Конспект открытого урока по теме "География мирового транспорта", 10 класс
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с новым материалом, опираясь на знания предыдущих курсов географии. На втором уроке выполняют самостоятельную работу и подводится итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_transport_konspekt_urok_13_aprelya_posledniy.zip | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Урок . Тема: «География транспорта. Мировая транспортная система».
Цели и задачи урока:
А. Образовательные:
- развивать представления об отраслях Мирового хозяйства;
- развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;
- сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;
- сформировать знания о географии основных видов транспорта.
Б. Развивающие:
- развивать:
учебно-информационные умения:
- умение работать с письменными и устными текстами; таблицами;
- умение работать с картографическими источниками информации;
- - выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли.
учебно-логические умения:
- определять компоненты изучаемого объекта;
- осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;
- осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта.
- познавательный интерес к изучаемому материалу.
В. Воспитательные:
- формировать у учащихся понимание необходимости приобретать знания; системы нравственных отношений, патриотизма;
- воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей природы.
.
Оборудование:
Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, видеоматериал “Современные виды транспорта и транспорт будущего”, видеофрагмент “Влияние транспорта на окружающую среду”, интерактивная доска, комплект заданий для каждого ученика .
Словарь:
1. М.Г.Р.Т. (стр. 100 уч, Максаковский В, 2010 г.) -международное географическое разделение труда - выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и последующем обмене ими (примеры: Япония – автомашины, роботы, микроэлектроника; Канада – пшеница, Россия – нефть, газ, военная техника; Египет – туризм, Франция – вина, косметика, парфюмерия; Швейцария – банковское дело и т. д.).
2. Специализация (стр. 100 уч, Максаковский В, 2010 г.) - производство товаров и услуг в размерах, значительно превышающих собственные потребности страны – производителя. Это экспортные отрасли.
3.Кооперирование - форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда (например: производственная, страховая, инвестиционная и т.д.). Примеры: межотраслевое кооперирование( в промышленности; в транспорте, торговле и т.д. .предметное кооперирование — характерно для машиностроения, многие отрасли которого производят сложные машины и оборудование.
Например: размещение шведским концерном «Вольво» заказа на псковском ОАО «Авар» на производство блоков управления для грузовых автомобилей. От подрядчика требуется лишь обеспечить высокий уровень качества изготавливаемых изделий и строгое соблюдение сроков поставок.
Технически сложный и дорогой проект: Франко-российский проект по созданию учебно-тренировочного самолета нового поколения МиГ- АТ. Для разработки и производства этой машины был создан консорциум, в который вошли с российской стороны МАПО «МиГ», а с французской - фирмы SNECMA (производитель авиационных двигателей) и Sextant Avioniqu (производитель современной авионики).
4. Грузооборот -экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов). Равен произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние п перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.
5.Пассажирооборот - показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах. Исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.
6.Каботаж - (франц. cabotage), судоходство между портами одной страны.
7. Суда- ролкеры –суда с горизонтальной погрузкой, перевозят в основном транспорт.
8. Фрахт - плата за перевозку груза по водным путям (реже - сухопутные перевозки).
План урока (на стационарной доске).
- Транспорт – отрасль экономики.
- Виды транспорта.
- Значение и роль транспорта в мировой экономике.
- Мировая транспортная система (М.Т.С.). Состав, показатели.
- Н.Т.Р. и транспорт (видеофрагмент).
- Географические различия в М.Т.С.
- Региональные транспортные системы.(Р.Т.С.)
- Общая характеристика М.Т.С. (атлас 10 кл., стр.24 -25 , карта «Транспорт мира»; настенная карта, карта в презентации).
- Характеристика отдельных видов транспорта (самостоятельная работа).
- Транспорт и охрана окружающей среды.
- Работа с контурной картой по индивидуальным заданиям – д\з.
Памятка работы с контурной картой.
- Сверху контурной карты ( стр. 2-3 ) подпишите название работы: «………………………………………………………………………».
- Найдите страну на политической карте атласа, затем на контурной карте.
- Выделите границу страны красным цветом; крупный город – точкой (кругом цветным); дороги – линией, в соответствии с условными обозначениями карты.
- Подпишите название страны (большая буква). Если страна имеет небольшую территорию, то используйте цифровое обозначение, которое затем перенесите в «Условные знаки» карты и сделайте надпись.
- Подпишите необходимый цифровой показатель . Число наносим на контур страны или в условные обозначения.
I. Организация начала урока.
Приветствие учителя.
Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира./
II. Беседа с учащимися, работа с материалами презентации.
Прочитайте тему урока. Слайд.1
? Что такое транспорт? Дайте определение этому понятию (Ответ: ведущая отрасль экономики ). Слайд.2
Определение понятия «Транспорт – важнейшая отрасль экономики». Слайд.3
ВЫВОД.
Тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности.
?Выбери правильный ответ. Слайд.4
Ответ: грузовой транспорт – является отраслью материального производства так как не создавая новых товаров, он завершает процесс производства, участвует в создании стоимости перевозимых товаров (в отличиии от пассажирского).
Слайд.5
? Ответь правильно. Слайд.6
Ответ: пассажирский транспорт – не является отраслью материального производства т.к……………….
ВЫВОД.
Пассажирский транспорт не является отраслью материального производства, так как при перевозке пассажиров не создаются новые материальные блага и не завершается производство уже выработанных материальных благ.
? Назовите виды транспорта по сферам деятельности. (Ответ: сухопутный ( ж/д, автомобильный, трубопроводный); воздушный, водный (морской и речной).
Слайд 7 Слайды 7- 8 Сухопутный Слайды 9 – 10- 11 Воздушный
Слайды 12 Морской Слайд13 Речной Слайд14 Трубопроводный
II. Работа с учебником и Листом урока.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы. (Учебник стр. 150-151. В.Максаковский, 2010 г)
? Роль и значение транспорта. Слайд ответы на вопросы для учащихся. Слайд15. (появляются друг за другом, по мере чтения текста)
? Объясните роль и значение транспорта в современной экономике (ответы можно читать с книги).
Ответы.
- Транспорт основа географического разделения труда (Г.Р.Т.) ?
- V и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.
- География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.
- Транспорт воздействует на размещение производительных сил, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов.
- Без транспорта невозможно преодолеть территориальный разрыв между производством и потреблением товаров, услуг, расстояний между людьми.
2. Дайте определение понятия «мировая транспортная система» (М.Т.С.).
Ответ.
М.Т.С. – все пути сообщения, транспортные предприятия, транспортные средства. К грузовому транспорту относится: сам транспорт, транспортные предприятия, перевозки грузов и путевое хозяйство, которое занято ремонтом и поддержанием в надлежащем состоянии путей общего использования (шоссейных, ж/д. и т.д.
- Обратите внимание на цифровые данные: назовите их. Слайд 16
(появляются друг за другом, по мере нахождения цифровых данных).
- занято человек: 100 млн. чел.
- общая длина транспортных сетей (без морских) – 50 млн.км.
- перевозится: грузов - 100 млрд. т
пассажиров - триллионы
Работа с Листом урока.
А) Записи
- темы урока: «География транспорта мира»;
- определение «транспорт»; пассажирский - ……………..производства, грузовой – отрасль ……………….производства.
- состав мировой М.Т.С.
- показатели: занятость, длина (без морских путей), кол-во перевозимых грузов и пассажиров (за 1 год).
4. Воздействие НТР на мировой транспорт – стр. 151 учебника.
Задание 2.
Прочитайте о влиянии НТР на мировую транспортную систему.
Ответы:
- увеличение пропускной способности транспортных путей:
- появление принципиально новых транспортных средств;
- увеличение вместимости и скорости передвижения.
Слайд 17 Видеофрагменты новых современных транспортных средств.
6. Географические различия в мировой транспортной системе – стр.151-152 Слайд № 18
Заполнение Листа урока.
Развитые страны. | Развивающиеся страны. | |
1 | Технический уровень | 1. Технический уровень____________________ |
2 | Развиты все__________________________ | 2. Преобладание ___________________________________ Используется__________________________________ ______________________________________________ |
3 | Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения | 3.Обеспеченность населения транспортной сетью, ее густота, подвижность населения _____________ _______________________________________________ |
4 | _____________________ взаимодействия различных подотраслей | 4. ________ взаимодействия различных подотраслей. |
5. | Приходится _от __________% общей длины мировой транспортной сети, грузооборота, пассажирооборота. | 5.Приходится _от__________% общей длины мировой транспортной сети, грузооборота, пассажирооборота |
6 | ____________ отрасль экономики. | 6.____________ отрасль экономики. |
7.Региональные транспортные системы показать слайды № 19 -20
Карта « География мирового транспорта».
Тр.системы стран: СНГ, Латинской Америки, С Америки, Зарубежной Европы, Ю Азии и тд.
8. Слайд № 21 Изменение структуры грузооборота транспорта.
Анализ таблицы «Изменение структуры грузооборота» мет. пособ. Жижина стр 129 и атлас стр. 24-25 Круговая диаграмма.
? Рассмотрите темпы роста каждого транспорта. Какой вид транспорта занимает 1,2,3 м в грузообороте. Почему?
9. 8. Слайд № 22 Изменение структуры пассажирооборота мирового транспорта.
Атлас, круговая диаграмма. Анализ.
10. Обеспеченность транспортной сетью (км на 100 км территории).
Анализ карты учебника «Мировой транспорт» - стр. 24 - 25
? Назовите регион, в котором обеспеченность транспортной сетью наиболее высокая. (Ответ: Зарубежная Европа). ?Какие страны находятся на территории данного региона? Соотнесите политическую карту и карту мирового транспорта (Ответ: Франция, Германия, Италия, Великобритания..)
? К какому ТИПУ стран они относятся? (Ответ: высокоразвитые, страны Большой 7)
? Какова плотность транспортной сети в З. Европе? Как определил? (Ответ: более 100 км.)
? Назовите регионы с наименьшей плотностью транспортной сети. Какие страны находятся на территории данных регионов. Соотнеси карты (Ответ: Африка, Лат Америка, Азия, Австралия)
? ? К какому ТИПУ стран они относятся? (Ответ: слаборазвитые).
11.Важнейшие морские порты Сингапур, Шанхай, Роттердам.
Найти на карте и показать.
Слайды № 23 – 25 Сингапур,
№ 26-27 – Шанхай, № 28-29 Роттердам
2 урок.
- Выполнение самостоятельной практической работы – 25 -30 мин.
Индивидуальные дифференцированные задания на каждого учащегося. Отчёты учащихся по выполненным заданиям.
- Влияние транспорта на окружающую среду – уч. стр. 158.
Слайды № 30, 31, 32
- Чтение текста учебника – стр. 158.
- Мини - сообщения учащихся.
Задание – рефлексия: формы рассуждение, мини-сочинение, дискуссия.
?
? Какие меры ты предпримешь, для того, чтобы уменьшить воздействие транспорта на окружающую среду.
- Подведение итогов.
- Какую тему изучили?
- Что вас заинтересовало?
- Какие задания (материал) вызвали наибольший интерес (затруднения).
- Ваше мнение об уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2....
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”....
Конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».
Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».Тип урока: Повторение и закрепление изученного материала....
Конспект открытого урока по технологии В 7 классе ГБОУ СКОШИ V вида № 28 Тема урока: «Витаминный стол и приготовление праздничной закуски из сыра и овощей
Этот урок поможет учителям технологии в организации и проведении речевой работы на уроке....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока
Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...