Конспект урока литературы в 5 А классе Чудесный мир классики
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Лысова Наталья Павловна

Урок-семинар по сказке "Коне-горбунок", посвященный 200-летию со дня рождения П.П.Ершова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 А классе

Разработала и провела: Лысова Наталья Павловна, учитель первой категории.

Урок-семинар по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок».

Тема:  «Чудесный мир классики»

Цели: ознакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова; совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление; воспитывать любовь к добру, к красоте.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка. Работа над пословицами

- Прочитайте пословицы «птичьим базаром». Приготовьтесь читать с правильной логической интонацией. Объясните их смысл.

Быль за сказкой не угонится.

Кашку кушай, а сказку слушай:

Умом разумом смекай да на ус мотай.

  1. Сообщение целей урока

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он посвящён Петру Павловичу Ершову и его сказке «Конёк-горбунок». Вы проделали большую работу: самостоятельно прочитали сказку П.П.Ершова, русские народные сказки: «Сивка-бурка», Иван-царевич и серый волк», нарисовали рисунки. А необычен урок тем, что при подготовке к уроку мы разделились на четыре группы: литературоведы, переводчики, актёры и знатоки.  Каждая группа выполняла свою определённую работу. Сегодня мы проверим, как вы справились со своим заданием.

  1. Вступительная беседа.

Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе XIX века. Вот эти имена: Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Владимир Фёдорович Одоевский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

А.С.Пушкин по праву считается родоначальником нашей классической литературы. Мы с вами знакомились со сказками Пушкина. Давайте вспомним их («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»).

Его последователем и продолжателем по праву можно считать Петра Павловича Ершова, создателя одного из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

П.П.Ершова называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

Слово учителя о профессоре Плетневе.

Давайте перенесёмся на полтора столетия назад, в Петербургский университет. На календаре 1833 год. Только что прозвенел звонок,  и студенты заполнили аудиторию. Профессор словесности   П.А. Плетнёв, зайдя в аудиторию, начал читать:

                 За горами, за лесами,

                 За широкими морями

                 Против неба – на земле

               Жил старик в одном селе.

               У старинушки три сына.

               Старший умный был детина,

               Средний сын и так и сяк,

               Младший вовсе был дурак…              

  На удивление всех слушателей он вместо привычной лекции стал читать стихотворную сказку, в которой рассказывалось о приключениях Иванушки-дурачка и его верного друга – конька «ростом только в три вершка».
Профессор Плетнёв прочитал первую часть сказки. Сначала в аудитории воцарилась тишина, а потом – раздались аплодисменты. На вопрос: «Кто автор этой сказки?» профессор ответил, что автор находится в аудитории. Девятнадцатилетний Петр Ершов, действительно, находился среди студентов. Он очень разволновался, когда услышал своё творение, которое представил П.А.Плетнёву, как курсовую работу по словесности. Так в 1834 году имя Ершова и его сказка стали известны всей         читающей России. Прочитал её и Пушкин. Прочитал и сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

  1. Работа над новой темой.

Что же это был за человек – П.П. Ершов?

Работа с группой литературоведов.

Сейчас самое время предоставить слово литературоведам.

Рассказ ученика о П.П.Ершове. (КАНАН)

П.П.Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове. В 1824 году он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 году отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета. В 1834 году он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех его был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях. Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, - лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести – не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.

Следующий вопрос литературоведам:

-Элементы каких русских народных сказок использовал П.П.Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)

Следующий вопрос литературоведам:

-Элементы каких русских народных сказок использовал П.П.Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)

Итак, «Конёк-горбунок» - литературная сказка.

«Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» - русские народные сказки.

-Чем отличается русская народная сказка от литературной?

Народная

Литературная

1. Автор-народ.

1. Автор-конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

-волшебная

-бытовая

-о животных

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

-А связь между народной сказкой и литературной есть?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

Народность сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.

Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

  1. Физкульминутка.

  VII.   Словарная работа

спальник – придворный чин

бабка- игральная кость

зело – сильно

басурманин – иноземец

каурка – лошадь рыжей масти

лубки – яркие картинки

 седмица – неделя

 острог – тюрьма

 шабалки – шабаш, конец

 льзя – можно

рядиться – торговаться, договариваться

     малахай – длинная, широкая одежда без пояса

Работа со всеми группами.

Перед нами семейная сказка? Докажите ( прочитайте).

Началом сказки является конфликт между младшим братом-дураком и его старшими братьями. Чтобы этот конфликт сделать очевидным, сказочник начинает сказку с известного мотива о том, как трём братьям придётся поймать вора, который повадился каждую ночь в поле пшеницу шевелить.

- Старшие братья исправно сторожили? (Нет. Первый – закопался под сенник, второй – «Всю ночь ходил дозором У соседки под забором».)

Только на третью ночь, когда пришёл черёд идти дежурить младшему брату, Иванушке, вор был пойман. Братья только посмеялись над рассказом Иванушки. Первый сюжетный поворот сразу же возвысил Иванушку-дурачка над старшими братьями, вызвал к нему симпатию. Ведь поймать вора было ох как непросто.

Чтобы помочь своим любимым героям, сказочник даёт им волшебных помощников.

-Какого же волшебного помощника дал Ершов Иванушке в своей сказке? (Конька-горбунка).

Конфликт между братьями и Иваном не единственный в сказке.

-Кто ещё в сказке недолюбливает Ивана? (Спальник).

Это именно по его доносу пришлось Ивану не без помощи, конечно, Конька-горбунка доставить во дворец: Жар-птицу, царь-девицу.

Работа с группой актёров.

Инсценирование отрывка из сказки.

Работа с группой знатоков (викторина).

Сказка прочитана. Насколько внимательно вы читали сказку? Группа знатоков приготовьтесь ответить на мои вопросы.

-Какое отчество у Ивана?

-За сколько братья продали царю коней?

-Сколько лет было царю?

-Сколько лет было царь-девице?

-Сколько жар-птиц прилетало на поле?

-Кто мать царице?

-Кто брат царице?

-Сколько лет пролежал рыба-кит поперёк моря?

-Назовите по порядку котлы, в которых должен был искупаться Иван? (с молоком, с водой варёной, с водой студёной)

 Слово учителя. Завтра, 6 марта, исполняется 200 лет.

Сообщения детей о мероприятиях, посвященных этой дате.

Смотрим марафон чтецов (видео фрагмент)

Продолжение марафона в классе.

VIII.       Итог урока.

-Являясь обладателем волшебного помощника, Иван хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отвечает он грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет).

-Какие человеческие качества присущи Ивану? (добродушие, простодушие, терпимость, доверчивость, искренность)

-Как вы объясните понятия: добродушный и простодушный.

Обратимся к пояснениям в словаре Даля.

Простодушие – это прямодушие, бесхитренность. Простодушный человек – человек искренний, прямая откровенная душа.

Добродушному человеку свойственны добросердие, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию.

Победа младшего брата-дурака – это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности.

Поражение старших братьев, спальника, царя – это поражение грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.

-Нельзя не сказать о концовке. Прочитайте.

Заканчивается сказка концовкой прибауточного характера. Этот особый художественный приём не только вносит комизм, но и обращает внимание на исполнителя, подчёркивая неправдоподобие всего рассказанного с помощью смешения реального и сказочного времён.

-Все группы справились со своими заданиями. Молодцы. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства,  обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...