Лермонтов М.Ю. Стихотворения "Листок" и "Утёс". Темы одиночества и странничества, красоты и гармонии. 6 кл.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Колотухина Елена Владимировна

Рабочие материалы к уроку литературы в 6 кл.: конспект урока и презентация для интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.26.79 КБ
Файл Презентация к уроку.2.8 МБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утёс». Тема одиночества и странничества, красоты и гармонии.

Цели: 

  • ознакомить уч-ся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова;
  • выявить мотивы стихотворений, раскрыть их художественные особенности;
  • продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учётом его смысла и чувств,  а также навыкам анализа поэтического текста;
  • воспитывать умение наслаждаться поэзией, развивать творческие способности уч-ся.

Оборудование:

портрет М.Ю.  Лермонтова, дубовый листок;

репродукция картины   И. Шишкина «На севере диком…»;

презентация для интерактивной доски.

Тип урока: комбинированный.

Теория литературы: антитеза.

Ход урока.

  1. Оргмомент:   проверка готовности к уроку; приветствие; отсутствующие.

  1. Проверка д/з:                                              (слайд 2)
  • Письменный анализ стихотворения «Три пальмы» - проверка и обсуждение;
  • 2-3 учащихся  рассказывают  отрывок «Три пальмы» наизусть.

- Удалось ли вашим одноклассникам передать интонацией чувства и переживания поэта?

- Кому это удалось в большей степени? За счёт чего?

  1. Актуализация опорных знаний            (слайд 2)

-Кто автор прозвучавшего стихотворения?

-Что вы о нём знаете?

  1. Мотивация учебной деятельности       (слайд 3)

Сегодня  мы  принесли на урок дубовый листок.

-Что вы можете о нём сказать? Какой он?

-Можно ли посвятить этому листку стихотворение?

- О чём бы вы в нём написали?

  1. Постановка целей  и задач урока.

  1. Работа по теме урока                               (слайд 1)

Учитель:    Поэзия М.Ю. Лермонтова многих пленяет своей красотой и человечностью. Сегодня нам предстоит знакомство с новыми произведениями поэта. У каждого своя история, свой голос, свои мысли и своя интонация.

  1. Выразительное чтение учащимися стихотворения «Листок» молча                                              (слайд 4)

  1. Анализ стихотворения                (слайд 4)

- О чём это стихотворение?

-Что хотел рассказать нам Лермонтов? Какую историю?

                    Словарная работа                        (слайд 5)        

Чинара - дерево, восточный платан.

                                                         

-Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими?  (Листок замёрзший, убитый горем, потому что он далеко от родины; чинара -  высокомерна, молода, избалована).

-Откуда дубовый листок? (С севера.)

-А где растёт чинара?  (На юге.)

  1. Теория литературы                       (слайд 6)

-Что такое антитеза?

-Найдём эти противопоставления в стихотворении. (Север-юг, две стихии - небо и земля.)

-Что подчёркивается при помощи антитезы?  (Невозможность их соединения, мотив одиночества.)

-Всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту?

-На чьей стороне симпатии читателя?  (На стороне пыльного листка, тоскующего по  родине.)

  1. Выразительное чтение стихотворения «Листок» по ролям (4 уч-ся: автор, дубовый листок, чинара).

Продумайте интонацию стихотворения.

  1. «Творческая лаборатория»          (слайд 3)
  • Нарисуйте дубовый листок.
  • На его  изгибах напишите название чувств и эмоций, которые, по вашему мнению, испытывал поэт, когда писал это стихотворение.
  • Поменяйтесь тетрадями.
  • Правильно ли вы почувствовали настроение автора?

  1. «Картинная галерея»                      (слайд 7)
  • Рассмотрите картину И. Шишкина «На севере диком…».  Какое чувство оно у вас вызывает?
  • Какие краски использовал художник? Почему, для чего?
  • Как вы думаете, почему художник так назвал картину?

                                                                                  (слайд 8)

 -Какие мотивы звучат в этом стихотворении?  (Одиночества и странничества.)

-Почему стихотворение называется «Листок»?  (Автор подчеркнул тему одиночества и мотив странничества.)

-О чём рассказал автор вам - о ЛИСТКЕ, о ЛЮДЯХ, о ПОКОЛЕНИИ?

-Есть ли будущее у листка? Подтвердите строчками самого стихотворения.

Вывод:

В стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

  1. Выразительное чтение стихотворения «Утёс»  (слайд 9)

  1. Фонохрестоматия.

  1. Беседа. Анализ стихотворения «Утёс».

-Что объединяет стихотворения «Утёс»  и «Листок»?  (Мотив одиночества, который сопряжён со страданием, горем, задумчивостью и предопределённостью судьбы.)

-Какие образы создал автор в этом стихотворении? (Образ золотой тучки и утёса - великана.)

-Можно ли что-то сказать о характерах этих образов? Какие они? -Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение?   (Тучка - весёлая, маленькая (молодая): тучка, а не ТУЧА, играет; умчалась; лёгкая, беззаботная, беспечная. Утёс - великан, старый (в морщине), грустный (плачет), одинокий.)

-Почему плачет утёс? О чём он задумался?

-Можно ли помочь старому утёсу? Что можно предложить, чтобы он не грустил?

  1. Устное словесное рисование утёса и тучки.

  1. «Это интересно».

Советский писатель А. Приставкин первую строчку стихотворения «Утёс» взял в качестве названия своего прозаического произведения, рассказывающего о страшных годах взросления детей – сирот и их одиночестве.

  1. Рефлексия                                       (слайд  10)

-Какое стихотворение понравилось вам больше и почему?

Какие бы вы создали образы, если бы писали на тему одиночества?

-К каким выводам мы приходим, читая и анализируя произведения, где главной темой проходит тема одиночества? (1. Плохо, когда одиноко, надо иметь друзей. 2. Помоги тому, кому одиноко.)

  1. Д/з                                                                 (слайд 11)
  • Выучить одно из стихотворений (по желанию) наизусть.
  • Анализ стихотворения по схеме.
  • Наличие тетради для творческих работ на следующем уроке.

Использованная литература:

И.Л. Челнышева. Литература. 6 класс. Планы - конспекты уроков. – Р.-на-Дону, 2015.

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.: М., ВАКО, 2014.

Фонохрестоматия:     http://muzofon.com/search


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок» и «Утёс». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Проверка д/з Анализ стихотворения «Три пальмы». Кто автор стихотворения? Что вы о нём знаете? Отрывок наизусть.

Слайд 3

Что можно сказать об этом листке? Какой он?

Слайд 4

Чтение и анализ стихотворения «Листок» О чём это стихотворение? Что хотел рассказать нам Лермонтов? Какую историю?

Слайд 5

Словарная работа Чинара - восточный платан, высокое листопадное дерево с густой широкой кроной. Ствол до 50 метров в высоту и до окружность до 18 метров .

Слайд 6

Теория литературы Антитеза - противопоставление . Найдём эти противопоставления в стихотворении. Что подчёркивается при помощи противопоставления? На чьей стороне ваши симпатии?

Слайд 7

«Картинная галерея» Какие чувства вызывает у вас картина Шишкина? Какие краски использовал художник: тёплые или холодные? Почему? Для чего? Почему картина так называется? И . Шишкин «На севере диком…»

Слайд 8

Выводы О чём рассказал автор- о листке, о людях или о поколении? Есть ли будущее у листка? Закройте глаза и представьте себя на месте сосны или пальмы… Помечтайте. Какой образ вы выбрали? Почему? О чём мечтали в этом образе?

Слайд 9

«Утёс» Что объединяет стихотворение «Утёс» и «Листок»? Какие образы создал автор? Почему плачет утёс? О чём он задумался? Можно ли помочь старому утёсу?

Слайд 10

Итоги урока Какое стихотворение вам понравилось больше и почему? Какие бы вы создали образы, если бы писали на тему одиночества? К каким выводам мы приходим, читая и анализируя произведения, где главной темой проходит тема одиночества?

Слайд 11

Домашнее задание Одно из стихотворений выучить наизусть. Анализ стихотворения по схеме. Наличие тетради для творческих работ по литературе.

Слайд 12

Использованная литература: И.Л. Челнышева . Литература. 6 класс. Планы- конспекты уроков. – Р.-на-Дону, 2015. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .: М., ВАКО, 2014. Фонохрестоматия: http ://muzofon.com/search


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие математического кружка по теме Симметрия. Красота и гармония.

«Мир полон удивительной красоты и благородства, которые вы должны открывать прежде всего сами. Нужно учиться видеть и слышать, готовиться к встрече с чудом»....

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...

Презентация на тему "Разрушение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы""

Презентация может быть использована при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Три пальмы" в 6 классе....