Конспект открытого урока по теме "География мирового транспорта", 10 класс
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Уловская Валентина Владимировна

Урок рассчитан на 2 учебных часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с новым материалом, опираясь на знания предыдущих курсов географии. На втором уроке выполняют самостоятельную работу и подводится итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 10_klass_transport_konspekt_urok_13_aprelya_posledniy.zip41.59 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Урок . Тема: «География транспорта. Мировая транспортная система».

Цели и задачи урока:

А. Образовательные: 

  1. развивать представления об отраслях Мирового хозяйства;
  2. развивать умения характеризовать  по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;
  3. сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;
  4. сформировать знания о географии основных видов транспорта.

Б. Развивающие: 

  1. развивать:

 учебно-информационные умения: 

  1. умение работать с письменными и устными текстами; таблицами;
  2. умение работать с картографическими источниками информации;
  3. - выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли.

         учебно-логические умения: 

  1. определять компоненты изучаемого объекта;
  2. осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;
  3. осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта.
  4. познавательный интерес к изучаемому материалу. 

В. Воспитательные:

  1. формировать у учащихся понимание необходимости приобретать знания; системы нравственных отношений, патриотизма;
  2. воспитывать  чувство  ответственности за сохранение окружающей природы.

.

Оборудование:

Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, видеоматериал “Современные виды транспорта и транспорт будущего”, видеофрагмент “Влияние транспорта на окружающую среду”, интерактивная доска, комплект заданий для каждого ученика .

Словарь:

1. М.Г.Р.Т. (стр. 100 уч, Максаковский В, 2010 г.) -международное  географическое разделение труда -  выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и последующем обмене ими  (примеры: Япония – автомашины, роботы, микроэлектроника; Канада – пшеница, Россия – нефть, газ, военная техника; Египет – туризм, Франция – вина, косметика, парфюмерия; Швейцария – банковское дело и т. д.).

2. Специализация (стр. 100 уч, Максаковский В, 2010 г.) -    производство товаров и услуг в размерах, значительно превышающих собственные потребности страны – производителя.  Это экспортные отрасли.

3.Кооперирование - форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда (например: производственная, страховая, инвестиционная и т.д.).                                            Примеры: межотраслевое  кооперирование( в промышленности;  в  транспорте, торговле и т.д. .предметное кооперирование — характерно для машиностроения, многие отрасли которого производят сложные машины и оборудование.

Например: размещение шведским концерном «Вольво» заказа на псковском ОАО «Авар» на производство блоков управления для грузовых автомобилей. От подрядчика требуется лишь обеспечить высокий уровень качества изготавливаемых изделий и строгое соблюдение сроков поставок.

Технически сложный и дорогой  проект: Франко-российский проект по созданию учебно-тренировочного самолета нового поколения МиГ- АТ. Для разработки и производства этой машины был создан консорциум, в который вошли с российской стороны МАПО «МиГ», а с французской - фирмы SNECMA (производитель авиационных двигателей) и Sextant Avioniqu (производитель современной авионики).

4. Грузооборот -экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов).  Равен  произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние п  перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

5.Пассажирооборот - показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах.  Исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.

6.Каботаж - (франц. cabotage), судоходство между портами одной страны.

7. Суда- ролкеры –суда с горизонтальной погрузкой, перевозят в основном транспорт.

8. Фрахт - плата за перевозку груза по водным путям (реже - сухопутные перевозки).

План урока (на стационарной доске). 

  1. Транспорт – отрасль экономики.
  2. Виды транспорта.
  3. Значение и роль транспорта в мировой экономике.
  4. Мировая транспортная система (М.Т.С.). Состав, показатели.
  5. Н.Т.Р. и транспорт (видеофрагмент).
  6. Географические различия в М.Т.С.
  7. Региональные  транспортные системы.(Р.Т.С.)
  8. Общая  характеристика М.Т.С. (атлас 10 кл.,  стр.24 -25 , карта «Транспорт мира»; настенная карта, карта в презентации).
  9. Характеристика отдельных видов транспорта (самостоятельная работа).
  10. Транспорт и охрана окружающей среды.
  11. Работа с контурной картой по индивидуальным заданиям  – д\з.

Памятка работы с контурной картой.

  1. Сверху контурной карты  ( стр. 2-3 )  подпишите название работы: «………………………………………………………………………».

  1. Найдите страну на политической  карте атласа, затем на контурной карте.

  1. Выделите границу страны красным цветом; крупный город – точкой (кругом цветным); дороги – линией, в соответствии с условными обозначениями карты.

  1. Подпишите название страны (большая  буква).    Если страна имеет небольшую территорию, то используйте цифровое обозначение, которое затем перенесите в «Условные знаки» карты и сделайте надпись.

  1. Подпишите  необходимый цифровой показатель . Число наносим на контур страны или в условные обозначения.

 

I. Организация начала урока.

Приветствие учителя.

Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира./

II.  Беседа с учащимися, работа с материалами  презентации.

Прочитайте тему урока.  Слайд.1

? Что такое транспорт? Дайте определение  этому понятию  (Ответ: ведущая отрасль экономики ).                     Слайд.2     

Определение понятия «Транспорт – важнейшая отрасль экономики». Слайд.3  

ВЫВОД.

Тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности.

?Выбери правильный ответ.      Слайд.4    

Ответ: грузовой  транспорт – является отраслью материального производства так  как  не создавая  новых товаров, он  завершает   процесс производства, участвует в создании стоимости перевозимых товаров (в отличиии  от пассажирского).

 Слайд.5     

? Ответь правильно.  Слайд.6 

  Ответ:  пассажирский  транспорт –  не является отраслью материального производства т.к……………….

ВЫВОД.

Пассажирский транспорт не является отраслью материального производства, так как при перевозке пассажиров не создаются новые материальные блага и не завершается производство уже выработанных материальных благ.

?  Назовите виды транспорта по  сферам деятельности. (Ответ: сухопутный ( ж/д, автомобильный, трубопроводный); воздушный, водный (морской и речной).

Слайд 7                      Слайды 7- 8     Сухопутный                         Слайды 9 – 10- 11  Воздушный

Слайды 12    Морской           Слайд13    Речной                            Слайд14     Трубопроводный  

II. Работа с учебником и Листом урока.

Задание 1.  Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы. (Учебник стр. 150-151. В.Максаковский, 2010 г)

 ? Роль и значение транспорта.   Слайд  ответы на вопросы  для учащихся.     Слайд15.      (появляются друг за другом, по мере чтения текста)

?  Объясните роль и значение транспорта в современной экономике (ответы можно читать с книги).

 Ответы.

  1. Транспорт основа географического разделения труда (Г.Р.Т.) ?
  2. V и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.
  3. География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.
  4. Транспорт воздействует на размещение производительных сил, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов.
  5. Без транспорта невозможно преодолеть территориальный разрыв между производством и потреблением товаров, услуг, расстояний между людьми.

       2. Дайте определение понятия   «мировая транспортная система» (М.Т.С.).

       Ответ.

М.Т.С. – все пути сообщения, транспортные предприятия, транспортные средства.                                                                                                                           К грузовому транспорту относится: сам транспорт, транспортные предприятия, перевозки грузов  и  путевое хозяйство, которое занято ремонтом и поддержанием в надлежащем состоянии путей общего использования (шоссейных, ж/д. и т.д.

  1. Обратите внимание на  цифровые данные: назовите их. Слайд 16

(появляются друг за другом, по мере нахождения цифровых данных).

- занято человек:          100 млн. чел.

- общая длина транспортных сетей (без морских) – 50 млн.км.

- перевозится:      грузов -  100 млрд. т  

                           пассажиров - триллионы            

Работа с  Листом урока.

А) Записи

  1. темы урока: «География транспорта мира»;
  2. определение «транспорт»; пассажирский - ……………..производства, грузовой – отрасль  ……………….производства.
  3. состав мировой М.Т.С.
  4. показатели: занятость, длина (без морских путей), кол-во перевозимых грузов и пассажиров (за 1 год).

4. Воздействие НТР на мировой транспорт – стр. 151 учебника.

Задание 2.

 Прочитайте о влиянии НТР на мировую транспортную систему.

Ответы:

- увеличение пропускной способности транспортных путей:

- появление принципиально новых транспортных средств;

- увеличение вместимости и скорости передвижения.

Слайд 17   Видеофрагменты новых современных транспортных средств.

6. Географические различия в мировой транспортной системе – стр.151-152  Слайд № 18

Заполнение Листа урока.        

Развитые страны.

        Развивающиеся страны.

1

Технический уровень

1. Технический уровень____________________

2

Развиты все__________________________

2. Преобладание ___________________________________



Используется__________________________________

______________________________________________

3

Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения



3.Обеспеченность населения транспортной сетью, ее густота, подвижность населения _____________


_______________________________________________

4

_____________________ взаимодействия различных подотраслей

4. ________                     взаимодействия  различных подотраслей.

5.

Приходится _от  __________%     общей длины мировой транспортной сети, грузооборота, пассажирооборота.

5.Приходится _от__________%     общей длины мировой транспортной сети, грузооборота, пассажирооборота

6

____________ отрасль экономики.

6.____________ отрасль экономики.

7.Региональные транспортные системы показать                                                слайды  №  19 -20

Карта « География мирового транспорта».

Тр.системы стран: СНГ, Латинской Америки, С Америки, Зарубежной Европы, Ю Азии и тд.

8. Слайд № 21    Изменение структуры грузооборота транспорта.

Анализ таблицы «Изменение структуры грузооборота» мет. пособ.  Жижина стр 129 и                          атлас стр.   24-25   Круговая диаграмма.  

? Рассмотрите темпы роста каждого транспорта. Какой вид транспорта занимает 1,2,3 м в грузообороте. Почему?

9. 8. Слайд № 22    Изменение структуры пассажирооборота мирового транспорта.

Атлас, круговая диаграмма. Анализ.

10. Обеспеченность транспортной сетью (км на 100 км территории).

Анализ  карты учебника   «Мировой транспорт»  - стр. 24 - 25

?  Назовите     регион, в котором  обеспеченность транспортной сетью наиболее высокая.  (Ответ: Зарубежная Европа). ?Какие страны  находятся на территории данного региона?  Соотнесите политическую карту и карту мирового транспорта (Ответ: Франция, Германия, Италия, Великобритания..)

? К какому ТИПУ стран они относятся? (Ответ: высокоразвитые,  страны Большой 7)

?  Какова плотность транспортной сети в З. Европе? Как определил?                    (Ответ: более 100 км.)

? Назовите регионы с  наименьшей плотностью транспортной сети. Какие страны находятся на территории данных регионов. Соотнеси  карты (Ответ: Африка,         Лат Америка, Азия, Австралия)

? ? К какому ТИПУ стран они относятся? (Ответ: слаборазвитые).

11.Важнейшие морские порты Сингапур,  Шанхай,  Роттердам.

Найти на карте и показать.

Слайды   № 23 – 25 Сингапур,

№  26-27 – Шанхай,                          № 28-29   Роттердам

   2  урок.

  1. Выполнение самостоятельной  практической работы – 25 -30 мин.

Индивидуальные дифференцированные задания  на каждого учащегося. Отчёты учащихся по выполненным заданиям.

  1. Влияние транспорта на окружающую среду – уч. стр. 158.

Слайды № 30, 31, 32

  1. Чтение текста учебника – стр.  158.
  2. Мини - сообщения учащихся.

Задание – рефлексия: формы рассуждение, мини-сочинение, дискуссия.

?

? Какие меры ты предпримешь,  для  того, чтобы уменьшить воздействие транспорта на окружающую среду.

  1. Подведение итогов.
  1. Какую тему изучили?
  2. Что вас заинтересовало?
  3. Какие задания (материал)  вызвали  наибольший  интерес (затруднения).
  4. Ваше мнение об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

Конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».

Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».Тип урока:  Повторение и закрепление изученного материала....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...