Пушкин А.С. Роман "Дубровский".
презентация урока для интерактивной доски по литературе (6 класс) по теме

Колотухина Елена Владимировна

Учебно- методические  и  рабочие материалы к урокам литературы по роману А.С. Пушкина "Дубровский" в форме презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Изображение русского барства. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Слайд 2

История создания «Дубровский»- незавершённое произведение, над которым Пушкин работал 3,5 месяца (с октября 1832 по февраль 1833 г.) Не был опубликован при жизни автора . Сообщения: Жизнь крестьян до отмены крепостного права. 2. «Барство дикое».

Слайд 3

Литературоведческие термины Роман - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Общие черты и особенности сюжета : На первом месте- образы людей обыкновенных . Изображение будничной, повседневной жизни во всей многогранности её проявления. Изображение человека в сложных формах жизненного процесса. Многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц.

Слайд 4

Композиция (лат. – «сложение, состав»)- построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов. Сюжет (франц.- «предмет, содержание»)- последовательность и связь событий в художественном произведении. Как построена композиция романа «Дубровский»?

Слайд 5

Глава 1. С кем мы познакомились в первой главе романа? План раскрытия образа героя : Х арактеристика. Место нахождения усадьбы. Род занятий хозяина усадьбы.

Слайд 6

Троекуров Кирилл Петрович

Слайд 7

Дубровский Андрей Гаврилович

Слайд 8

Случай на псарне Как произошла ссора двух приятелей?

Слайд 9

Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского-старшего Что сближало? Что отличает? 1. Товарищи по службе. 1. Материальное состояние. 2. Ровесники. 2. Жёсткий, властный характер у Троекурова, прямолинейный и справедливый у Дубровского- старшего. 3. отчасти- сходство в характерах и в наклонностях. 3. Взаимодействие с крестьянами. 4. Оба по любви женились. 5. Оба овдовели.

Слайд 10

Глава 2. Сцена суда.

Слайд 11

Домашнее задание Перечитать и озаглавить главы 3-5, проследив, как Владимир становится разбойником. Устное описание Троекурова и Дубровского: Внешность, манера поведения, мимика, образование, семья…

Слайд 12

Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин «Дубровский». Образ Владимира Дубровского. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Проверка д/з Устное рисование: описание Дубровского и Троекурова.

Слайд 3

Глава 3. Отец и сын. Что в характере Владимира от его отца? Какой была петербургская жизнь Владимира? Почему Владимир решил поехать в Кистенёвку ? Какими были отношени я отца и сына?

Слайд 4

Глава 4. Смерть старшего Дубровского.

Слайд 5

Глава 5. Похороны отца Дубровского. Какие чувства испытывает Владимир? Как эти чувства изображает автор?

Слайд 6

Судейские чиновники Как ведут себя судейские чиновники, которые приехали забирать имение? Сравните поведение Шабашкина в начале и в конце сцены?

Слайд 7

Итоги Какова роль 4 и 5 глав в романе? Как проявляется авторская позиция в романе?

Слайд 8

Домашнее задание 1 . Перечитать 6-10 главы, озаглавить их. 2. Выразительное чтение эпизода «Обед в Покровском», его пересказ от лица одного из героев (рассказчика, Троекурова или Марьи Кириловны )

Слайд 9

Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин «Дубровский». Учитель Дефорж . К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Глава 6. Пожар в Кистенёвке . Каким словами начинается 6-я глава? Какие чувства и спытывает Владимир в доме отца, где хозяйничают приказные? К какому решению приходит Владимир и в связи с чем?

Слайд 3

Что изображено художником на переднем плане? Что мы можем сказать по их выражению лица, позам? Точно ли художник передал сцену пожара имения, описанную Пушкиным?

Слайд 4

Глава 7. Разбойники. Что заставило Владимира стать разбойником? Каким образом образовалась шайка разбойников? Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

Слайд 5

Глава 8. Учитель. Почему Маша сначала не обратила внимание на Дефоржа ? А какое впечатление произвела Маша на учителя?

Слайд 6

О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнали из этой главы? Меняется ли отношение Троекурова к Дефоржу в течение этой главы?

Слайд 7

Глава 9. Обед в Покровском. О каких подробностях дела отца узнал Владимир на званом обеде? Сравните рассказы Глобовой и Спицына. Почему никто из гостей не узнал Дубровского?

Слайд 8

Глава 10. Дубровский без маски. Какова роль 10-й главы в композиции романа? Почему Спицын решил переночевать в одной комнате с учителем?

Слайд 9

Итоги Почему Владимир выбрал именно такой путь, чтобы отстоять честь семьи? Могли ли быть другие варианты? Что сделали бы вы на месте Владимира?

Слайд 10

Домашнее задание Главы 11-16: перечитать и озаглавить.

Слайд 11

Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин «Дубровский». Владимир Дубровский и Маша Троекурова. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Проверка д/з Варианты заглавий глав 11-16.

Слайд 3

Итоги Какова роль глав 11-16 в романе?

Слайд 4

Домашнее задание Перечитать главы 17-18, озаглавить их. Ответить на вопрос 4 (к гл.13-18). Выразительное чтение главы 17.

Слайд 5

Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин «Дубровский». Выделение эпизодов главы 17. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Проверка д/з Варианты заглавий главы 17:

Слайд 3

Глава 17. Какую роль играет в данной главе один маленький предмет?

Слайд 4

Характеристика Саши и Мити

Слайд 5

Выделение эпизодов главы 17 Эпизод- самостоятельный отрывок, фрагмент художественного произведения .

Слайд 6

Итоги Каково ваше отношение к обоим мальчикам? Какова роль данной главы в романе?

Слайд 7

Домашнее задание Перечитать главы 18-19, озаглавить их .

Слайд 8

Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин «Дубровский». Развязка романа. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Проверка д/з Варианты заглавий глав 18,19:

Слайд 3

Глава 18. «Окована навеки…» Как идут приготовления к свадьбе, как ведут себя герои? Принимает ли Маша помощь Дубровского?

Слайд 4

Глава 19. Разбойники. Описание разбойников (стр.134). Почему Дубровский покинул своих крестьян?

Слайд 5

Каково отношение автора к своему герою- разбойнику?

Слайд 6

Итоги Какова главная мысль, идея произведения? Кто является носителем этой идеи? Что осуждает автор? Как вы видите завершение этого романа?

Слайд 7

Темы сочинений: Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского? «Неистребимо благородство душ»! Дальнейшая история героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Слайд 8

Домашнее задание Выбрать тему для сочинения, написать сжатый план, подобрать материал. Принести тетрадь для сочинений 18 листов в линейку с зелёной обложкой для сочинения.

Слайд 9

Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин «Дубровский». РР. Подготовка к домашнему сочинению. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Что такое сочинение? Зачем мы их пишем? Чем, по-вашему, может быть ценно сочинение? Как сделать так, чтобы ваше сочинение было содержательным, интересным, понравилось, произвело впечатление?

Слайд 3

Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» Краткая история героя: родители; воспитание; характер.

Слайд 4

2. Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Письмо из дома, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности. Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий- Троекурове. Самодурство Троекурова (несправедливый суд, лжесвидетельства, подкупленные чиновники). Последняя ночь Владимира в родном доме, желание отомстить Троекурову. Ответственность за крепостных, разделивших их судьбу. Дубровский открывается Маше, объясняя, почему стал разбойником. Дубровский- «благородный разбойник»

Слайд 5

3. Позиция автора и учащегося к Дубровскому- разбойнику.

Слайд 6

Тема: «Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?» Маша Троекурова на пороге замужества: Предложение старого волокиты Верейского . Признание Владимира, что он- Дубровский, готов прийти на помощь.

Слайд 7

2. Кирила Петрович ускоряет ход событий: «Завтра быть свадьбе и точка…» Пойти за Верейского - послушать отца. Броситься за Дубровским- решение против отца.

Слайд 8

3. Влюблённость, но не любовь Маши.

Слайд 9

Тема: «Неистребимое благородство душ!» Благородный - способный жертвовать личными интересами, безукоризненно честный. С 13 века до начала 2- века слово БЛАГОРОДНЫЙ означало «принадлежащий дворянскому сословию, дворянский». В каком значении слово БЛАГОРОДНЫЙ употребляется в названии темы?

Слайд 10

Чем и ради чего жертвуют Владимир и Маша? Какие цитаты из романа можно привести в своём сочинении в доказательство благородства этих героев?

Слайд 11

Есть ли другие благородные герои в романе? Благороден ли Архип?

Слайд 12

План. Что такое благородство? Благородные герои и поступки в романе. Бывает ли разбойник «славным»? Встречал ли я благородных людей?

Слайд 13

Итоги Какую тему выберете? Почему?

Слайд 14

Домашнее задание Написать сочинение в тетради для творческих работ по литературе. Вн.чт . О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (стр. 143-144)- прочитать статью. «Барышня- крестьянка»: выразит. Чтение, пересказ. Нарисовать сарафан Акулины ( по желанию).

Слайд 15

Литература: А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова , В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.



Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Карточки для самостоятельной работы.

Карточка №1.

Восстановите последовательность эпизодов в романе.

Проставьте номера 1-12.

Возвращение В. Дубровского в родную Кистеневку

Люди Троекурова воруют в роще Дубровского

Первое свидание Маши и Дубровского

Пожар

Саша прячет кольцо в дупле

Суд

Дубровский останавливает карету князя в лесу

Обед у Троекурова

Письмо Маши князю Верейскому

Похороны Андрея Гавриловича

Ссора Дубровского и Троекурова

Троекуровы в гостях у Верейского

Карточка №2.

Покажите стрелками соответствие должностей второстепенных персонажей и их имён.

Камердинер Дубровского

Парамошка

Штаб-лекарь в лазарете больных собак Троекурова

Антон

Крепостная, ухаживающая за Дубровским и написавшая письмо Владимиру

Архип

Кузнец

Тимошка

Псарь Троекурова

Харитон

Повар, единственный кистенёвский грамотей

Орина Егоровна Бузырёва

Кучер Дубровского

Гриша

Птичница

Агафья



Предварительный просмотр:

Тест. 6 класс.

А.С. Пушкин «Дубровский»

1. Троекуров:

а) высокообразованный дворянин;

б) человек необразованный и грубый;

в) получил блестящее образование, но нигде не смог проявить его должным образом.

2. Троекуров:

а) имел много крепостных;

б) отпустил их всех на волю;

в) был бедный, жил со слугой и няней.

3. Дворовые Троекурова:

а) искренне любили хозяина;

б) боялись его;

в) пользовались покровительством хозяина и вели себя нагло.

4. Старый Дубровский:

а) был очень богат;

б) владел 70 крестьянами;

в) служил в армии и получал там жалование.

5. Троекуров по чину и званию:

а) был выше старого Дубровского;

б) равный с ним;

в) ниже его.

6. Троекуров и Дубровский:

а) были очень дружны;

б) слегка поссорились;

в) были во вражде и судились за право владеть Кистеневкой.

7. Владимир Дубровский:

а) жил с отцом;

б) в Петербурге;

в) за границей.

8. Владимир приехал домой по вызову няни:

а) застал отца живым и здоровым;

б) нашёл его больным и впавшим в детство;

в) не застал отца в живых.

9. Владимир:

а) любил Троекурова как родного отца;

б) уважал его;

в) ненавидел, считал виновным в смерти отца.

10. Кистеневку сожгли:

а) случайно;

б) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе;

в) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским.

11. Архип-кузнец:

а) жестокий злодей;

б) добрый и миролюбивый;

в) справедливый.

12. Дефорж, появившийся у Троекурова,- это:

а) Дубровский;

б) настоящий француз;

в) переодетый крепостной крестьянин Дубровского.

13. Саша - это:

а) крепостной Дубровского;

б) брат Маши Троекуровой;

в) брат Дубровского.

14. В гостях у Троекурова собрались:

а) одна родня- 7 человек;

б) 80 человек со всей округи;

в) вельможи из Москвы.

15. О Дубровском - разбойнике впервые объяснил:

а) Троекуров;

б) Антон Пафнутьич;

в) говорили со всех сторон.

16. Владимир Дубровский:

а) ровесник Маши;

б) намного старше её;

в) старше её на 5 лет.

17. Антон Пафнутьич оказался в одной комнате с Дефоржем:

а) Дефорж затащил его к себе;

б) Антон Пафнутьич сам захотел ночевать с учителем;

в) Троекуров велел  понаблюдать за учителем.

18. Маша:

а) сразу полюбила Дефоржа, поэтому пошла на свидание;

б) она знала, что это Дубровский, которого она любила с детства;

в) пошла на свидание из любопытства.

19. Маша не согласилась уйти с Дубровским, потому что:

а) не любила его и боялась;

б) считала брак, освящённый венчанием, нерасторжимым;

в) она очень любила князя Верейского.

20. Дубровский:

а) остался разбойником;

б) погиб;

в) бросил шайку и уехал за границу.

Ответы:

1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-в  (а), 7-б, 8-б, 9-в, 10-в,

11-в, 12-а, 13-б, 14-б, 15-в, 16-в, 17-б, 18-в, 19-б, 20-в.  

Литература:

Литература. 5-6 классы: конспекты уроков / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др.- Волгоград: Учитель, 2014- стр. 110-113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...