В. Г. Короленко
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Малкова Татьяна Николаевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladimir_galaktionovich_korolenko.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

Цель работы школьной мастерской –подготовить рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Какое впечатление произвел на вас городок Княжье-Вено?
  • Какое здание было лучшим архитектурным украшением города?
  • Где находился старинный замок, принадлежавший графскому роду?
  • Какие легенды ходили вокруг него?
  • Кто обитал в замке? Почему старыйЯнуш получил право решать, кому жить в нем?
  • Где нашли себе пристанище изгнанники из замка?
  • Чем выделялся среди «дурного общества» ТыбурцийДраб?
  • Почему Вася – сын судьи – оказался в обществе обездоленных?
  • При каких обстоятельствах происходит знакомство Васи с детьми Тыбурция?
  • Что притягивает Васю к новым друзьям?
  • Как Вася относится к тому, что Валек ворует еду для голодной сестры?
  • Почему дети испугались, когда Тыбурций застал их за играми?
  • Как относятся к Васе взрослые члены «дурного общества»?
  • Как Вася пытается помочь заболевшей Марусе?
  • Почему героя не выпускают из дома после пропажи куклы?
  • Как изменились отношения отца и сына после того, как Тыбурций вернул куклу и сообщил о смерти Маруси?
  • Как судья помогает отверженным в опасную для них минуту?
  • Почему Вася и Соня, покидая родной город, произносят свои обеты на могиле Маруси?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:

 «Повесть Короленко “В дурном обществе” автобиографична. В частности, в ней описывается город Ровно, где учился в гимназии будущий писатель.

Совершенно особая ситуация детских лет жизни В.Г. Короленко, связанная с двойственностью его социального положения (дворянин по происхождению, фактически – разночинец), национальной принадлежности (мать – полька, отец – украинец), способствовала формированию у него редкого человеческого таланта, без которого немыслим и талант писателя, – умения встать на точку зрения другого человека и увидеть мир сквозь призму его понятий, принципов, представлений.

Отсюда же происходит и исключительная чуткость Короленко, необычайная мягкость, доброта и одновременно твердость, непримиримость взглядов и мнений, решительность поступков, когда честь и совесть писателя требовали однозначных оценок и конкретных действий».

(А.Г. Горнфельд)

  • Что такое «автобиография»? Почему повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» называют автобиографической?Обратитесь к словарю!
  • Что способствовало формированию у писателя в детстве редкого человеческого таланта?
  • В чем он проявлялся?

II.Задания для создания эвристической ситуации:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

 «В повести Короленко затрагивает такие вечные темы, как дружба, любовь, добро, сопереживание. Она раскрывает тяжелую жизнь бедных людей, существующих в условиях бесправия и нищеты, которые, несмотря ни на что, знают и умеют ценить дружбу и отзывчивость, обладая многими качествами, которых зачастую не хватает более успешным людям». (Ю.И. Айхенвальд)

  • Какие, на ваш взгляд, добрые поступки совершил Вася, познакомившись с детьми Тыбурция?
  • Что такое «сопереживание»? Кто из героев повести испытывает это чувство?
  • Как вы думаете, какими качествами обладают бедные люди, и каких – не хватает более успешным людям? Приведите примеры из повести В.Г. Короленко.

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

 «“В дурном обществе” Короленко рисует колоритные образы бродяг, стремящихся к независимости, воле, он воспевает их удаль, смелость, чувство товарищества и солидарности». (М.А. Соколова)

  • Назовите имена бродяг, образы которых рисует Короленко в своем произведении. Кто из них произвел на вас большее впечатление?
  • Согласны ли вы с М.А. Соколовой в том, что писатель воспевает их удаль, смелость, чувство товарищества? Приведите примеры.

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

        «Тыбурций, находящийся на самом дне жизни, – носитель поэзии, гордости, независимости». (Г.А. Вялый)

  • Чем необычен был человек по имени ТыбурцийДраб?
  • Как вы понимаете выражение «дно жизни»?
  • Согласны ли вы с тем, что Тыбурций – «носитель поэзии, гордости, независимости»?
  • В чем проявлялась любовь Тыбурция к своим детям?

2. «Замечательного мастерства достигает писатель в создании портрета. С необычайной глубиной передает он психологию человека, тончайшие оттенки его душевных переживаний». (М.А. Соколова)

  • Как в портретах Валека и Маруси проявляется авторское отношение к героям?
  • Для чего в портретах Маруси и Сони автор использует прием контраста (противопоставления)?
  • Кому из героев «В дурном обществе» принадлежит следующий портрет?

«Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум».

  • Почему мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе Тырбуция?

IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«В повести Короленко есть такая сцена. Дети играют в жмурки в подземелье. Но вдруг игра прерывается самым неожиданным образом. Внезапно вошедший хозяин и глава этого подземного мира нищий бродяга пан Тыбурций хватает героя рассказа, сына городского судьи, Васю, за ногу: “Сильная рука приподняла меня с полу, и я повис в воздухе вниз головой. Повязка с глаз моих спала”.

Нечто подобное будет происходить с героями Короленко, только не в прямом, а в переносном смысле. В силу тех или иных обстоятельств персонажи рассказов писателя часто попадают в такое положение, когда окружающий их мир, люди, события, привычные взгляды и мнения вдруг открываются для них с совершенно иной точки зрения, освещаются непривычным светом, поворачиваются такой своей стороной, о существовании которой они и не подозревали. И тогда “повязка падает с их глаз”. Но это значит не только то, что они узнали нечто неизвестное им ранее или увидели то, что было скрыто от них. С этого момента начинается самопознание героев Короленко.

Взглянуть на мир и самого себя глазами представителей “дурного общества” и многое увидеть заново, переоценить и переосмыслить Васе удалось благодаря некоторой двойственности своего социального поведения. Он – сын известного в городе судьи, но ведет жизнь уличного мальчишки, почти бродяги.

Усвоенные Васей нравственные принципы и правила поведения, оказывается, совсем не являются бесспорными для его новых друзей. Более того, становясь на точку зрения Маруси и Валека, мальчик и сам инстинктивно понимает, что даже такая бесспорная для него истина, как “нехорошо воровать”, для его друзей не только не обязательна, но имеет прямо противоположный смысл. И когда Вася вспоминал, например, как его голодная подруга ела ворованное мясо, он, вопреки усвоенным им взглядам, “радовался ее радостью и радостью Валека”.

Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного, прежде абсолютно недоступного для него. Например, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Новые друзья, подчеркивает Короленко, кроме того, “указали мне на моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него”, и Вася узнает, что отец – один из самых честных людей в городе. “Теперь я носил в себе целый мир смутных вопросов и ощущений”, – говорит о себе рассказчик, что, по мнению Короленко, является предпосылкой “более сложной точки зрения на мир”, чем та уверенность в справедливости собственных взглядов и мнений, которая была у него до знакомства с “дурным обществом”».

(Б.В. Аверин)

  • Какой глубокий смысл скрывается за выражением «повязка упала с глаз моих»?
  • Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе, «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
  • Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

Коллективное выполнения задания:

1.Каким вы представляете Васю? Попробуйте словесно нарисовать его портрет.

2.Сформулируйте обеты (обещания), которые давали Вася и Соня на могиле Маруси.

3. Каким человеком вы видите взрослого Васю? Чему он посвятит свою жизнь?

4. Напишите сочинение на тему «Взрослая жизнь Васи, героя повести В.Г. Короленко “В дурном обществе”».

5. Подготовьте рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия в дом-музей В.Г.Короленко

Виртуальная экскурсия в дом-музей В.Г.Короленко, находящийся в посёлке Джанхот (Краснодарский край, Геленджикский район)....

Презентация к уроку литературы "В.Г.Короленко".

Презентация к уроку литературы, посвящённому изучению биографии В.Г.Короленко....

Урок литературы в 6 классе. В.Г.Короленко «В дурном обществе».

В.Г.Короленко «В дурном обществе».  Урок литературы в 6 классе. Аннотация: презентационное сопровождение урока.Знакомство с В.Г.Короленко.Словарная работа.«В дурном обществе».Жанр прои...

"Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Бинарный урок по теме "Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" стал обобщающим по литературе и обществознанию...

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Тест по книге Короленко В.Г. "Дети подземелья"

Два теста по два варианта к книге Короленко В.Г....