Главные вкладки

    урок по теме: "Опорно-двигательная система. строение, состав, типы костей и их соединение"
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Подилько Наталья Николаевна

    урок по программе Колесов, Маш в 8 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_12.doc42.5 КБ
    Office presentation icon urok_12.ppt1.17 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 12.

    Тема урока:

    Опорно-двигательная система.

    Строение, состав костей и типы их соединения.

    Цель урока:

    Раскрыть основные функции ОДС, сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину, показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    1. Проверка домашнего задания

    1. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга?
    2.  Как называются врожденные рефлексы? Приведите примеры
    3. Как называются приобретенные рефлексы? Приведите примеры.
    4. Какую функцию выполняют вставочные и исполнительные нейроны?

            3. Изучение нового материала

    Французский писатель и философ Вольтер заметил, что «движение – это жизнь» люди двигаются осознано уже на 4 месяце после рождения. Все движения нашего организма обеспечивает ОДС.

    Из чего же состоит ОДС?

    ОДС

    Костный аппарат                           Мышечный аппарат                    Соединительная ткань

    Кости черепа, туловища               мышцы, около 600мышц             хрящи, связки, сухожилия,

    конечностей                                                                                          фасции

    пассивный орган движения                                     активный орган движения

    твердый остов тела                                                    мягкий остов тела

    СКЕЛЕТ (=220 костей)

    Рассмотрим функции ОДС:

    1. Опорная
    2. Определяет размер и форму тела
    3. защищает внутренние органы (легкие, сердце, мозг, кишечник и т.д.
    4. В костях содержится основной запас минеральных солей, поэтому Костная система принимает участие в минеральном обмене
    5. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения
    6. Мышцы участвуют в движении

    Давайте разберемся, какие особенности строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функций?

    Кости состоят из костной ткани.

    КОСТНАЯ ТКАНЬ – разновидность соединительной ткани.

    Особенность костной ткани - твёрдое, пропитанное минеральными солями волокнистое межклеточное вещество и звездчатые, снабжённые многочисленными отростками, клетки.

    Просмотр видеоролика «Костная ткань», «строение человека-кости скелета», «рост костей»

    Как вы думаете, можно ли по форме кости определить ее функцию?

    Давайте сопоставим некоторые факты:

    - бедренная кость выдерживает вертикальную нагрузку в 1500кг

    - большая берцовая кость в 1650кг

    - предел прочности ребер на излом у молодых людей составляет 85-110кг

    - кость тверже кирпича в 30 раз, а гранита в 2,5 раза

    - средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг составляет примерно 8-9кг

    Чем же объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?

    Это можно объяснить строением костной ткани в сочетании с ее химическим составом.

    Химический состав костей

    Неорганические вещества                                                            Органические вещества

                                                                                                              белки и мукополисахариды

    В скелете взрослого человека

    1200г Са, 530г Р, 11г  Mg

    Опыт: чтобы узнать о свойства                                          Опыт:  чтобы выяснить какими свойствами

    минеральных веществ, надо удалить                                 обладают органические вещества,

    органические вещества из кости.                                      Необходимо удалить неорганические.

    Их можно просто выжечь.                               2-5% раствором соляно кислоты за 2-3 дня

    ВЫВОД: минеральные вещества твердые                       ВЫВОД: органические вещества

    и хрупкие.                                                                            Обеспечивают кости упругость и

                                                                                                  эластичность

    Мы видим, что сочетание разных компонентов приводит к новому качеству, которым каждый из этих компонентов не обладает. Так, например в строительстве прочные материалы получают путем сочетания твердых и упругих компонентов (бетон – прочный щебень и эластичный цемент).

    У детей в костной ткани преобладают органические вещества, поэтому их скелет гибкий, эластичный, легко деформируется, искривляется при длительной нагрузке и неправильном положении тела. С возрастом содержание минеральных веществ в костях увеличивается, отчего кости становятся хрупкими и чаще ломаются.

    Все кости нашего организма одинаковы?

    - например, ребра, лопатки, кости таза, кости верхней и нижней конечности

    ТИПЫ КОСТЕЙ

    Трубчатые                                       Губчатые                                        Плоские

    Длинные           Короткие                   Длинные          Короткие                                          

    Плечевая         Фаланги пальцев        Ребра               Позвонки                             Лопатки

    Локтевая          Кости пясти               Грудина           запястье                              Тазовые кости

    Лучевая           Кости плюсны                                      Плюсна                              Кости черепа

    И еще один вопрос, на который нам сегодня предстоит ответить «Как соединяются кости в скелете?»

     

    СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ

    Неподвижное                                       Полуподвижное                                Подвижное (Сустав)

    - путем срастания                                 - достигается за счет упругих          

    - движения ограничены                         прослоек между костями               Просмотр видеоролика

    - кости черепа – шов                           -  позвонки в позвоночнике              «Строение сустава»

                                                                  -  действуют как амортизаторы,

                                                                  -  имеет опорное, защитное и

                                                                     двигательное значение

    1. Закрепление материала

    Итак, что вы сегодня узнали нового для себя?

    Чему вы сегодня научились?

    Какие выводы из урока вы сделали?

    1. Домашнее задание

     § 10, стр. 59 соединение костей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс

    Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока:  озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...

    Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система"

    Данный урок разработан для обучающихся 9 класса коррекционной шкрлы с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Урок в форме конкурса. На уроке используются различные задания, деятельность детей...

    Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

    Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

    Конспект урока по теме Опорно-двигательная система

    Конспект выполнен с учетом системно-деятельностного подхода...

    Обобщающий урок по теме: "Опорно-двигательная система"

    Этот урок можно использовать для обобщения материала по теме 6"Опороно- двигательная система человека"....

    Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

    Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...

    Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.

    Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....