Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс) по теме

Колотухина Елена Владимировна

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предание как исторический жанр народной прозы К уроку литературы в 8 классе. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Проверка д/з Работа по карточкам (3 варианта)

Слайд 3

Частушки Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить ?

Слайд 4

«Сибирские летописи» (предания) п овести о завоевании Сибири Ермаком ; литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане . Первый архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан ( Старорусенников )

Слайд 5

Предание « О покорении Сибири Ермаком» Выразительное чтение предания (с.14-16). Каким народ представляет себе Ермака? Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком», 1895

Слайд 6

К эпохе чьего царствования относится это предание? Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами). К ак проявляется в предании отношение народа к Ермаку?

Слайд 7

Русская литература 2-й пол. 18 века Сообщение о бурном подъёме крестьянского движения. 1773–1775 гг. - крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. Вспомните, какие исторические песни о Пугачеве вам известны.

Слайд 8

Предание «О Пугачёве» Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника). Что вы знаете о Пугачёве , о восстании под его предводитель­ством?

Слайд 9

Ч то вы узнали нового о Пугачёве из предания? К аким народ представляет себе Пугачёва? Ч то общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве?

Слайд 10

Художественные особенности предания на­личие диалогов; сочетание реалистичных деталей с полусказочными образами: «итальянская барышня», «княгиня», «оборотни казаки»; л ексика предания приземлённая: «сошёлся», «скинула», «выпивка», «водка», «набегался», «народился»; обороты разговорной речи, разговорные частицы: «Пугачёв- то был- то был», «в конце- то концов», « ну вот », « мол », достоверность, которая подчёркивается: « это всё точно было ».

Слайд 11

Итоги Какой из текстов преданий вам понравился больше? В чём сходство и различие преданий и народных сказок?

Слайд 12

Домашнее задание Работа с пособием «Читаем, думаем, спорим...» Чтение преданий «П ё тр и плотник», «Царь Пётр и солдат». Подготовить пересказ предания «О покорении С ибири Е рмаком», включив характерную для этого предания лексику. В спомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам

Слайд 13

Интернет - ресурсы Рабочие материалы : http ://tak-to-ent.net/load/225 Картины художников: http ://yandex.ru/search/?lr=10747&msid=1471011390.27303.22904.722&text=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&suggest_reqid=266729914146566434814111335062899&csg=2180%2C10709%2C30%2C30%2C0%2C1%2C0&redircnt=1471011408.1



Предварительный просмотр:

Устное народное творчество.

Урок 3. Частушки и предания. Предания «О покорении Сибири Ермаком» и  «О Пугачёве». Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Цели: 

  1. Отметить своеобразие жанра частушек.
  2. Познакомить учащихся с преданиями о Пугачёве и Ермаке;
  3. Повторить исторические песни о Пугачёве.
  4. Уметь определять жанр произведения.
  5. Развивать умения  выразительного чтения и анализа произведения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Работа по карточкам (см. Приложение)- 6 уч-ся работают самостоятельно.
  2. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).

– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

– Как в частушках отражается время?

Р/р. Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить?

(6 уч-ся, работающих по карточкам, сдают работы.)

  1. Исполнение учащимися собственных частушек + фонохрестоматия.

III. Изучение новой темы.

  1. Сообщение темы и целей урока. Работа с термином «предание».

Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который  передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.

2. Вступительное слово учителя (или подготовленного ученика) по новой теме.

- Что вы знаете о Ермаке?  

Сообщение: В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.

Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане (Старорусенникове). Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.

  1. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника) под фонохрестоматию+ видео.
  2. Беседа по тексту.

-  К эпохе чьего царствования относится это предание? (Ивана Грозного)

– Каким народ представляет себе Ермака? (Ермак  представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком.)

– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами.)

- Как проявляется в предании отношение народа к Ермаку? (Он советуется в делах со своими товарищами, казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.)

Учитель:

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории».

  1. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 1895.

-  Что изображено на картине?

-  Каковы ваши первые впечатления от её просмотра?

– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

  1. Слово учителя (или подготовленного ученика)о литературе второй половины XVIII века.

- Что вы знаете о  Пугачёве, о восстании под его предводительством? (ответы уч-ся)

С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъём крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачёва грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом  (так, в  1775 году  Емельян Пугачёв был казнён)  на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения «пугачёвщины».

Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачёва, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В.В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже А.С. Пушкин оценил одно из воззваний Пугачёва как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».

– Вспомните, какие исторические песни о Пугачёве вам известны. («Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».)

– Какое отношение к Пугачёву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приёмы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Учитель: 

В документальных источниках не выражено отношение к Пугачёву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют.  Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание.

 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более  что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

  1. Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника).

- Что вы узнали нового о Пугачёве из предания?

- Каким народ представляет себе Пугачёва? (Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный  батюшка, красное  солнышко. Был под именем Петра 3, Екатерина отдаёт престол; того, кто ему помогал, полковником сделала, кто отказал – голову отрубила.   Пугачева народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота, а историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»). Народ  любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.)

- Что общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? (Общий герой, общее отношение к нему и событиям, связанным с его именем, как к реально существовавшим.)

- В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве? (Предание «О Пугачёве» напоминает обычный бытовой рассказ, он лишён ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколения в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)

IV. Подведение итогов урока.

– Какой из текстов преданий вам понравился больше?

– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?

Домашнее задание: 

  1. Работа с пособием «Читаем, думаем, спорим...»
  2. Чтение преданий «Пётр и плотник», «Царь Пётр и солдат».
  3. Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику.
  4. Вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам.

 Используемый ресурс:

http://tak-to-ent.net/load/225-1-0-3428

https://ru.wikipedia.org



Предварительный просмотр:

Карточка 1

 (для слабого ученика)

  1. Что мы называем песней? (Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.)
  2. Какие виды фольклорных песен вы знаете? (Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые.)

Карточка 2.

  1.  Какие песни можно назвать народными лирическими? (Песни, которые исполнялись для удовольствия и служили народу для выражения своих мыслей и чувств).
  2.  В чем их своеобразие? Чему они посвящались? (В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по-настоящему народной. В лирических песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле, различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические песни протяжные, грустные, но бывают и веселые, плясовые.)

Карточка 3

(для сильного ученика)

  1. Какие песни можно назвать народными историческими? (Исторической песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц.)
  2. Каковы особенности исторических песен? (См. ст. учебника)
  3. Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны? (Циклы песен об Иване Грозном и Ермаке (16 век),  о Степане Разине (2-я пол. 17 в.), о Пугачёве.

Карточка 1.

  1. Что мы называем песней?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие виды фольклорных песен вы знаете?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2.

  1.  Какие песни можно назвать народными лирическими?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем их своеобразие? Чему они посвящались?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 3.

  1. Какие песни можно назвать народными историческими?

__________________________________________________________________________________________________________________________2. Каковы особенности исторических песен?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны? _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс по учебнику Коровиной В. Я. "Покорение Сибири Ермаком". Предание

Урок изучения предания сопровождается презентацией с картиной и эскизами В. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком", что даёт представление учащимся о Ермаке и исторической эпохи....

Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»

Частушки  Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»....

Покорение Сибири Ермаком

Покорение Сибири Ермаком...

Проект «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях»

Востребованность и актуальность  проекта «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях» продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жиз...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме: "Устное народное творчество. Предания."

Презентация предназначена для показа во время прохождения темы по литературе в 7 классе "УНТ. Предания"...

Устное народное творчество. Предания.

Конспект урока "Устное народное творчество. Предания"...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...