конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
методическая разработка (алгебра, 9 класс) по теме

Голубева Татьяна Алексеевна

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_razmeshcheniya_v_seti.rar164.31 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Педагог (ФИО): Голубева Татьяна Алексеевна

Предмет:              алгебра___________Класс:____9а_____     

Тема урока: Итоговый урок по теме: «Арифметическая прогрессия»         

№ п\п

Этапы работы

Цели, задачи, результаты этапа урока

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к работе, психологическая подготовка, проверка готовности обучающихся к уроку.

Метод: эмоциональная речь учителя.

Критерии: полная готовность класса, эмоциональность поведения, быстрый настрой.

1. Приветствие учителя.

Сообщение темы урока.

2. Оформление в тетрадях классной работы.

3. Диалог учителя и учеников:

Что нам нужно сделать, чтобы подготовиться к ней?

- повторить определения, свойства и формулы, которые выучили по арифметической прогрессии;

- решить задачи на использование этих формул;

- проверить домашнее задание.

4. Сообщение этапов урока:

Так и сделаем.

Сначала мы повторим все свойства и формулы, которые выучили по арифметической прогрессии, потом проверим домашнее задание к сегодняшнему уроку, потом структурируем задачи по использованным в решении формулам, потом порешаем задачи в парах, впомним кое-что из истории, связанное с арифметической прогрессии. В конце урока получите домашнее задание.

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности; дальнейшее формирование у учащихся знаний основ математики.

Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, диалог учителя с классом.

Критерии: полнота, точность ответов, активность обучающихся.

Методы и критерии оценивания ответов: положительная оценка, похвала, одобрение.

5. На протяжение нескольких уроков мы с вами изучали и определение арифметической прогрессии, и формулу n-ного члена, и формулы суммы n первых членов прогрессии,

____(имя ученика) приготовил(а) презентацию об арифметической прогрессии, в которой включены все формулы, определения и свойства.

Послушаем и посмотрим презентацию.

4. Домашнее задание к сегодняшнему уроку у доски идут оформлять 3 человека.

№ 673 (а)
Найдите члены арифметической прогрессии, обозначенные буквами:
а) а
1; а2; -19; -11,5; а5,,,,;                      
№ 680 (б)
Найдите первый  отрицательный член арифметической прогрессии
8,5 ;   ; … .
№ 689 (а)
Найдите сумму всех двухзначных чисел.

Если ученики справляются с заданием раньше, чем класс закончит повторять теоретический материал, то они садятся на свои рабочие места и включаются в работу вместе со всем классом.

6. Диалог учителя и учеников:

- В ходе просмотра презентации вы что должны сделать с формулами по арифметической прогрессии?

- Записать их в тетрадь.

- А зачем?

Чтоб не забыть, чтоб ваша зрительная память тоже развивалась.

8. ____(имя ученика) учитель хвалит, выставляет оценку, говорит о местах в презентации, которые можно сделать ещё лучше и качественнее.

7. ____(имя ученика) проговаривает каждый слайд презентации, ученики в тетрадях фиксируют основные формулы, учитель сидит  за компьютером и перещёлкивает слайды.  

 

9. А теперь проверим домашнее задание.

10. Ученики у доски рассказывают об условии и ходе решения «домашних» задач, учитель и остальные ученики проверяют каждый номер, задают вопросы, если таковые возникнут, корректируют записи на доске, предлагают, если возможно, рациональный способ решения или записи решения. Каждый ученик, работавший у доски с д\з, получает оценку.

11. Кто не справился с № 673 (а)? Возьмите со своей парты себе в д\з дополнительную карточку, на которой написано «задание 1».

Кто не справился с № 680 (б)? Возьмите со своей парты себе в д\з дополнительную карточку, на которой написано «задание 2».

Кто не справился с № 689 (а)? Возьмите со своей парты себе в д\з дополнительную карточку, на которой написано «задание 3».

12. Карточка для тех, кто неправильно выполнит номера из домашнего задания:

№ 673 (а);  задание 1. Найдите члены арифметической прогрессии (а n), обозначенные   буквами:  а 1; - 8,5; а 3; - 4,5; а 5; а 6; … .

№ 680 (б);  задание 2. Найдите первый положительный член арифметической прогрессии -; ; …

№ 689 (а);  задание 3. Найдите сумму всех трёхзначных чисел.

3

Систематизация ранее изученного материала.

Цель: дальнейшее приобретение опыта систематизировать практические задания по теме.    

Задачи: разделение задач на группы по используемым в решении формулам, приобретение дальнейшего опыта в применении формул при решении задач, систематизация умений и навыков решения задач по теме.

Методы: индивидуальная работа, диалог учителя с классом.

Критерии: полнота, точность ответов, активность обучающихся.

Методы и критерии оценивания ответов: похвала, одобрение.

13. Диалог:

Формулы и определения повторили, домашнее задание проверили. Что дальше?

Решать!!!

Сначала устная работа.

14. Следующий этап нашей работы – это распределение задач на группы по используемым в решении формулам.

Мы с вами прорешали очень много задач на арифметическую прогрессию. И уже мы можем, только прочитав условие, разобраться, какую же или какие же формулы нужно использовать в решении задачи.

Перед вами список из тринадцати задач. Прочитав их условие, разделите их на группы, занеся номер каждой задачи в определённый столбик. Критерий отбора: какая (какие) формулы используются при решении задачи. Время работы: 3 минуты.

Учитель с учениками обсуждают, какие задачи в какой столбик занесли. Если есть разногласия по задачам, выясняют вопросы конкретно по каждой задаче, какая формула или какие формулы используются при её решении.

15. Кто-то из учеников проговаривает, какие задачи (по номерам) записаны в каком столбце.

Задачи для устной работы

1. Найдите сумму первых пятнадцати членов арифметической прогрессии (х n), если х 1 = - 5,5;    х 5 = 0,5.

2. Найдите разность арифметической прогрессии

     (а n), если а 1 = - 2;    а 20 = 55.

3. Между числами 28,8 и 31,6 вставьте 6 чисел так, чтобы они вместе с данными числами образовали арифметическую прогрессию. В ответе укажите третье по счёту вставленное число.

4. Найдите первый член геометрической прогрессии (b n), в которой b 7 = 256, q = - 2.

5. Найдите сумму членов арифметической прогрессии (а n) с седьмого по четырнадцатый, если а 3 = - 4,5;  а 5 = - 0,5.

6. Найдите сумму первых 8 членов прогрессии (с n): 3; 6; 12; … .

7. Найдите сумму первых девятнадцати членов арифметической прогрессии (а n), если а 1 = 30;   d = - 3.

8. Найдите четыре первых члена геометрической прогрессии, если сумма двух крайних членной равна 52, а сумма двух средних равна 16.

9. Найдите сумму первых тридцати трёх членов арифметической прогрессии (с n), если с 17 = 2.

10. Найдите двадцать первый член арифметической прогрессии (у n), если у 1 = - 2;  d = 2,5.

11. Решите уравнение, в котором слагаемые в сумме, записанные в левой части, составляют   арифметическую прогрессию:   3 + 7 + 11 + … + х = 210.

12. Найдите количество отрицательных членов арифметической прогрессии (b n):   - 16,6; - 15,1; ….

13. Найдите первый член арифметической прогрессии (х n), если S 3 = 75;  S 6 = 186.

Заполненная таблица такова:

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

По формуле n-ного члена

По формуле суммы n первых членов

По формулам n-ного члена и суммы n первых членов

4, 6, 8

2, 3, 10, 12

7, 13

1, 5, 9, 11

4

Закрепление изученного материала при решении задач.

Цель: дальнейшее приобретение навыка применения теоретического материала к решению определённого вида задач.

Задачи: решение задач по различным уровням сложности; дальнейшее развитие устной математической речи при объяснении хода решения задачи;

воспитание ответственности за результат действий в ходе выполнения работы.

Методы: индивидуальная работа, взаимопроверка.

Критерии: полнота, точность ответов, активность обучающихся.

Методы и критерии оценивания ответов: положительная оценка, похвала, одобрение.

16. Устно решали задачи, теперь письменно!!!

Следующий вид работы – работа над заданиями из списка задач именно по арифметической прогрессии по парам с взаимопроверкой, как мы работали  и ранее на предыдущих уроках.

Ещё на одном отдельном листе (он лежит у вас перевёрнутым) записаны все задачи по арифметической прогрессии из первого списка. Для удобства нумерация задач сохранена.  К каждой задаче даны два ответа, а к каждому ответу буква. Отвечающий за решение определённой задачи после её решения должен на серую доску прикрепить магнитом лист с правильным ответом и соответствующей буквой.

Учитель распределяет детей на 3 группы, указывает номера задач для каждой группы (разделение задач  происходит по степени сложности задач, а учеников – по степени успешности по результатам проверочных работ по данной теме)

17. По одному человеку из пары  выходят к доске и решают одну  из задач своей группы, второй ученик пары позже проверяет правильность решения путём комментирования с места решения задачи по записям у доски. После этого на отдельной магнитной доске вывешивается лист с правильным ответом и с соответствующей буквой.

Если ученик, выступавший у доски, успешно решил задачу своего уровня, то он имеет возможность получить более высокую оценку, решив на своём рабочем дополнительную задачу более высокого уровня сложности, а ученик 3 группы – решив дополнительную задачу своего уровня сложности.

Проверка правильности решения дополнительных задач осуществляется учителем.

первая группа учеников

вторая группа учеников

третья группа учеников

Ф. И. учеников

Ф. И. учеников

Ф. И. учеников

вы решаете задачи:

№ 2; 7; 10

№ 1; 3; 12; 13

№ 5; 9; 11

Варианты ответов для каждой задачи по арифметической прогрессии

(подчёркнутые ответы – правильные):

№ 1 (60 (П) или 75 (С)),

 № 2 (3 (К) или – 3 (Т)),

№ 3 (29,6 (  ) или 30 (Л)),

№ 5 (84 (С) или 42 (П)),

№ 7 (1089 (Ю) или 57 (А)),

№ 9 (66 (У) или 33 (А)),

№ 10 (48 (Г) или 76 (В)),  

№ 11 (39 (  ) или – 43 (У)),

№ 12 (12 (А) или 11 (Ё)),

№ 13 (29 (М) или 21 (Р)).

Дополнительные задачи: (карточки № 41-43 для учеников I группы, карточки № 51-53 для учащихся II группы, карточки № 61-63 – для обучающихся III группы)

карточка № 41.

Найдите первый член прогрессии и разность арифметической прогрессии, в которой S 3 = 60; S 7 = 56.

карточка № 42.

Найдите сумму первых восемнадцати членов арифметической прогрессии (у n), если

у 1 = - 6,5;    у 5 = - 0,5.  

карточка № 43.

Между числами 38,2 и 25,6 вставьте 6 чисел так, чтобы они вместе с данными числами образовали арифметическую прогрессию. Найдите эти числа.

карточка № 51.

Найдите сумму членов арифметической прогрессии (а n) с восьмого по двадцатый, если

а 1  = 18; а 4 =  13,5.

карточка № 52.

Найдите сумму двадцати девяти членов арифметической прогрессии (b n), если а 15  = 1,8.

карточка № 53.

Решите уравнение, в котором слагаемые в сумме, записанные в левой части, составляют   арифметическую прогрессию:   32 + 27 + 22 + … + х = 116.

карточка № 61.

Решите уравнение, в котором слагаемые в сумме, записанные в левой части, составляют   арифметическую прогрессию:   2 + 6 + 10 + … + х = 450.

карточка № 62.

Решите уравнение, в котором слагаемые в сумме, записанные в левой части, составляют   арифметическую прогрессию:   30 + 27 + 24 + … + х = 162.

карточка № 63.

Найдите сумму все натуральных чисел, не превосходящих 100, которые не кратны 5.

5

Историческая справка.

Цель: дальнейшее развитие познавательного интереса, расширения кругозора.

Задачи: развитие мыслительных способностей, умения анализировать полученную информацию, сопоставлять факты, находить закономерности событий.

Метод: поисковый.

Критерии: полнота, точность ответов, активность обучающихся.

Методы и критерии оценивания ответов: похвала, одобрение.

18. Составляем слово (или, может быть, 2 слова). ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ?????

20. Физкультминутка. Развернитесь к задней стене, на которой вывешены портреты, поверните головы в одну, другую стороны, посмотрите, есть ли портрет Карла Гаусса среди них. Как раз немного физических упражнений для корпуса и шеи. В это время можно и пальцы рук немного размять. 22. Историческая справка об учёном.

Учитель показывает портрет  учёного на последнем слайде презентации и на металлической нити справа от центральной доски и рассказывает легенду о том, как в юном возрасте Карл Фридрих устно вычислил сумму чисел от 1 до 100 (то есть воспользовался формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии для первого и последнего членов прогрессии.

Годы жизни: 30.04.1777 – 23.02.1855 (77 лет)

Немецкий учёный.

Работал в Гёттингенском университете

Научная сфера: математика, физика, астрономия

Известные ученики: Фридрих Бессель, Юлиус Дедекинд, Георг Риман.

19. Составление нескольких слов путём выстраивания чисел в определённой последовательности.

Путём догадок и размышления над закономерностями между получившимися числами выстраивается арифметическая прогрессия чисел:

3; 12; 21; 30; 39; 48; 57; 66; 75; 84 и одновременно из букв складывается слова: «Карл Гаусс».

21. Физкультминутка.

6

Задание на дом.

Цель: закрепить знания и умения, используемые на уроке, позволяющие решать различные задач по данной теме.

Метод: поисковый.

23. Учитель объявляет домашнее задание к следующему уроку.

Творческое домашнее задание (записано на отдельной карточке у каждого ученика на его рабочем месте): 

Дана последовательность чисел: 3; 12; 21; 30; 39; 48; 57; 66; 75; 84.

Для этой прогрессии составить и решить три задачи

- с использованием формулы n-ного члена (на 3 балла);

- с использованием одной из формул суммы n первых членов (на 4 балла);

- с использованием и формулы n-ного члена, и одной из формул суммы n первых членов (на 5 баллов).

Принести дидактический материал.

Ученики забирают домой карточку с домашним заданием.

Итоги урока.

Диалог учителя и учеников.

Что нового мы с вами узнали на уроке?

Чем занимались на уроке?

Какие определения, какие свойства, какие формулы связаны с арифметической прогрессией?

Объявление и выставление в дневники и журнал полученных за урок оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по алгебре 9 класс «Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии"

Урок изучения нового материала по алгебре  9 класс " Формулы n первых членов арифметической прогресси" ...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Конспект открытого урока по алгебре. 9 класс

Конспект открытого урока по алгебре по теме "Область определения функции" (9 класс)...

Разработка урока по алгебре 9 класс, "Геометрическая прогрессия"

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме "Сумма первых п-членов геометрической прогрессии"  с презентацией....