Опорный конспект по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
«В моей комедии 25 глупцов на 1
здравомыслящего человека, и этот человек,
разумеется, в противоречии с обществом его
окружающим, его никто не понимает, никто
простить не хочут, зачем он немножко
повыше прочих».
А.С. Грибоедов.
Термины.
Роды литературы: эпос, лирика, драма (драма - это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц).
Жанры драмы: комедия, драма, трагедия.
Комедия - это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств. В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера
Конфликт в пьесе.
Частный | Общественный |
Особенности жанра «Горе от ума».
Авторское определение жанра – комедия. |
Пьеса выходит за рамки комедийного жанра: сильны трагические и драматические элементы. Конец драматичен. Современники Грибоедова определяли пьесу как «высокую» комедию (пересечение комедии и трагедии). |
Современное литературоведение относит пьесу «Горе от ума» к жанру драмы, иногда её называют трагикомедией. |
Драматическое произведение состоит из частей – это действия и явления.
Авторские ремарки - это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа.
Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении.
План анализа комедии.
1 действие. «К вам Александр Андреич Чацкий».
1) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова? Каковы сами его обитатели?
2) Как и каким появляется Чацкий?
3) Как встречает Чацкого Софья? Что раздражает её в герое?
4)Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?
5)Против чего направлена ирония героя?
Герои пьесы.
Главные | Второстепенные | Внесценические персонажи |
Их взаимодействие составляет сюжет. | Представляют типические черты светского общества, создают фон. | Только упоминаются, в действии не участвуют. |
Чацкий Фамусов Молчалин Софья |
Главные герои (характеризуем по тексту всей пьесы).
Александр Андреевич Чацкий.
Значение имени | В рукописи-Чадский (от слова «чад») – намёк на романтическую отуманенность героя, которая раскрывается в 4-м действии. |
Характеристика | Честный, прямой, свободомыслящий, истинный патриот – служит «делу, а не лицам», высмеивает преклонение перед заграничным, бескомпромиссный, ироничный, обладает острым критическим умом. |
Взгляды Чацкого | 1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства; на само государственное устройство |
Герои о Чацком |
Павел Афанасьевич Фамусов.
Значение имени | |
Характеристика | |
Взгляды Фамусова | |
Герои о Фамусове |
Алексей Степанович Молчалин.
Значение имени | |
Характеристика | |
Взгляды Фамусова | |
Герои о Фамусове |
Софья Павловна.
Значение имени | |
Характеристика | |
Взгляды Фамусова | |
Герои о Фамусове |
Вывод.
2 действие. «Век нынешний» и «век минувший».
1) О чём рассказывает Фамусов в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой»? Какие события составляют его жизнь и жизнь людей его круга?
2) Когда ироническая перепалка Фамусова и Чацкого, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический спор?
Два лагеря в пьесе.
Чацкий и его единомышленники | «Фамусовское» общество |
Александр Андреевич Чацкий и внесценические персонажи (двоюродный брат Сколозуба , «химик и ботаник» - племянник княгини Тугоуховской. | Павел Афанасьевич Фамусов и его гости, Алексей Степанович Молчалин, Софья Павловна, внесценические персонажи. |
3) Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается?
Александр Андреевич Чацкий | Павел Афанасьевич Фамусов |
4) Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?
5) Любит ли Софья Молчалина? А он её? Что нового мы узнаём о характере героя из этого действия?
6) Как ведёт себя «влюблённый» Чацкий?
Вывод.
3 действие. «Можно ль против всех?». Анализ сцены бала.
1) Какие события предшествуют сцене бала?
2) Каково место сцены бала в сюжете комедии?
3) Диалог Чацкого и Софьи. Почему Чацкий делает вывод: «…Она его не любит». Прав ли он?
4) Чем выделяется Молчалин в диалоге с Чацким?
5) Почему всех гостей бала принято называть «фамусовская Москва»? Какой основной принцип изображения этих героев? (Сатирическое изображение через речь, позы, жесты персонажей, оговоренных грибоедовскими ремарками; фамилии героев, их нарицательность).
Внесценические персонажи .
Второстепенные герои.
Сергей Сергеевич Скалозуб | |
Антон Антонович Загорекий | |
Репетилов |
Характеристика московского света.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
4 действие. «Не образумлюсь…виноват».
1) Какие события составляют содержание 4 действия?
2) Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию?
3) В каком монологе Чацкого заключена развязка личной и общественной драмы героя? Какими чувствами и эмоциями вы окрасите чтение этого монолога? Как сыграли бы Чацкого в этой сцене?
4) Особенность комедии в открытом финале. Что могло бы произойти дальше?
Вывод.
Художественный метод пьесы.
Реализм. |
-речевая индивидуализация персонажей отражает характеры героев -герои, не теряя индивидуальности, превращаются в образы-символы с нарицательным смыслом (фамусовщина и т.л.) |
Классицизм. |
-быстрое развитие действия, острый диалог, насыщенность афоризмами и эпиграммами -правило трёх единств (действие происходит в течение суток в доме Фамусова) -драматические амплуа (Чацкий – резонёр, Лиза – субретка) и говорящие фамилии персонажей. |
Романтизм. |
Главный герой – борец и бунтарь, отвергнутый обществом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в обучении математики опорных конспектов
Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.
В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

План- конспект урока: Комедия Грибоедова «Горе от ума» (I действие комедии. Своеобразие конфликта).
Работа над I д. комедии Грибоедова "Горе от ума"...

Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."
Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии
Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)
Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....

конспект урока, кластер, презентация, опорный конспект
матреиал для 8 классистория РоссииПараграфы 10-12...