1879-1880)

Слайд 28

Романы зрелого Достоевского - это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, «придавленные» идеей и оторванные от «почвы», при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в XX веке, стали восприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации.

Слайд 29

"Речь о Пушкине" (1880) Памятник Пушкину в Москве Скульптор М. Аникушкин В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского.

Слайд 30

Конец 1879 - врачи нашли прогрессирующую болезнь лёгких. 28 января 1881- писателя не стало. Похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Слайд 31

Художественный мир Достоевского подобен космосу: писатель смог затронуть в своих произведениях широкий круг исторических, социальных, философских проблем, а также глубины человеческого сознания. Творчество Достоевского повлияло на развитие не только русской, но и мировой литературы. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы. Тема урока - Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского» Базовый учебник. • Цель и задачи урока : Цель: создание условий для формировани...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...