А.П. Чехов, «Ионыч». Художественное исследование духовного мира личности. Композиция рассказа. Тема гибели человеческой души.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Цели урока:

·         ознакомить учащихся с особенностями художественного метода писателя;

·         раскрыть основные идеи произведения в ходе развития его действия;

·         понять значение портрета, монолога, диалога, авторской речи, выявляющих отношение писателя к герою;

·         развить творческое мышление, умение анализировать и оценивать нравственные качества личности, поступки и поведение людей;

·         научить аргументировать свою точку зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass._ionych.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы.

Тема: А.П. Чехов, «Ионыч».

Художественное исследование духовного мира личности.
Композиция рассказа. Тема гибели человеческой души.

Цели:

  • ознакомить учащихся с особенностями художественного метода писателя;
  • раскрыть основные идеи произведения в ходе развития его действия;
  • понять значение портрета, монолога, диалога, авторской речи, выявляющих отношение писателя к герою;
  • развить творческое мышление, умение анализировать и оценивать нравственные качества личности, поступки и поведение людей;
  • научить аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: текст рассказа, аудиозапись (отрывки из рассказа «Ионыч»).

Тип урока: урок-усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:

  • учащийся определяет тему и проблему, поднятые в рассказе, характеризует героев, выделяя в них основные черты.
  • Оценивает роль художественной детали. Делает выводы об утверждении в них авторского представления о достойной жизни человека.

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний. Беседа.

А) Охарактеризуйте основные этапы творческого пути Чехова.

Б) В чем причине внутреннего оскудения персонажей рассказов Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

В) Привести примеры творческого использования в рассказах художественных деталей.

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 

Слово учителя. Творчество Чехова востребовано на протяжении многих десятилетий. Его произведения активно входят в духовный мир читателя. Писатель затрагивал в своих рассказах актуальные не только для его времени, но и для современности темы нравственной деградации, духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству. Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства, духовного преображения. Но через социальные вопросы обывательщины, пошлости, чинопочитания заставляет читателя и своих героев увидеть, что человек способен строить свою жизнь правдиво, достойно, радостно. Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за все, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, не противостоять жизненным проблемам, среде, гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

Сегодня на уроке мы проследим путь постепенного, непрерывного духовного изменения главного героя рассказа «Ионыча» Дмитрия Ионыча Старцева.

4.        Работу над рассказом можно построить в форме лингвостилистического анализа.

Какова центральная тема рассказа? (протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека).

Какова основная идея произведения? (она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»).

Композиция рассказа: на первый взгляд проста. Пять глав, каждая из которых имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С., семья Туркиных, трудовая деятельность Старцева, неумолимое быстротечное время, внутренний мир главных героев. Эти микротемы раскрываются по-чеховски — повторением художественных деталей.

Как и в любом классическом произведении в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности. Для этого нужно обратиться к тексту. Первые предложения, которые начинают рассказ. Талантливая интеллигентная семья Туркиных, украшение города. Но так ли это? (зачитывается вслух первый абзац рассказа «Ионыч»). Чехов акцентирует внимание читателей на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Анализ первой и второй главы. Каким изображен Старцев в начале первой главы? Обратим внимание на художественную деталь: чтение последнего предложения третьего абзаца рассказа. Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен, но автор акцентирует наше внимание на такую художественную деталь: «Своих лошадей у него не было».

Что увидел Старцев у Туркиных? В чем заключается талант Ивана Петровича Туркина и Веры Иосифовны? Какие два мира предстают перед нами в сцене чтения Верой Иосифовной своего романа? (приведите примеры из текста рассказа). Примерные ответы: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки… — читала о том, чего никогда не бывает в жизни. А доктору Старцеву слушать было приятно, удобно и в голову шли все такие хорошие и покойные мысли, не хотелось вставать». Таланты Ивана Петровича показаны через авторское восприятие: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи сам решал же их, и все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…».

Как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? (найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте вслух).

Вывод: мы видим через основные художественные детали, что в городе С. скучная и однообразная жизнь. В самой «приятной» семье люди бездарные, неталантливые. Старцев доволен вечером, проведенном у Туркиных, не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами и жизненными взглядами.

Анализ второй главы.

Время — важная художественная деталь. Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Эпизод свидания на кладбище Старцева и Катерины Ивановны — это центральный эпизод, одна из самых поэтичных картин в рассказе. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком. Чтение отрывка «Старцев на кладбище». Получив записку о свидании, Дмитрий Иваныч-Ионыч ни минуты не сомневается, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости: «…так думал Старцев, бродя в клубе около столов. А в половине одиннадцатого взял и поехал». Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью : «…у него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатно жилетке».

С одной стороны, Старцев, оказавшись на кладбище, способен отозваться на красоту природы. Его душе как бы приоткрылась тайна бытия. Кажется, вот-вот он должен задуматься, проникнуться философским настроением, задуматься над вечными проблемами жизни и смерти. «Уже было темно, как в осеннюю ночь, и Старцев часа полтора бродил, отыскивая переулок, где оставил своих лошадей. Он, только что переживший прекрасные, неповторимые в жизни минуты, с наслаждением сел в коляску». И таким диссонансом звучат его трезвые прозаические слова и мысли:  «Я устал — сказал он и подумал — не надо было бы полнеть». И становится грустно оттого, что когда-то Старцев прекрасную весеннюю ночь бодрой походкой шагал в Дялеж, беззаботно улыбаясь и напевая всю дорогу.

5) Продолжение аналитической беседы. Третья глава.

Каким изображен Старцев в начале главы? Что в начале третьей главы мешает Старцеву сделать предложение Котику? Почему не состоялась любовь Ионыча и Котика? Каким изображен Старцев в четвертой главе? Как характеризуют Старцева его увлечения? Рассматривание и подсчет денежных купюр, заработанных за день. Что увидел Ионыч в Туркиных спустя четыре года? Как Чехов передает атмосферу неподвижности, застоя в жизни Туркиных?

6) Работа в группах. Первая группа. Можно ли утверждать , что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если да, то каким именно? Сравните первую и четвертую главы. Каков духовный мир и духовные взгляды Дмитрия Ионыча Старцева? Вторая группа. Найдите в тексте рассказа своеобразные вехи, по которым можно определить рост материального благосостояния доктора Старцева и параллельно — его моральное и духовное опустошение. Третья группа. Какова роль пейзажа в рассказе?

6) Рефлексия. Подведение итогов урока. Внимательное чтение текста убеждает нас в том, что не нужно поддаваться влиянию обывательской среды. Следует вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь. Беречь в себе человеческое. Бояться жажды наживы.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключило его из числа живых людей, лишило способности думать и чувствовать. Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь.

Домашнее задание. 1) Написать сочинение-миниатюру на тему: «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?».

2) Опережающее задание. Подготовить литературные визитки о развитии драматургического конфликта пьес А.П. Чехова «Чайка», «Три сестры» и «Дядя Ваня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.П. Чехов "Ионыч". Композиция рассказа (урок литературы в 10 классе).

Основная задача урока: проследить, как проявилось мастерство Чехова - рассказчика в композиции рассказа, его умение рассказать о жизни героя и целого города всего на нескольких страницах; какими худож...

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Целью данного  урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...

Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представлени...

Урок "Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».10 класс

Урок по  произведению А.П. Чехова "Ионыч"...

Тема гибели человеческой души в рассказе "Ионыч"

Цель урока: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес з...