Урок литературы в 9-м классе "«Я» и «ОНИ»" (ранняя лирика В. Маяковского)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Павлюкова Ольга Сергеевна

Урок литературы в 9-м классе "«Я» и «ОНИ»" (ранняя лирика В. Маяковского)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: интерпретация художественного текста.

Задачи:

- расширить знания о жизненном и творческом пути В.Маяковского, представления учащихся о своеобразии самосознания и мироощущения лирического героя Маяковского;

- развивать умения учащихся анализировать поэтическое произведение («А вы могли бы?», «Нате!»), развивать навыки свободного владения литературной речью;

- на примере стихотворений «А вы могли бы?», «Нате!» выявить основное направление ранней лирики В.Маяковского;

-  продолжить обучение составлению кластера;

- воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии поэтического текста, художественный вкус.

К данному уроку дается конспект, информация по биографии поэта, презентация и буклет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayakovskiy.rar2.23 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 Владимир Владимирович Маяковский  СЛАЙД 2   родился 7(19) июля 1893 года в Закавказье, в селении Багдади, в семье лесничего.

СЛАЙД 3 Род Маяковских вел происхождение от вольных казаков Запорожской сечи.

Отец поэта был руководителем лесничества, человек преданный  делу, требовательный, но справедливый, он понимал нужды местного населения. Когда 1940 году Багдади переименовали в поселок Маяковски, многие местные старожилы полагали, что сделано это в честь памятного им лесничего. В частной жизни отец поэта любил играть с детьми, в том числе в различные литературные и языковые игры.

СЛАЙД 4 От отца Володя унаследовал неповторимый по тембру «бархат голоса», склонность к декламации. И не только унаследовал, но и развил. По воспоминаниям сестры, Володя в 5 лет любил забираться в большие глиняные кувшины на  200 ведер, и оттуда просил сестру: «Оля, отойди подальше, послушай, хорошо ли звучит мой голос». Читал заученные на слух стихотворения. Научившись читать, поражал чтением наизусть больших прозаических отрывков. Голос звучал громко, гулко.

Володя умственно и физически развивался быстро, заметно опережая сверстников. Отличался находчивостью и остроумием. Он с большим интересом воспринимал все новое, что узнавал из книг, рассказов взрослых.

СЛАЙД 5 В 1902 году Володя Маяковский был принят в подготовительный класс кутаисской мужской гимназии. Учение давалось легко. Как-то само собой выявилось любимое занятие – рисовать. Уже в школьных рисунках проявился сатирический талант Маяковского. Его шаржи в период 1905 года, когда весь Кутаиси трясло от революционных волнений, создали популярность юному художнику. Щелчок (детские шаржи не сохранились, это более поздние)

Близко знавшие Володю воспитатели уже тогда обратили внимание на одну удивительную его черту. Он отличался какой-то своеобразной застенчивостью, подчас сковывавшей его. Одно из возможных объяснений этого лежит в том, что в детстве Маяковский внешне выглядел старше своих лет, и дружил с более старшими ребятами. Тут-то и могла возникнуть боязнь сказать что-то не так и «разоблачить» себя как «малолетку».

СЛАЙД 6 В феврале 1906 года неожиданно умер отец поэта. Семья осталась без средств, отец год не дослужил до полной пенсии. Летом 1906 года вся семья навсегда покинула Грузию. Выехали в Москву, где училась старшая сестра Люда. Маяковскому исполнилось 13 лет. «После похорон отца — у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было», — писал Маяковский об этих днях в автобиографии (1922).

Москва встретила Маяковских не особенно ласково. СЛАЙД 7

В автобиографии «Я сам» (1922) поэт писал о начале московской жизни: «Сняли квартиренку на Бронной... С едами плохо. …Маме пришлось давать комнаты и обеды. …Студенты жили бедные. Социалисты... Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Штука 10 - 15 копеек...» Пенсия за отца и заработки разрисовкой, выпиливанием и выжиганием кустарных изделий позволяли едва-едва сводить концы с концами.

Володя перевелся в четвертый класс Пятой московской классической гимназии.  СЛАЙД 8 Но и здесь новичок-кутаисец вскоре почувствовал себя взрослым среди детей. Александр Пастернак, младший брат будущего поэта Бориса Пастернака, вспоминал: «Меня поражала в Маяковском какая-то привлекательная наивная доверчивость, вероятно, результат его обособленной жизни, далекой от мелких интересов гимназической среды. Он по своим качествам мог быть душой класса... Однако... он был одинок… уходил в себя и замыкался. Между прочим, этим он отличался и позже».

СЛАЙД 9 Володя сблизился с более старшими товарищами, со студентами, снимавшими у Маяковских комнату. Он начинает посещать социал-демократический кружок. Выполнял отдельные нелегальные поручения. В 1908-1909 гг. один за другим следуют три ареста.

По выходу из тюрьмы Маяковский партийную работу решил не возобновлять. «Вышел взбудораженный, – продолжает он в автобиографии. – Те, кого я прочел, - так называемые великие. Но до чего же нетрудно писать лучше их… Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу, а я вышиблен даже из гимназии… Что я могу противопоставить навалившейся на меня эстетике старья? Хочу делать социалистическое искусство». СЛАЙД 10 В этот период Маяковский снова серьезно увлекается живописью, готовится к поступлению в Училище живописи.

СЛАЙД 11 В сентябре 1911 года «в училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая… родился российский футуризм.. днем у меня вышло стихотворение. Читаю строки Бурлюку… Давид остановился. Рявкнул: «Да вы ж гениальный поэт!». Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета, обрадовало меня. Я весь ушел в стихи… В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом».

СЛАЙД 12 Далее началась бурная жизнь: поэтическое творчество, публичные выступление на диспутах с футуристической группой «Гилея», поездки по стране. СЛАЙД 13 В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений).  В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский», сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли.  

В 1916 году вышел первый большой сборник «Простое как мычание». А далее – 1917 год — революция. Стихи, поэмы, сатирические пьесы.

СЛАЙД 14 Маяковский в 1918 году снимался в трёх фильмах по собственным сценариям. Еще один сценарий к фильму он напишет в 1925 году. Позже станет автором еще девяти киносценариев.

В марте 1919 года СЛАЙД 15 он начинает активно сотрудничать в РОСТА, оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).

В 1922—1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Францию, Германию, Гавану, Мехико.

Печатался в журналах. Сам был организатором журнала «ЛЕФ». Работал в агитке и рекламе.

СЛАЙД 16 Маяковский очень много работал. И постоянно работал со словом -  в дороге, при  ходьбе, за игрой в бильярд. От работы он отдыхать не умел.

14 апреля 1930 года поэта не стало.

Маяковский жил и умер как поэт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репертуар ранней лирики М.И. Цветаевой

Данный материал представляет собой конспект открытого урока по литературе (8 класс), а также презентацию к нему....

Урок литературы в 10-м классе Тема: Познание родины в лирике А.Фета и Ф.Тютчева

Задачи:Проанализировать основные программные стихотворения Тютчева и Фета;Повторить основные приемы выразительности;Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения...

Урок литератур ы в 11 классе "Основные темы и мотивы лирики Бориса Пастернака"

Данный урок литературы позволит учителю раскрыть глубину творческой личности Пастернака, введя учащихся в сложный мир пастернаковского стиха; показать его взгляды на призвание и судьбу поэта; пробудит...

Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского)

Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского) Тип урока: комбинированный Цель урока: интерпретация художественного текста....