Главные вкладки

    Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Королёва Елена Михайловна

    Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока биологии в 8 кл.

    ОДС. Скелет.

    Цель: Расширить знания о скелете, костях и пробудить интерес к самостоятельной работе по изучению нового материала.

    Задачи: 1. Выявить отличия между разными типами соединений костей и назвать основные типы суставов у человека.

                  2. Изучить химический состав и строение костей,

                  3.Отметить особенности роста костей в длину и толщину и особенности строения разных типов костей.

    .

    Оборудование: Тексты для групповой работы, табл. «Скелет», «Соединения костей», комп., презентация, лист для синквейна на группу и фломастер 4 шт. Маленькие листочки на каждого ученика для ответов. Модель скелета.

    Методы и приемы: технология критического мышления, групповая работа.

    Ход урока.

    1. Вызов.(10 мин.)
    1. Учитель:                      
    2. Урок пройдет под девизом греческого поэта-драматурга Софокла:
    3. «Много есть чудес на свете,
    4. Человек  - их всех чудесней».
    5. Трудно себе представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая, даже незначительная травма повреждала бы внутренние органы, вызывала сотрясения мозга.

    1.Через компьютер демонстрация 1 и 2 слайдов презентации и вопрос для класса:

    Что объединяет эти изображения?

    Ответ дают ученики, а учитель объединяет их предположения, рисуя на доске схему:

    Компоненты ОДС

                   Скелет                                                         Мышцы

    2. а) На какие части делится ОДС?

    ОДС

    Активная часть                                                Пассивная часть

    (мышцы)                                                             (кости, связки, суставы, хрящи)

    Выбрав одно изображение с 1 и 2 слайдов, то, что понятнее всего, записать по нему рассказ из 3-5 предложений.

     Через 2-3 минуты заслушать несколько вариантов рассказов от разных учеников (учитель демонстрирует 3 слайд презентации)

    1. Учитель:

    На тех же листочках  с рассказом дайте ответ, решив анаграмму (учитель демонстрирует 4 слайд презентации). Собрать листочки для выборочного проставления оценок.

    Ученики предлагают несколько вариантов своих ответов, учитель демонстрирует 5 слайд презентации и комментирует ответы, подводя их к самостоятельной формулировке темы урока «Скелет».(слайд 6)

     

    Мы проведём физкультминутку:

           Мы осанку исправляем –

            Спинки дружно прогибаем.

            Влево, вправо мы нагнулись,

            До носочков дотянулись.

            Плечи вверх, назад и вниз,

            Улыбайся и садись.

    Какой замечательный стишок! Действительно «улыбайся и садись». А вы знаете, ребята, чтобы наморщить лоб мы должны использовать 43 мышцы. А чтобы улыбнуться всего – 17!

    1. Осознание. (25 мин)  Приложения 1-4 (тексты для групп)

    1. Разбившись на 4 группы, ученики изучают 10 мин. выданный  текст и готовят одного выступающего с пересказом данного текста и демонстрацией таблиц. В это же время на листе бумаги составляют синквейн (правила составления на экране) по той части темы, что изучают.

    2. Выступление представителей от групп и афиширование синквейнов (2 ч.) – (15 мин.)

    III. Рефлексия (3 мин.) - фронтально для всех зачитываются вопросы

    Верите ли вы:

    1. Шов – это неподвижное соединение костей (да)
    2. Прочность костям придают органические вещества. (нет).
    3. Большая берцовая кость при своей относительно небольшой массе (около 0, 5 кг.) может выдерживать нагрузку до 1500 кг (да).
    4. Эйфелева башня в Париже построена с учетом особенностей строения длинных трубчатых костей (да).
    5. Костная ткань является разновидностью эпителиальной ткани (нет)

    Д.з. стр.92-97. оценки выступающим.

                             

    Приложение 1.

    Развитие и рост костей

     Развитие кости происходит 2 способами: или из соединительной ткани, или хряща. Первым способом развиваются К. свода и боковых отделов черепа, нижняя челюсть и, по мнению некоторых, ключица (а у низших позвоночных и некоторые другие) — это так назыв. покровные или облегающие кости. Они развиваются прямо из соединительной ткани; волокна её несколько сгущаются, между ними появляются костные клетки и в промежутках между последними отлагаются известковые соли; образуются сначала островки костной ткани, которые затем сливаются между собой. Большинство костей скелета развивается из хрящевой основы, имеющей такую же форму, как будущая кость. Хрящевая ткань подвергается процессу разрушения, всасывания и вместо неё образуется, при деятельном участии особого слоя образовательных клеток (остеобластов), костная ткань; процесс этот может идти как с поверхности хряща, от одевающей его оболочки, перихондрия, превращающегося затем в надкостницу, так и внутри его. Обыкновенно развитие костной ткани начинается в нескольких точках, в трубчатых костях отдельными точками окостенения обладают эпифизы и диафиз.

     Рост кости в длину происходит главным образом в частях ещё не окостеневших (в трубчатых костях между эпифизами и диафизом), но отчасти и путём отложения новых частиц ткани между существующими («интуссусцепция»), что доказывают повторные измерения расстояний между вбитыми в кость остриями, питательными отверстиями и т. п.; утолщение костей происходит путём отложения на поверхности кости новых слоев («аппозиция») благодаря деятельности остеобластов надкостницы. Эта последняя обладает в высокой степени способностью воспроизводить разрушенные и удалённые части кости. Деятельностью её обусловливается и срастание переломов. Параллельно с ростом кости идёт разрушение, всасывание («резорбция») некоторых участков костной ткани, причём деятельную роль играют так называемые остеокласты («клетки, разрушающие кость»), многоядерные элементы, которые наблюдаются на стенках мозговых полостей, в надкостнице и стенках больших полостей в кости (напр. гайморова пазуха и т. п.).

    Приложение 2.

    Строение кости.

    По микроскопическому строению костное вещество представляет особый вид соединительной ткани (в широком смысле слова), костную ткань, характерные признаки которой: твёрдое, пропитанное минеральными солями волокнистое межклеточное вещество и звездчатые, снабжённые многочисленными отростками, клеточки.

    В костях различают плотное и губчатое костное вещество. Первое отличается однородностью, твёрдостью и составляет наружный слой кости; оно особенно развито в средней части трубчатых костях и утончается к концам; в широких костях оно составляет 2 пластинки, разделённые слоем губчатого вещества; в коротких оно в виде тонкой плёнки одевает кость снаружи. Губчатое вещество состоит из пластинок, пересекающихся в различных направлениях, образуя систему полостей и отверстий, которые в середине длинных костей сливаются в большую полость.

     Наружная поверхность кости одета так называемой надкостницей (Periosteum), оболочкой из соединительной ткани, содержащей кровеносные сосуды и особые клеточные элементы и служащей для питания, роста и восстановления кости. Внутренние полости кости выполнены особой мягкой тканью, называемой костным мозгом.

    Приложение 3.

    Форма костей.

    По форме кости делят на длинные, широкие и короткие. Длинные или трубчатые кости — такие, у которых длина сильно преобладает над шириной и толщиной; они имеют более или менее цилиндрическую среднюю часть, тело (Corpus s. Diaphysis) с полостью внутри и 2 конца или эпифиза (Extremitates s. Epiphyses), которые всегда шире тела и покрыты на суставных поверхностях слоем хряща, находятся в конечностях и более или менее изогнуты. У широких костей два измерения преобладают над третьим; такие кости служат преимущественно для образования стенок полостей, заключающих различные органы (череп, грудная, тазовая полость) и могут быть плоскими, изогнутыми, вогнутыми и т. д. В коротких костях ни одно измерение не преобладает значительно над другими; это кости неправильные, округленные или многогранные (напр. позвонки, кости запястья и пятки).

     Поверхность кости может представлять различные углубления (бороздки, ямки и т. д.) и возвышения (углы, края, ребра, гребни, бугорки и т. п.). Неровности служат для соединения костей между собой или для прикрепления мускулов и бывают тем сильнее развиты, чем более развита мускулатура. На поверхности находятся так называемые «питательные отверстия» (Foramina nutritiva), через которые входят внутрь кости питающие и кровеносные сосуды

    Приложение 4.

    Состав костей.

    В состав костей входят как органические, так и неорганические вещества; количество первых тем больше, чем моложе организм; в связи с этим кости молодых животных отличаются гибкостью и мягкостью, а кости старых — твёрдостью и хрупкостью. Отношение между обеими составными частями представляет различие в разных группах позвоночных; так, в кости рыб и особенно глубоководных содержание минеральных веществ относительно мало, и они отличаются мягким волокнистым строением.

     У взрослого человека количество минеральных составных частей (главным образом, фосфата и карбоната кальция и фосфата магния, а также фторида, хлорида кальция и др.) составляет около 60—70 % веса кости, а органическое вещество (главным образом оссеин) — 30—40 %. Кости имеют большую прочность и громадное сопротивление сжатию, чрезвычайно долго противостоят разрушению и принадлежат к числу самых распространённых остатков ископаемых животных. При прокаливании кость теряет органическое вещество, но сохраняет свою форму и строение; подвергая кость действию кислоты (напр. соляной), можно растворить минеральные вещества и получить гибкий хрящевый остов кости.

     Основу кости составляют коллагеновые волокна со спаивающим их веществом, которые пропитаны минеральными солями и слагаются в пластинки, состоящие из слоев продольных и поперечных волокон; кроме того, в костном веществе находятся ещё упругие волокна (волокна Шарпе). Пластинки эти в плотном костном веществе частью располагаются концентрическими слоями вокруг проходящих в костном веществе длинных разветвляющихся каналов (Гаверсовы каналы), частью лежат между этими системами, частью обхватывают целые группы их или тянутся вдоль поверхности кости. Гаверсов канал в сочетании с окружающими его концентрическими костными пластинками считается структурной единицей компактного вещества кости — остеоном. Параллельно поверхности этих пластинок в них расположены слои маленьких звездообразных пустот, продолжающихся в многочисленные тонкие канальцы — это так называемые «костные тельца», в которых находятся костные клеточки, дающие отростки в канальцы. Канальцы костных телец соединяются между собой и с полостью Гаверсовых каналов, внутренними полостями и надкостницей, и таким образом вся костная ткань оказывается пронизанной непрерывной системой наполненных клеточками и их отростками полостей и канальцев, по которым и проникают необходимые для жизни кости питательные вещества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по теме "География мирового транспорта", 10 класс

    Урок рассчитан на 2 учебных часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с новым материалом, опираясь на знания предыдущих курсов географии. На втором уроке выполняют самостоятельную работу и подводится ...

    Конспект открытого урока по теме "Дни недели" для 5 класса по УМК Афанасьевой, Михеевой

    Конспект урока для 5 класса, обучающихся по УМК Афанасьевой, Михеевой "Новый курс английского языка". Рассчитан на 4 четверть. Тема урока Закрепление лексико-грамматичских навыков. Закрепление ле...

    Конспект открытого урока по теме "Географическая оболочка" в 7 классе

    Подробный конспект урока по теме "Географическая оболочка" с применением  проблемного изложения материала. На уроке прослеживается межпредметная связь,самостоятельная работа учащихся.Дается рефле...

    ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

    Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по теме «Домашние животные» для 5 класса

    ЦЕЛИ УРОКА: 1. Образовательная: развитие навыков подготовленной монологической речи по теме (описание домашних и диких животных), развитие навыков аудирования по теме, совершенствование навыков ч...

    Конспект открытого урока по теме Christmas Traditions в 4 классе по УМК "Starlight"

    Данный открытый урок разработан по теме Рождество, но имеет цель не только познакомить учащихся с традициями празднования Рождества в англо-язычных странах, но также обобщить пройденный учебный матери...

    План - конспект открытого урока по теме "Интересное о насекомых" 5 класс Spotlight

    План - конспект открытого урока по теме "Интересное о насекомых" рассчитан для УМК Spotlight 5 класс. На уроке предполагается обучение поисковому и ознакомительному чтению, развитие 4 -х видов ре...