Конспект урока биологии "Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Шило Светлана Анатольевна

Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение опорно-двигательной системы.

Строение и рост костей

Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся о рефлекторной регуляции

  1. Что такое рефлекс?
  2. Какие рефлексы характерны для человека?
  3. Каково значение рефлексов?
  4. Что такое рефлекторная дуга?
  5. Из чего состоит рефлекторная дуга?
  6. Какова роль рецепторов?
  7. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?
  8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?
  9. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?
  10.  Может ли рефлекторная дуга контролировать работу исполнительных органов?

III. Изучение новой темы

1. Актуализация опорных знаний

На уроках зоологии вы познакомились со строением и значением ОДС животных.

В: Какие органы образуют ОДС животных?

- скелет и мышцы.

В: Какие функции выполняет ОДС животных?

- опора – сохранение формы тела, движение, защита.

ОДС человека также образована скелетом и мышцами, поэтому её называют

скелетно-мышечная система, т.к. скелет и мышцы функционируют

совместно.

2. Значение ОДС человека

ОДС человека определяет форму тела человека, выполняет опорную, двигательную и защитную функции.

В: В чём заключается опорная функция?

- кости скелета и мышц образуют прочный каркас.

В: В чём заключается защитная функция?

- ОДС ограничивает внутреннюю полость, в которой находятся внутренние органы. Сердце и лёгкие защищены грудной клеткой. Органы брюшной полости – нижним отделом позвоночника и тазовыми костями, мышцами спины и живота. Головной мозг костями черепа. Спинной мозг находится в позвоночном канале.

 В: В чём заключается двигательная функция?

- двигательная функция осуществляется благодаря взаимодействию костей и мышц, которые прочно прикрепляются к костям. Движение мышц приводит к движению костей.

3. Микроскопическое строение костей

Каждая кость – сложный орган, образованный костной тканью – разновидностью соединительной. Костная ткань представлена костными клетками и костными пластинкам.

Костные клетки – имеют отростки, при помощи которых они контактируют друг с другом. Вокруг клеток располагаются мельчайшие канальцы, заполненные межклеточной жидкостью. Через неё происходит питание и дыхание клеток.

Вокруг костных клеток располагаются костные пластинки – это межклеточное вещество. Оно образуется костными клетками и составляет 2/3 костной ткани. Оно очень твёрдое и прочное. По своим свойствам напоминает камень. Костные пластинки, в зависимости от расположения, образуют компактное (плотное) и губчатое вещество кости.

Компактное вещество имеет пластинчатое строение и напоминает систему вставленных друг в друга цилиндров. Стенки цилиндров выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Такое строение обеспечивает лёгкость и прочность. В центре цилиндров расположены каналы, по которым проходят кровеносные сосуды и нервы.  По наружному периметру цилиндров располагаются костные клетки.

В губчатом веществе очень тонкие костные пластинки перекрещиваются в тех направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение позволяет выдерживать большие нагрузки. Промежутки между костными пластинками заполнены красным костным мозгом – кроветворным органом.

Сверху кости покрыты надкостницей – плотной соединительной тканью. Надкостница богата кровеносными сосудами и нервами. Надкостница примыкает к компактному веществу. Компактное вещество переходит в губчатое.

4. Макроскопическое строение костей

В организме человека насчитывают около 200 костей. Все они различаются по форме, длине и выполняемой роли. В зависимости от всего вышесказанного различают кости длинные (трубчатые), короткие (губчатые), широкие (плоские) и смешанные.

 А) трубчатая кость состоит из тела (диафиз) и двух концов (эпифиз). Сверху кость покрыта надкостницей, за исключением концевых участков. Под надкостницей располагается слой компактного вещества. На концевых участках компактное вещество переходит в губчатое. В средней части кости имеется полость, заполненная жёлтым костным мозгом. В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг.

В: Какова его роль?

- это кроветворный орган.

Жёлтый костный мозг состоит из жировых клеток и кроветворной соединительной ткани. Он играет роль резерва, на случай, если красный

костный мозг не будет справляться с работой.  

К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, голени, и бедра.                                                                                                            

Их роль: передвижение в пространстве, поднятие тяжестей.

Б) короткие кости образованы губчатым веществом, поэтому их называют губчатыми. Поверх губчатого вещества расположен тонкий слой компактного вещества. Эти кости имеют кубическую или неправильную форму и располагаются там, где одновременно необходимы большая прочность и подвижность скелета. Это кости тел позвонков, короткие кости запястья и предплюсны. Выполняют также функцию опоры.

В) плоские кости образованы двумя пластинами компактного вещества, между которым располагается губчатое вещество. Функция плоских костей – защита. Они образуют стенки полостей, в которых расположены внутренние органы. Это кости таза, лопатки, черепа.

5. Рост костей

В детстве и юности кости растут. Как это происходит?

Молодому петуху удалили кость, но оставили надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась. Следовательно, рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани.

Рост костей регулируется биологически активными веществами – гормоном роста, который вырабатывается гипофизом. Если в детстве вырабатывается слишком много этого гормона, то человек вырастает ростом до 2 метров и более. Если гормона роста вырабатывается мало, то рост взрослых людей не превышает 100 – 120 см.

 У взрослых людей кости не растут, но происходит замена старого костного вещества на новое. Чем больше нагрузка на скелет, тем активнее идут процессы обновления, и тем прочнее костное вещество.

6. Химический состав костей

Кости образованы неорганическими и органическими веществами. Чтобы выяснить роль этих веществ, можно проделать ряд опытов.

  1. если долго прокаливать кость, то она становится настолько хрупкой, что при малейшем прикосновении рассыпается на мелкие кусочки. Что произошло при прокаливании кости? Органические вещества сгорели, удалилась вода. Остались неорганические, которые придают костям прочность.
  2. Если кость некоторое время выдержать в растворе соляной кислоты, то она становится настолько гибкой и эластичной, что её можно завязать в узел. Что произошло? Неорганические вещества удалены, остались органические, которые придают костям гибкость и упругость.

Сочетание неорганических и органических веществ придают костям прочность и упругость.

Из органических веществ в состав костей входит белок коллаген, углеводы, лимонная кислота, ферменты. Из неорганических  – вода и минеральные соли кальция, магния, фосфора.

В зависимости от возраста , у человека содержится неодинаковое количество органических и неорганических веществ. От рождения до 20 лет больше органических веществ, поэтому кости меньше ломаются, но больше деформируются. От 20 до 40 лет баланс органических и неорганических веществ примерно одинаков. Кости в этом возрасте наиболее прочные.  После 40 лет в организме больше неорганических веществ, поэтому кости пожилых людей более ломки.

IV. Закрепление

  1. Какую функцию выполняет ОДС?
  2. Какой тканью образована ОДС?
  3. Какие типы костей характерны для скелета человека?
  4. Какие вещества входят в состав костей?
  5. Ка происходит рост костей в длину и толщину?

Выводы:

  1. ОДС выполняет функцию опоры, движения, защиты.
  2. ОДС образована костной тканью, состоящей из костных клеток и костных пластинок.
  3. В скелете человека различают кости трубчатые, губчатые, плоские.
  4. В состав скелета входят неорганические и органические вещества. Вместе они обеспечивают прочность костей.
  5. Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани, концевых участков кости. Рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток надкостницы.

 Шило С.А.                                                                                                                          Биология  человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей

Разработка урока "Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей" с использованием ЭОР...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

План конспект урока "Значение опорно-двигательной системы, ее состав.Строение костей.  В данной разработке представлена структура и ход урока с использованием электронных образовательных рес...

Конспект урока-исследования по биологии "Состав, строение и свойства костей" 8 класс

Разработка урока по изучению состава костной ткани, свойств кости, строения трубчатых костей и основных типов костей. Данный урок выстроен в формате исследовательского задания и полностью соответствуе...

Конспект урока обобщение опорно-двигательная система

Урок обобщение опорно-двигательная система Программа Сонин...

Презентация Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей 8 кл. ФГОС УМК Пасечник.

Изучение новой темы по биологии в 8 классе  УМК Пасечник с помощью презентации....