Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему:
    Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

    Самсонова Валентина Георгиевна

    Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни, наряду с другими элементами, занятия физической культурой и спортом должны стать правилом и непременным атрибутом жизнедеятельности.

    В наше время все больше и больше становится популярным здоровое питание. Люди хотят, чтобы их организм работал стабильно, полноценно усваивая все полезные вещества и элементы, чтобы проходил быстро и правильно процесс обмена веществ - ведь это является залогом и гарантией крепкого здоровья.

    Еще одним фактором здорового образа жизни является закаливание - система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма  неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»)

    Для учащихся 8 класса.

    Цель урока: осмыслить необходимость физической культуры и здорового образа жизни для устойчивого развития человека.

    Задачи урока:

    Познавательные:

    1. Привести учащихся к пониманию о взаимосвязи строения и функции скелета и мышц.  2. Помочь учащимся расширить представления о взаимосвязи состояния окружающей

           среды и здоровья человека.

      Развивающие:

    1.  Способствовать развитию познавательного интереса учащихся с помощью творческих заданий и межпредметных связей с курсом физической культурой.

    2. Способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию, применять знания на практике.

    3. Способствовать обогащению навыков общения и умения совместной деятельности.

    Воспитательные

    1. Воспитывать у учащихся активную позицию, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

    2. Способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.

    Методы обучения:

    -  вербальные (беседа);

    - наглядные;

    - практические

    Тип урока: комбинированный.

    Используемые технологии:

    - проблемные, технология группового взаимодействия

    Ход урока

    1. Обзор высказываний мыслителей древности и выдающихся людей нашего времени (4 учащихся). Сообщения занимают примерно  5 минут.

    Примерное содержание выступлений:

    Аристотель (IV век до нашей эры) – «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие».

    Гиппократ – «Праздность и ничегонеделанье влекут за собой порочность и нездоровье».

    Книга времен древней Греции «О диете» (автор неизвестен) . Автор излагает сведения о действии на организм прогулок, бега, гимнастических упражнений, анализируются причины утомления и переутомления. «Относительно утомления, возникающего в теле, дело обстоит так: люди, не занимающиеся упражнениями, утомляются от всякой работы».

    Тревогу за разрушающееся здоровье сограждан высказывали римские поэты и мыслитель. Строфы из Овидия:

                           «Смотри, как разрушается от безделья

                             Ленивое тело.

                            Так портится в озере

                            Без движенья вода…»

    Проблема  движения отразилась и в произведениях поэтов XIX века.

    Гете вложил в уста Мефистофеля такой совет Фаусту:

                           « Уединись в глуши полей,

                              Руби, копай, паши за плугом

                              И ограничить тесным кругом

                              Себя и ум свой не жалей,

                              Питайся просто в скромной доле».

    И.А. Гончаров при описании Обломова: «Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть и того и другого».

    Леонардо да Винчи - «Хорошо прожитый день дает спокойный сон».

    Л.Н. Толстой - « Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий успокаивающий сон».

    1. Учитель биологии. Гиподинамия, как мы слышали из выступлений,  – это проблема, которая занимала не только древних, но и современных людей.

    Каковы же признаки гиподинамии? Они особенно ярко проявляются в утренние часы. Например, у человека после ночного сна нет ощущения свежести, он вял, раздражителен. Не приносит ему облегчение и умывание, отсутствует аппетит. Пешком пройтись не хочется, а в транспорте все раздражает. Улучшение общего состояния происходит через 3-4 часа и длится до обеда, а затем опять наступает усталость. У больных гиподинамией изменения возникают прежде всего в мышцах и в сердце, так как здесь количество главного энергетического вещества АТФ. Электрокардиограмма у таких людей показывает ухудшение работы сердца при нагрузке. У малоподвижных людей развивается атеросклероз – поражение кровеносных сосудов, отложение на их стенках жировых бляшек. Спутником гиподинамии является снижение дыхательного объема легких, нарушения со стороны органов пищеварения. Как же бороться с гиподинамией?

       Наш журналист (кто-то из учащихся) провел «трансвековое интервью». Ему слово. Ведущий журналист представляет участников интервью, они садятся за стол, перед каждым ставиться табличка, на которой написаны его имя и век, в котором он жил. Это Гиппократ, Авиценна, философ XVI века И. Кант, русские ученые – академик А. Богомолец, Н. Амосов.

     Вопрос: Какое место в медицине должен занять режим здоровья?

    Гиппократ: «Природа дает что нужно. Однако знание всего человека недостаточно для лечения ввиду того, человек, который ест не может быть здоровым, если он не делает телесных упражнений. Пища и упражнения имеют противоположные свойства, которые соединяясь, способствуют поддержанию здоровья».

    Амосов: «Благополучия в здоровье людей нет. Почему? Причина в том, что образ жизни, избранный нашим современником, противоречит самой природе человека. К сожалению, убедить человека в том, что он живет неправильно, не просто»

    Вопрос: Что Вы понимаете под режимом здоровья?

    Гиппократ: «Труд является пищей для всех членов и мышц, сон – внутренностей. Упражнение органов – труды, пища, сон….- все умеренно! Поддержание здоровья: ни пресыщение пищей, ни воздержание от труда».

    Авиценна: «Основное в искусстве сохранения здоровья – это есть уравновешивание необходимых факторов. Они суть: 1- уравновешивание натуры;  2 – выбор пищи; 3- очистка тела от шлаков; 4- сохранение телосложения; 5- уравновешенность физического и духовного движения».

    А. Богомолец: «первый принцип этой разумной жизни – работа. Работать должен весь организм, все его функции. Ни одна из них не должна быть забыта, ни одну нельзя перегружать до истощения».

    Н. Амосов: «Режим здоровья- это определенный образ жизни человека. Можно наметить такие его черты: разумное ограничение питания, физическая нагрузка, сдержанное отношение к недомоганию и болезням».

    Вопрос: Не могли бы Вы поподробнее остановиться на роли двигательной активности?

    Авиценна: «Самое главное в режиме сохранения здоровья - есть занятие физическими упражнениями. Физические упражнения являются наиболее сильными  факторами, предотвращающими скопление зачатков переполнения, и, вместе с тем, повышают прирожденную теплоту и придают легкость».

    И. Кант: «Основное правило – не щадить свои силы, не расслаблять их комфортом и праздностью»

    Гигиеническая программа:

    1. Держать в холоде голову, ноги, грудь.
    2. Меньше спать, т.к. постель- гнездо заболеваний.
    3. Больше двигаться, гулять в любую погоду.
    4. Вредно за едой, как и во время ходьбы, мыслить.

    Н. Амосов: «Одна из заповедей режима – физическая нагрузка. Осваивать комплекс упражнений надо постепенно, понемногу увеличивая нагрузку».

    Вопрос к учащимся: Какой вывод можно сделать на основании этого интервью?

    - И в древности, и в настоящее время основным условием сохранения здоровья является двигательная активность.

    ( материал интервью подготовлен по книге Г.Н. Пропастина «Через века…»)

    Задается вопрос учителю физической культуры. Как отражается развитие опорно-двигательной системы на работе других органов?

       Степень тренированности человека можно по подсчету пульса в покое и после физической нагрузки. Для наблюдений учитель физкультуры вызывает 3 учащихся разной степени подготовленности и одного ученика для оформления записей на доске.

    Испытуемый

    Показатель частоты сердечных сокращений

    Покой

    Работа

    Восстановление

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    2

    3

    4

    5

      На доске написаны и показатели, по которым можно сравнить степень физической подготовленности:

    В покое у здоровых людей . . . . . . . . . . . . 60-70 ударов в мин.

    В покое у тренированных людей . .  . . . .  40-50 ударов в мин.

    Во время небольших физических

    нагрузок и после них. . . . . . . . . . . . . . . . . . 100-130 ударов в мин.

    Во время средних физических                                                                                                  нагрузок и после них . . . . . . . . . . . . . . . .130- 160 ударов в мин.

    Во время сильных физических

    нагрузок и после них. . . . . . . . . . . . . . . . .160-190 ударов в мин.

       Фиксируем частоту сердечных сокращений по пульсу в течение 5 мин. по минутам при выполнении средней нагрузки. Заполняем таблицу, затем вычерчиваем график для каждого испытуемого.

    Подведение итогов:

    Что происходит с опорно-двигательной системой при регулярных занятиях спортом?

    В ходе беседы выясняются следующие положения, которые учащиеся записывают в тетрадь:

    1. Занятия спортом способствуют формированию скелета. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых испытывает наибольшее напряжение. Чем сильнее развиваются мышцы тела, прочнее становятся кости скелета.
    2. Чем большую работу совершают  мышечные волокна , тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической нагрузке мышечные волокна быстрее растут, утолщаются, а значит могут совершать большую работу.
    3. Мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности многих систем органов.
    4. В тканях активнее происходит обмен веществ.

    Таким образом занятия физическим трудом, спортом оказывает благоприятное воздействие на весь организм. Можно согласиться с академиком  Амосовым, когда он будущее медицины видит в привитии людям режима здоровья, в широком применении физических упражнений. Если вы задумаетесь над своим образом жизни, то цель нашего урока будет достигнута.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс

    Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока:  озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...

    Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система"

    Данный урок разработан для обучающихся 9 класса коррекционной шкрлы с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Урок в форме конкурса. На уроке используются различные задания, деятельность детей...

    Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

    Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

    Обобщающий урок по теме: "Опорно-двигательная система"

    Этот урок можно использовать для обобщения материала по теме 6"Опороно- двигательная система человека"....

    Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием".

    Описание: Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на расширение словарного запаса...

    Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.

    Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....

    ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Опорно-двигательная система человека» 11 класс (химико-биологический профиль)

    РАЗРАБОТКА ДАННОГО УРОКА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ ПРОВЕСТИ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕМЕ "ОДС" НЕ ТОЛЬКО В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ , НО И В 8 КЛАССЕ....