Опорный конспект по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Опорный конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_gore_ot_uma.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

«В моей комедии 25 глупцов на 1

здравомыслящего человека, и этот человек,

разумеется, в противоречии с обществом его

окружающим, его никто не понимает, никто

простить не хочут, зачем он немножко

повыше прочих».

А.С. Грибоедов.

 Термины.

Роды литературы: эпос, лирика, драма (драма - это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц).

Жанры  драмы: комедия, драма, трагедия.

Комедия - это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств. В основе  драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера

Конфликт в пьесе.

Частный

Общественный

Особенности жанра «Горе от ума».

Авторское определение жанра – комедия.

Пьеса выходит за рамки комедийного жанра: сильны трагические и драматические элементы. Конец драматичен. Современники Грибоедова определяли пьесу как «высокую» комедию (пересечение комедии и трагедии).

Современное литературоведение относит пьесу «Горе от ума» к жанру драмы, иногда её называют трагикомедией.

Драматическое произведение  состоит  из частей – это действия и явления.

Авторские ремарки -  это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа.

Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении.

План анализа комедии.

1 действие. «К вам Александр Андреич Чацкий».

1) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова? Каковы сами его обитатели?

2) Как и каким появляется Чацкий?

3) Как встречает Чацкого Софья? Что раздражает её в герое?

4)Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

5)Против чего направлена ирония героя?

Герои пьесы.

Главные

Второстепенные

Внесценические персонажи

Их взаимодействие составляет сюжет.

Представляют типические черты светского общества, создают фон.

Только упоминаются, в действии не участвуют.

Чацкий

Фамусов

Молчалин

Софья

Главные герои (характеризуем по тексту всей пьесы).

Александр Андреевич Чацкий.

Значение имени

В рукописи-Чадский (от слова «чад») – намёк на романтическую отуманенность героя, которая раскрывается в 4-м действии.

Характеристика

Честный, прямой, свободомыслящий, истинный патриот – служит «делу, а не лицам», высмеивает преклонение перед заграничным, бескомпромиссный, ироничный, обладает острым критическим умом.

Взгляды Чацкого

1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства; на само государственное устройство

Герои о Чацком

Павел Афанасьевич Фамусов.

Значение имени

Характеристика

Взгляды Фамусова

Герои о Фамусове

Алексей Степанович Молчалин.

Значение имени

Характеристика

Взгляды Фамусова

Герои о Фамусове

Софья Павловна.

Значение имени

Характеристика

Взгляды Фамусова

Герои о Фамусове

Вывод.

2 действие. «Век нынешний» и «век минувший».

1) О чём рассказывает Фамусов в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой»? Какие события составляют его жизнь и жизнь людей его круга?

2) Когда ироническая перепалка Фамусова и Чацкого, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический  спор?

Два лагеря в пьесе.

Чацкий и его единомышленники

«Фамусовское» общество

Александр Андреевич Чацкий и внесценические персонажи (двоюродный брат Сколозуба , «химик и ботаник» - племянник княгини Тугоуховской.

Павел Афанасьевич Фамусов и его гости, Алексей Степанович Молчалин, Софья Павловна, внесценические персонажи.

3) Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается?

Александр Андреевич Чацкий

Павел Афанасьевич Фамусов

4) Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?

5) Любит ли Софья Молчалина? А он её? Что нового мы узнаём о характере героя из этого действия?

6) Как ведёт себя «влюблённый» Чацкий?

Вывод.

3 действие. «Можно ль против всех?». Анализ сцены бала.

1) Какие события предшествуют сцене бала?

2) Каково место сцены бала в сюжете комедии?

3) Диалог Чацкого и Софьи. Почему Чацкий делает вывод: «…Она его не любит». Прав ли он?

4) Чем выделяется Молчалин в диалоге с Чацким?

5) Почему всех гостей бала принято называть «фамусовская Москва»? Какой основной принцип изображения этих героев? (Сатирическое изображение через речь, позы, жесты персонажей, оговоренных грибоедовскими ремарками; фамилии героев, их нарицательность).

Внесценические персонажи .

Второстепенные герои.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Антон Антонович Загорекий

Репетилов

Характеристика московского света.

1.

2.

3.

4.

5.

4 действие. «Не образумлюсь…виноват».

1) Какие события составляют содержание 4 действия?

2) Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию?

3) В каком монологе Чацкого заключена развязка личной и общественной драмы героя? Какими чувствами и эмоциями вы окрасите чтение этого монолога? Как сыграли бы Чацкого в этой сцене?

4) Особенность комедии в открытом финале. Что могло бы произойти дальше?

Вывод.

Художественный метод пьесы.

Реализм.

-речевая индивидуализация персонажей отражает характеры героев

-герои, не теряя индивидуальности, превращаются в образы-символы с нарицательным смыслом (фамусовщина и т.л.)

Классицизм.

-быстрое развитие действия, острый диалог, насыщенность афоризмами и эпиграммами

-правило трёх единств (действие происходит в течение суток в доме Фамусова)

-драматические амплуа (Чацкий – резонёр, Лиза – субретка) и говорящие фамилии персонажей.

Романтизм.

Главный герой – борец и бунтарь, отвергнутый обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."

Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....

конспект урока, кластер, презентация, опорный конспект

матреиал для 8 классистория РоссииПараграфы 10-12...