Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Щукина Анастасия Михайловна

Рабочая программа по русскому языку и литературе для 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx40.62 КБ
Файл rus.yaz_9kl.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  литературе для 9 класса разработана на основе Примерной программы общего образования по предмету «Литература», соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе 2014г., примерной программы общего образования по литературе (сборник нормативных документов. Литература/ сост.В. Я Коровина – 21-е изд., М-«Просвещение» 2014г.)

Рабочая программа составлена для    общеобразовательного   класса в соответствии с учебным планом «Салтыковской ОШ» - филиал МКОУ «Придорожная СШ» имени А. С. Новикова – Прибоя на 2015-2016 учебный год на 68 часов из расчета 2 часа в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК по учебному предмету «Русский язык», соответствующему Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора школы № 57/1  от 29.06.2015г «Об утверждении учебников, используемых в образовательном процессе»:

полные данные УМК:

  1. Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс» Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011

Цель:

– обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. 

Задачи:

  • воспитание  духовно  развитой  личности,  обладающей  гуманистическим  мировоззрением национальным и общероссийским гражданским  сознанием,  чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом  основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.)
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы  в повседневной жизни и учебной деятельности.

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

 

  • Текущий контроль в виде проверочных, самостоятельных работ и тестов;
  • Итоговый контроль в виде контрольных работ.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен:

Знать/понимать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия:  литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения,  средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет,   автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, литературная критика.
  • проблему изученного произведения;
  • связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
  • духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
  •  образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
  • эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.

Уметь:

  • уметь  анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
  • определять авторскую позицию в произведении;
  • формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
  • выразительно читать тексты разных типов;
  • воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
  • уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Содержание материала:

Наименование раздела

Количество часов

В том числе на контрольные работы.

1

Древнерусская литература

4

1

2

Русская литература 18 века

8

1

3

Шедевры русской литературы 19 века

20

1

4

Литература 20 века

20

1

5

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков

8

1

6

Из зарубежной литературы

8

1

Итого

68

6

Календарно – тематическое планирование:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки детей

Форма контроля

Дата

По плану

По факту

Древнерусская литература

1

Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

ИНЗ

Знать: образная природа словесного иск-ва, роль лит-ры в общественной и культурной жизни, уметь составлять монологическое высказывание

УО

2

Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа «Слова». Открытие «Слова»

1

ИНЗ

Знать: жанры лит-ры Др. Руси, ее характер,  открытие «Слова», издание, историческая основа «Слова», уметь толковать значение слов, уметь составлять таблицу, выделять главное в предложенной информации

УО

3

Художественные особенности «Слова» : самобытность содержания, специфика жанра, образов, композиции, языка.

1

ИНЗ

Знать о содержании «Слова…», особенностях жанра, композиции, языка произв., уметь составлять словарь, находить средства выразительности, наблюдать особенности композиции, составлять план, характеризовать образы

УО

4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. Проблема авторства «Слова».

1

ИНЗ

Знать: жанр и композицию произв.,  худ. своеобр. «Слова».Уметь: формул. идею произв., уметь характеризовать героев, рассказывать о композиции «Слова», сопоставлять произведения

СМ

Русская литература 18 века

5

Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма. М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о божием величестве…» Особенности содержания и формы.

1

ИНЗ

Знать: классицизм как литературное направление, черты направления. Уметь составлять таблицу, систематизировать знания

УО

6

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, жизни и просвещения.

1

ИНЗ

Знать: прославление Родины, мира, просвещения, науки (авт. позиция), жанр оды, комп. особенности, метафоры. Умение находить черты жанра оды, метафоры, толковать метафоры, устар. слова

УО

7

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливой власти в стихотворении «Властителям и судьям».

1

ИНЗ

Знать:  жанр гневная ода, тема власти в стихотворении, уметь анализ. стих. «Властителям и судиям»

УО

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство.

1

ИНЗ

Знать: тема поэта и поэзии в стих. «Памятник» (авт. позиция), лирический герой Державина, новаторство поэта

УО

9

А.Н. Радищев. Слово о писателе.«Путешествие из Петербурга в Москву»(главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос.

1

ИНЗ

Знать: отражение в произв. быта и нравов России, антикрепостнический пафос произв., уметь определять авт. позицию, высказывать свое мнение

УО

10

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

ИНЗ

Знать: жанр произв., особенности повествования, уметь наблюдать жанровые особенности произв., особенности повествования

УО

11

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень»  как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о писателе, сентиментализм как литературное направление, «Осень» как произведение сентиментализма, авторская позиция в «Осени», гуманистический пафос в «Бедной Лизе»

УО

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

ИНЗ

Знать: «Бедная Лиза» как произв. сентиментализма, образы Лизы и Эрата, уметь характеризовать героев, определять авторскую позицию

СМ

Шедевры русской литературы 19 века

13

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». 

1

ИНЗ

Знать: общую хар-ка рус. лит. данного периода, понятие реализма и романтизма, уметь систематизировать знания, составлять таблицу

Знать: краткие сведения о жизни поэта, черты романтизма в данных стих., лирический герой в стихот., образ моря, жанр элегии, средства выразительности.

УО

14

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».

1

ИНЗ

Знать: жанровые особенности баллады, сюжет произведения

УО

15

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга

1

ИНЗ

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова

УО

16

А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

1

ИНЗ

Знать :  жанр комедии, содержание

УО

17

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. 

1

ИНЗ

Знать: осн. этапы жизни, творч. пути Пушкина

УО

18

А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода

1

ИНЗ

Знать: особенности лирики петербургского периода,

УО

19

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

1

ИНЗ

Знать: образы Онегина, столичное дворянства, типическое и индивидуальное, уметь анализировать текст, характеризовать героев

УО

20

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.  Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

ИНЗ

Знать: этапы жизни и творч-ва поэта, осн. мотивы лирики: свобода и одиночество, уметь анализировать стихотв. (частично), составлять хронол. таблицу

УО

21

Эпоха безвременья в лирике М.Ю Лермонтова. «Дума», «Предсказанье». Тема России и её своеобразие. «Родина». 

1

ИНЗ

Знать: осн. признаки эпохи, раздумья поэта о поколении, о Родине, лирический герой, 

УО

22

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. 

1

ИНЗ

Знать: роман, психологический роман, композиция романа «Герой нашего времени»,

УО

23

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

1

ИНЗ

Знать:  краткие сведения о жизни и творчестве писателя, проблематика и поэтика первых сборников Гоголя, уметь выделять главное

УО

24

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. 

1

ИНЗ

Знать: замысел, история создания произведения, жанр, 

УО

25

А.Н.Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. 

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о писателе, содержание пьесы «Бедность не порок», 

УО

26

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

ИНЗ

Знать: жанр комедии, влияние любви на героев пьесы, уметь анализировать развитие сюжета, 

УО

27

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве писателя, тип петербургского мечтателя, 

УО

28

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. 

1

ИНЗ

Знать: роль истории Настеньки в романе, содержание и смысл «сентиментальности, 

УО

29

Л.Н.Толстой. Слово о писателе.«Юность». 

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни писателя, образ главного героя трилогии, 

УО

30

Формирование личности героя повести «Юность», его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. 

1

ИНЗ

Знать:  образ главного героя трилогии, его внутренний мир, 

УО

31

А.П.Чехов. Слово о писателе». «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве поэта,  образ «маленького человека», отношение автора к нему, эволюции образа в русской литературе, уметь анализировать рассказ

УО

32

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

ИНЗ

Знать: жанровые особенности рассказа,  образ города в рассказе

СМ

Литература 20 века.

33

Русская литература ХХ века.

1

ИНЗ

Знать: богатство и разнообр. жанров и направлений рус. литературы ХХ в.

УО

34

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве писателя, содержание произв., авторская позиция, образы героев, уметь анализировать эпизод

УО

35

А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края..», «О, я хочу безумно жить..». 

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве поэта, авторская позиция в произв., 

УО

36

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано..», «Край ты мой заброшенный…»

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни поэта, образ Родины в лирике Есенина, уметь  анализировать стихотворения 

УО

37

С.А. Есенин. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». 

1

ИНЗ

Знать: авторская позиция в произведениях, народно-песенная основа стихотворений, уметь оценивать чтение, 

УО

38

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. 

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве поэта, новаторство Маяковского, 

УО

39

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». 

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве поэта, авторская позиция в стихотворениях, особенности поэтики Цветаевой, уметь анализировать стихотворения 

УО

40

М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

ИНЗ

Знать: образ Родины, традиции и новаторство в творчестве

УО

41

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве поэта, тема любви в поэзии Ахматовой, 

УО

42

А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

ИНЗ

Знать:  тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой, уметь анализировать стихотворения

УО

43

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта.

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения  о жизни и творчестве поэта, философские размышления поэта авторская позиция в произведениях, уметь анализировать стихотворение 

УО

44

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа.

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве писателя, образ главного героя, авторская позиция в произведении, смысл названия рассказа, уметь давать характеристику

УО

45

Особенности авторского повествования в рассказе судьба человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

1

ИНЗ

Знать: особенности повествования, композиция, автор и рассказчик, сказ, роль пейзажа, реалистическая типизация, реализм, уметь анализировать эпизод, наблюдать над композицией произв.

УО

46

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена»,

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве поэта, философские размышления поэта, авторская позиция в стихотворениях, уметь анализировать стихотворения, создавать творческую работу

УО

47

«Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всем мне хочется дойти до…».

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве поэта, философские размышления поэта, авторская позиция в стихотворениях, уметь анализировать стихотворения, создавать творческую работу

УО

48

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве поэта, образ Родины и природы в стихотворениях, уметь выр. читать, определять авт. позицию, высказывать свою точку зрения, рецензировать, создавать творч. работу

УО

49

А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и природе. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне.

1

ИНЗ

Знать: авторская позиция и способы её реализации в стихотворении «Я убит подо Ржевом»,  проблематика стихотворений о войне, уметь анализировать стихотворение

УО

50

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни писателя, образ послевоенной деревни, рассказчика, тема праведничества, уметь анализировать эпизод

УО

51

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

ИНЗ

Знать: образ Матрены, жанр произведения, уметь анализировать эпизод, давать характеристику)

УО

52

Контрольная работа  по произведениям  второй половины ХIХ и ХХ века.

1

ИНЗ

Знать: основные факты из жизни и творчества изученных  писателей, проблематику и идейное своеобразие произведений.

СМ

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков.

53

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков. А. С. Пушкин

1

ИНЗ

Знать: темы и идейно-художественное своеобразие русских песен и романсов на стихи русских поэтов, уметь определять темы и авторскую позицию, наблюдать худ. Особенности произ.

УО

54

Е. А. Баратынский. Ф. И. Тютчев

1

ИНЗ

Знать: темы и идейно-художественное своеобразие русских песен и романсов на стихи русских поэтов, уметь определять темы и авторскую позицию, наблюдать худ. Особенности произ.

УО

55

М. Ю. Лермонтов. А. К. Толстой.

1

ИНЗ

Знать: темы и идейно-художественное своеобразие русских песен и романсов на стихи русских поэтов, уметь определять темы и авторскую позицию, наблюдать худ. Особенности произ.

УО

56

А. А. Фет. В. А. Сологуб.

1

ИНЗ

Знать: темы и идейно-художественное своеобразие русских песен и романсов на стихи русских поэтов, уметь определять темы и авторскую позицию, наблюдать худ. Особенности произ.

УО

57

А. А. Сурков. К. М. Симонов

1

ИНЗ

Знать: темы и идейно-художественное своеобразие русских песен и романсов на стихи русских поэтов, уметь определять темы и авторскую позицию, наблюдать худ. Особенности произ.

УО

58

Н. А. Заболоцкий. М. Л. Матусовский.

1

ИНЗ

Знать: темы и идейно-художественное своеобразие русских песен и романсов на стихи русских поэтов, уметь определять темы и авторскую позицию, наблюдать худ. Особенности произ.

УО

59

Б. Ш. Окуджава.

1

ИНЗ

Знать: темы и идейно-художественное своеобразие русских песен и романсов на стихи русских поэтов, уметь определять темы и авторскую позицию, наблюдать худ. Особенности произ.

УО

60

В. С. Высоцкий.

1

ИНЗ

Знать: темы и идейно-художественное своеобразие русских песен и романсов на стихи русских поэтов, уметь определять темы и авторскую позицию, наблюдать худ. Особенности произ.

УО

Из зарубежной литературы

61

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…»

1

ИНЗ

Знать: античная литература, краткие сведения о жизни и творчестве Катулла, Горация, авторская позиция в стих. поэтов и способы её реализации, античное наследие в русской литературе, уметь определять авторскую позицию, прослеживать связи русской и античной литературы

УО

62

Античная лирика. Катулл. «Нет, не надейся приязнь заслужить..».

1

ИНЗ

Знать: античная литература, краткие сведения о жизни и творчестве Катулла, Горация, авторская позиция в стих. поэтов и способы её реализации, античное наследие в русской литературе, уметь определять авторскую позицию, прослеживать связи русской и античной литературы

УО

63

Квинт Гораций Флакк

1

ИНЗ

Знать: античная литература, краткие сведения о жизни и творчестве Катулла, Горация, авторская позиция в стих. поэтов и способы её реализации, античное наследие в русской литературе, уметь определять авторскую позицию, прослеживать связи русской и античной литературы

УО

64

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы ,её универсально- философский характер.

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни поэта, поэма «Божественная комедия» (содержание), множественность смыслов, философские обобщения в произв., уметь составлять тезисы

УО

65

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».( обзор с чтением отдельных глав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о жизни творчестве писателя, эпоха Возрождения, содержание трагедии «Гамлет», образ Гамлета, конфликт Гамлета с веком, уметь анализировать эпизод,  уметь работать со словарем

УО

66

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

ИНЗ

Знать: образ Гамлета и образ Офелии, взаимоотношения героев, философский характер произв., вечный образ мировой литературы, уметь анализировать эпизод

УО

67

И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

1

ИНЗ

Знать: краткие сведения о поэте, эпоха Просвещения, философская трагедия, конфликт в произведении, авторская позиция в произведении, уметь составлять тезисы

УО

68

Итоговый урок

1

ОНЗ

СМ

Список литературы:

Учебники

Учебно – методические пособия

Медиаресурсы

1.Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс» Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011

Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс» Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011

Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 9 класс» ( формат МРЗ).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе Примерной программы общего образования по предмету «Русский язык», соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку 2014г., примерной программы общего образования по русскому языку (сборник нормативных документов. Русский язык/ сост. Т. А. Ладыженская. Л. А. Тростенцова,– 4-е изд., – М.: «Просвещение», 2007г)

Рабочая программа составлена для    общеобразовательного   класса в соответствии с учебным планом «Салтыковской ОШ» - филиал МКОУ «Придорожная СШ» имени А. С. Новикова – Прибоя на 2015-2016 учебный год на 102 часа из расчета 3 часа в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК по учебному предмету «Русский язык», соответствующему Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора школы № 57/1  от 29.06.2015г «Об утверждении учебников, используемых в образовательном процессе»:

полные данные УМК:

  1. Т. А. Ладыженская. Л. А. Тростенцова, Русский язык 9 класс – М.: «Просвещение»,     2014г.

Цель:

 - выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности. 

Задачи:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

 

  • Текущий контроль в виде проверочных самостоятельных работ и тестов;
  • Тематический контроль в виде контрольных работ
  • Итоговый контроль в виде контрольных работ

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;

уметь:

  • обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
  • определять стиль и тип текста;
  • соблюдать все основные нормы литературного языка;
  • находить  в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
  • обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
  • находить пунктуационные ошибки;
  • производить пунктуационный разбор предложения;
  • находить в словах изученные орфограммы;
  • уметь обосновывать их выбор;
  • правильно писать слова и изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • производить орфографический разбор слова;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • определять стиль и тип текста;
  • создавать тексты разных стилей и типов речи;
  • подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
  • составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи)
  • писать сочинения публицистического характера;
  • писать заявление, автобиографию;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;
  • свободно и грамотно говорить на заданные темы;
  • соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Содержание материала:

Наименование раздела

Кол-во часов

В том числе на:

Контрольные работы

Практические работы

1

Повторение

12

1

2

Сложное предложение. Культура речи

10

1

3

Сложносочиненное предложение

15

1

4

Сложноподчиненное предложение

27

2

5

Бессоюзные сложные предложения

15

1

6

Сложные предложения с различными видами связи

9

1

7

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

14

1

Итого

102

8

Календарно – тематическое планирование:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки детей

Форма контроля

Дата

По плану

По факту

Повторение

1

Устная и письменная речь

1

Комбинированный

Знать: устная и письменная речь, монолог, диалог,  текст, типы текстов, жанры текстов и стили речи,

Уметь:  определять тип  и стиль текста жанр, уметь созвать монолог и диалог устно и письменно.

Знать: виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений, способы выражения сказуемого в односоставном предложении, виды сказуемого.

Знать: понятие обособления, интонация обособления, виды обособленных членов, условия обособления, уметь находить и выделять обособленные члены предложения, объяснять обособление.

Знать: обращения, вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению,  правила выделения обращений, вводных слов, вставных конструкций, уметь находить и выделять на письме обращения, вводные слова, вставные конструкции,

УО

2

Устная и письменная речь

1

Комбинированный

УО

3

Монолог, диалог

1

Комбинированный

УО

4

Монолог, диалог

1

Комбинированный

УО

5

Стили языка

1

Комбинированный

УО

6

Стили языка

1

Комбинированный

УО

7

Простое предложение и его грамматическая основа

1

Комбинированный

УО

8

Простое предложение и его грамматическая основа

1

Комбинированный

УО

9

Предложение с обособленными членами

1

Комбинированный

УО

10

Предложение с обособленными членами

1

Комбинированный

УО

11

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

1

Комбинированный

УО

12

Обобщение знаний по разделу.

Диктант

1

ОНЗ

КР

Сложное предложение. Культура речи.

13

Понятие о сложном предложении

1

ИНЗ

Знать: сложное предложение, отличие простого предложения от сложного, уметь отличать простое предложение от сложного, составлять схемы.

Знать: союзные и бессоюзные сложные предложения, БСП, ССП,СПП, средства связи в союзных и бессоюзных сложных предложениях, уметь разграничивать союзные и бессоюзные сложные предложения, БСП, ССП, СПП

Знать: знаки препинания в сложном предложении, условия расстановки знаков препинания, уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении

Знать: дневниковые записи, описание архитектурного сооружения, уметь составлять монолог в форме дневниковой записи, описывать архитектурное сооружение

УО

14

Понятие о сложном предложении

1

Комбинированный

УО

15

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

ИНЗ

УО

16

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

Комбинированный

УО

17

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

Комбинированный

СМ

18

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

1

ИНЗ

УО

19

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

1

Комбинированный

УО

20

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

1

Комбинированный

СМ

21

Интонация сложного предложения

1

ИНЗ

УО

22

Обобщение знаний по разделу.

Диктант

1

ОНЗ

КР

Сложносочиненные предложения.

23

Понятие о ССП

1

ИНЗ

Знать: ССП, смысловые отношения в ССП, уметь находить ССП, смысловые отношения между частями   предложений.

Знать: ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами, смысловые отношения между частями предл., уметь определять вид ССП, смысловые отношения между частями.

Знать: знаки препинания в ССП, условия их постановки, уметь расставлять знаки препинания в ССП, объяснять причины их расстановки, отличать ССП от пр. предл.  с однородными членами

Знать: синт. и пункт. разборы ССП, уметь делать синт. и пункт. разбор ССП.

УО

24

Понятие о ССП

1

Комбинированный

УО

25

Смысловые отношения в ССП

1

ИНЗ

УО

26

Смысловые отношения в ССП

1

Комбинированный

СМ

27

ССП с соединительными союзами

1

ИНЗ

УО

28

ССП с соединительными союзами

1

Комбинированный

УО

29

ССП с разделительными союзами

1

ИНЗ

УО

30

ССП с разделительными союзами

1

Комбинированный

УО

31

ССП с противительными союзами

1

ИНЗ

УО

32

ССП с противительными союзами

1

Комбинированный

СМ

33

Разделительные знаки препинания между частями ССП

1

ИНЗ

УО

34

Разделительные знаки препинания между частями ССП

1

Комбинированный

УО

35

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

1

ИНЗ

УО

36

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

1

Комбинированный

УО

37

Обобщение знаний по разделу.

Диктант

1

ОНЗ

КР

Сложноподчиненное предложение

38

Понятие о СПП

1

ИНЗ

Знать: СПП, средства связи в СПП предложении, от чего зависит придаточное, уметь находить СПП, главную и придаточную часть, средства связи, от чего зависит придаточное

Знать: место придаточного предложения, условия расстановки знаков препинания в СПП, уметь определять главную и придаточную часть,  место придаточного по отношению к главному, расставлять зн. Преп. В СПП, обосновывать расстановку знаков препинания в СПП

Знать: красноречие и его виды, строение и языковые особенности, уметь строить монологическое высказывание.

Знать: союзы и союзные слова, их отличие, приемы различения омонимичных союзов и союзных слов, уметь находить и отличать союзы и союзные слова.

Знать: указательные слова в СПП, из роль в предложении, уметь находить указательные слова, определять их роль в предл.

Знать: основные виды СПП, их признаки, СПП с придаточными определительными их признаки, уметь находить СПП с прид. определительным, заменять его синонимической конструкцией, расставлять знаки препинания в СПП с придаточным определительным.

Знать: СПП с придаточными определительными их признаки, уметь находить СПП с прид. определительным, определять структуру предложения, заменять его синонимической конструкцией, расставлять знаки препинания в СПП с придаточным определительным, обосновывать расстановку знаков препинания.

Знать: СПП с придаточным изъяснительным, отличать от омонимичных конструкций, уметь находить СПП с прид. изъясн., определять его структуру, обосновывать расстановку знаков препинания

Знать: СПП, его структура и виды, правила расстановки знаков препинания в СПП, уметь анализировать СПП, расставлять знаки препинания в СПП

УО

39

Понятие о СПП

1

Комбинированный

УО

40

Место придаточного предложения по отношению к главному.

1

ИНЗ

УО

41

Место придаточного предложения по отношению к главному.

1

Комбинированный

УО

42

Знаки препинания в СПП

1

ИНЗ

УО

43

Знаки препинания в СПП

1

Комбинированный

СМ

44

Союзы и союзные слова в СПП

1

ИНЗ

УО

45

Союзы и союзные слова в СПП

1

Комбинированный

УО

46

Союзы и союзные слова в СПП

1

Комбинированный

УО

47

СПП с придаточным определительным

1

ИНЗ

УО

48

СПП с придаточным определительным

1

Комбинированный

УО

49

СПП с придаточным изъяснительным

1

ИНЗ

УО

50

СПП с придаточным изъяснительным.

Диктант

1

Комбинированный

УО

51

СПП с придаточными обстоятельственными

1

ИНЗ

УО

52

СПП с придаточными обстоятельственными

1

Комбинированный

СМ

53

СПП с придаточными времени и места.

1

ИНЗ

УО

54

СПП с придаточными времени и места.

1

Комбинированный

УО

55

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

1

ИНЗ

УО

56

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

1

Комбинированный

УО

57

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

1

Комбинированный

СМ

58

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

1

ИНЗ

УО

59

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

1

Комбинированный

УО

60

Синтаксический разбор СПП

1

ИНЗ

УО

61

Синтаксический разбор СПП

1

Комбинированный

УО

62

Синтаксический разбор СПП

1

Комбинированный

СМ

63

Пунктуационный разбор СПП

1

ИНЗ

УО

64

Обобщение знаний по разделу. Диктант

1

ОНЗ

УО

Бессоюзные сложные предложения

65

Понятие о БСП

1

ИНЗ

Знать: БСП, особенности интонации в БСП, уметь определять БСП, правильно  произносить БСП с разными смысловыми отношениями частей

Знать:   правила постановки запятой и точки запятой в БСП, уметь определять смысловые отношения между частями БСП, правильно произносить БСП, отличать от БСП с перечислит. интонацией простое предл. с одн. членами, расставлять знаки препинания в БСП, объяснять выбор знаков преп.

Знать:   правила постановки двоеточия в БСП, уметь определять смысловые отношения между частями БСП, правильно произносить БСП,  расставлять знаки препинания в БСП, объяснять выбор знаков препинания

Знать: синтаксический и пунктуационный разбор БСП, уметь делать синт. и пункт. разборы БСП

УО

66

Понятие о БСП

1

Комбинированный

УО

67

Интонация в БСП

1

ИНЗ

УО

68

Интонация в БСП

1

Комбинированный

УО

69

БСП со значением перечисления

1

ИНЗ

УО

70

БСП со значением перечисления

1

Комбинированный

СМ

71

Запятая и точка с запятой в БСП

1

УО

72

Запятая и точка с запятой в БСП

1

ИНЗ

УО

73

БСП со значением причины, пояснения, дополнения

1

Комбинированный

УО

74

Двоеточие в БСП

1

ИНЗ

УО

75

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

1

Комбинированный

УО

76

Тире в БСП

1

ИНЗ

УО

77

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

1

ИНЗ

УО

78

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

1

Комбинированный

ПР

79

Обобщение знаний по разделу.

Диктант.

1

ОНЗ

КР

Сложные предложения с различными видами связи

80

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

1

ИНЗ

Знать: сложное предложение с разными видами связи, уметь определять структуру сложного предложения с разными видами связи, расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Знать: синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с разными видами связи, уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении.

Знать: сложное предложение с разными видами связи, уметь определять структуру сложного предложения с разными видами связи, расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

УО

81

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

1

Комбинированный

УО

82

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

1

ИНЗ

УО

83

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

1

Комбинированный

УО

84

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

ИНЗ

УО

85

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

Комбинированный

СМ

86

Публичная речь

1

ИНЗ

УО

87

Публичная речь

1

Комбинированный

УО

88

Обобщение знаний по разделу.

Диктант

1

ОНЗ

КР

Повторение и систематизация изученного в 5 – 8 классах

89

Фонетика и графика

1

Комбинированный

Знать: понятие фонетика и графика, характеристика гласных и согласных звуков.

Знать: понятие лексика и фразеология, однозначные, многозн. слова, прямое , переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы.

Знать: понятия морфемика, словообразование, морфема, виды морфем.

Знать: понятие морфология, части речи, группы частей речи.

Знать: понятие синтаксис, словосочетание, предложение, текст, виды словосочетаний и предложений.

Знать: понятие орфография и пунктуация, орфограмма, пунктограмма, виды орфограмм,

УО

90

Фонетика и графика

1

Комбинированный

СМ

91

Лексикология и фразеология

1

Комбинированный

УО

92

Лексикология и фразеология

1

Комбинированный

СМ

93

Морфемика

1

Комбинированный

УО

94

Морфемика

1

Комбинированный

СМ

95

Словообразование

1

Комбинированный

УО

96

Словообразование

1

Комбинированный

СМ

97

Морфология

1

Комбинированный

УО

98

Морфология

1

Комбинированный

СМ

99

Синтаксис

1

Комбинированный

УО

100

Синтаксис

1

Комбинированный

СМ

101

Орфография и пунктуация

1

Комбинированный

УО

102

Итоговый диктант.

1

Комбинированный

КР

Список литературы:

Учебники

Учебно-методические пособия

Медиаресурсы

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2014

2. М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд)

3. Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 (41 изд.)

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ МО г. Нягань «СОШ№4» Андреевой Альмиры Даниловны

Данная программа рассчитана на изучение русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствиями с положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...