конспект урока, кластер, презентация, опорный конспект
план-конспект урока по истории (8 класс)
матреиал для 8 класс
история России
Параграфы 10-12
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Преобразования Петра ;
Класс: 8.
Цели урока
- Обучающие
1. Охарактеризовать государственные реформы Петра I.
2. Сравнить систему государственного управления при Петре I с системой существовавшей ранее.
3. Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
- Развивающие
#1060;ормировать метапредметные результаты в процессе изучения данной темы.
5. Обобщать исторический материал.
6. Способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач и самостоятельной деятельности учащихся. Развивать умение делать выводы.
7. Работать с историческим источником.
8. Формировать и развивать культуру речи учащихся.
- Воспитательные
9. Формировать у подрастающего поколения чувства гордости и верности Родине, готовности к служению Отечеству, выполнению гражданского долга.
10. Демонстрировать подросткам значимость их деятельности.
Ход урока
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ (Представиться и поприветствовать детей)
#1052;отивация изучения темы.
В Петербурге и его окрестностях есть около 30 памятников Петру 1. Из них два – это антиподы друг друга. Один из памятников работа великого Фальконе «Медный всадник», а другой – «Памятник Петру 1» Михаила Шемякина. Казалось, чего проще выразить свое отношение к Петру таким образом. Изобразить его либо реформатором, человеком, который дерзновенно поднял на дыбы Россию. Либо тираном, человечком с маленькой головой и паучьими пальцами. На самом деле личность Петра и масштабы его деятельности настолько огромны, что здесь не хватит и всех в наличии памятников.
Проблемный вопрос: Петр I – великий реформатор или тиран?
2. Актуализация опорных знаний.
Тест на соответствие.
Перед вами опорный конспект, в котором приведены цитаты русских историков Соловьева и Ключевского о трех правителях России. Определите, пожалуйста, в какой цитате о каком правителе идёт речь?
Работа с таблицей. Установите соответствие
Петр Алексеевич | Подобно деду своему был очень высокого роста, хорошо сложен, с высокими плечами, широкой грудью. Привычки, приобретенные им вот второю половину жизни, дали его лицу мрачное, недовольное выражение… |
Иван Грозный | Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства |
Алексей Михайлович (Тишайший | «… работник с мозольными руками – вот олицетворение всего русского народа в так называемую эпоху преобразований. Над чем, прежде всего и больше всего работает царь – работник, представитель своего времени, выразитель его потребности? Он работает над кораблем – это его любимая работа; вода – его стихия, он ищет все больше простора на ней; из подмосковного пруда переходит на озеро, с одного меньшего озера на большее, от последнего - к морю |
Об Иване Грозном
«Подобно деду своему был очень высокого роста, хорошо сложен, с высокими плечами, широкой грудью. Привычки, приобретенные им вот второю половину жизни, дали его лицу мрачное, недовольное выражение… Он имел обширную память, обнаруживал большую деятельность. Подобно отцу, любил монашескую жизнь, но по живости жизни своей не довольствовался одним посещением монастырей».
Об Алексее Михайловиче Тишайшем
«Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства»
О Петре
«… работник с мозольными руками – вот олицетворение всего русского народа в так называемую эпоху преобразований. Над чем прежде всего и больше всего работает царь – работник, представитель своего времени, выразитель его потребности? Он работает над кораблем – это его любимая работа; вода – его стихия, он ищет все больше простора на ней; из подмосковного пруда переходит на озеро, с одного меньшего озера на большее, от последнего - к морю».
Фронтальная работа.
- О выходе к какому морю мечтал Петр? (Балтийское)
- Какое море было уже отвоевано в 1695 – 1696гг.? (Азовское)
- С целью получить выход к Балтийскому морю, Петр 1 начинает войну. С каким государством? (Швеция)
- Как называлась эта война? (Северная)
- Укажите её хронологические рамки? (1700 – 1721гг.)
Схематизация изученного материала.
Петр 1
19 ноября 1700 года – «Нарвская конфузия»
Военная реформа
Рекрутская повинность военные школы русский флот промышленность
1721г. – ПОБЕДА
3. Изучение нового материала.
Петр 1 считал, что он один знает, что является благом для страны. «Всякое сопротивление происходит от лености и недомыслия». При всем этом Северная война ставила перед страной невыполнимые задачи. Невыполнимые со старым аппаратом управления. Для принуждения подданных монаршей воли нужен был новый государственный аппарат.
Определение темы урока.
Целеполагание.
В опорном конспекте учащихся приведены обучающие темы урока. Необходимо определить истинность и ложность приведенных целей исходя из темы урока. Те цели, которые являются ложными, необходимо вычеркнуть из опорного конспекта.
1. Охарактеризовать государственные реформы Петра I.
2. Рассмотреть начало правления Петра Алексеевича, его первые преобразования.
3. Сравнить систему государственного управления при Петре I с системой существовавшей ранее.
4. Ознакомиться с предпосылками и причинами Северной войны.
5. Охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны.
6. Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
7. Ознакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти.
Составление кластера.
Определение причины реформ; составить представление о реформах; проанализировать реформы; выяснить их значение.
В процессе заполнения таблицы работаем с терминами.
Реформа – преобразование, изменение, переустройство; прогрессивное преобразование.
Государственное управление
Схема государственных преобразований
Император 18. 12 . 1708г. областная реформа
Губернии – губернатор
1719г. провинции (50)
Дистрикты (уезды) -
1718г. Коллегии (11) Регулярная армия и флот
Тайная канцелярия
1722г. генерал – прокурор 1714г. – указ о единонаследии
(Ягужинский) 1722г. – Табель о рангах
1711г. - Сенат (налоги, правосудие)
Прокурор
Фискалы
Таким образом, в результате реформ Петра в России была создана самодержавная (абсолютная монархия).
4. Закрепление материала.
Дидактическая игра на работу с понятиями «Что такое? Кто такой?»
ЧТО? | Изменение |
Какие признаки? |
|
|
Кто? | Должностное лицо |
Признаки? | «око государево» |
| |
| |
|
Что? | Орган власти |
1718г. | |
Признаки? |
|
| |
|
Кто? | Государственный служащий |
Признаки? |
|
| |
|
Что? | Официальный документ |
Признаки? |
|
| |
| |
|
- Рефлексия.
Историческая регата
1. Государство делилось:
А. на уезды; В. на волости; С. на губернии.
2. К какому веку относиться провозглашение России империей:
А. к 16; В. к 17; С. к 18.
3. Центральное государственное управление осуществляли:
А. приказы; В. Коллегии; С. Министерства.
4. Государственный служащий, который надзирал за деятельностью государственных чиновников
А. воевода; В. фискал; С. Наместник.
5. В результате реформ Петра в Российской империи сложилась
А. конституционная монархия; В. сословно – представительская; С. Абсолютная
6. Подведение итогов.
Диагностика уровня учебных достижений учащихся по данной теме.
Проблемный вопрос
Петр I – великий реформатор или тиран?
Домашнее задание
Выполнить один из вариантов домашнего задания:
1) выполнить задание 4 на стр.66;
2) составить тестовую работу по параграфу 11-12.
Задание на дополнительную оценку: найти в литературе и выписать в тетрадь высказывания о Петре I и его реформах; нарисовать рисунок на тему «Петровская эпоха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Опорные конспекты в таблицах" 8 класс
Вашему вниманию представлена презентация опорных конспектов в таблицах для 8 класса...
Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний".
Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний"....

Конспект урока биологии "Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей"
Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей....
Презентация ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ
Презентация содержит комплекс опорных конспектов по русскому языку. Материал может использоваться при подготовке к ЕГЭ и на уроках русского языка....

презентация "Опорный конспект-лист, как одна из форм эффективной подготовки к ГИА"
Данная презентация является визуальным сопровождением методических материалов по теме "Опорный конспект-лист, как дна из форм эффективной подготовки к ГИА"...

Конспект урока. Тема урока: Опорный прыжок: согнув ноги (м) через козла; прыжок боком через коня с поворотом на 90 (д).
Конспект урока по физической культуре в 9 классе...

