Устное народное творчество. Предания.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Иксанова Вероника Римовна

Конспект урока "Устное народное творчество. Предания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo._predaniya.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество. Предания.

Цель: актуализировать знания о жанрах устного народного творчества; дать представление о жанре предания; показать отношение реальности и вымысла в преданиях.

Планируемые результаты: знание сюжетно-композиционных признаков фольклорных произведений, понятие предание, особенностей этого фольклорного жанра, содержания предания об Иване Грозном и Петре Первом; умение строить монологические высказывания, оценивать свою работу и работу товарищей.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания.

1.        Перечитать и пересказать вводные статьи учебника.

2.        Выполнить творческое задание стр. 6

  1. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя

Мы традиционно начинаем знакомство с произведениями литературы с фольклора. Почему? Потому, что истоки литературы именно в народном творчестве.  Народ запечатлевал свои представления о мире, об обществе, свои наблюдения, выводы, мечты. А передавались они из уст в уста, от одного поколения к другому и дошли до наших дней. Мы можем узнать о прошлом не только из учебников истории, из трудов ученых-историков, но и из тех фольклорных произведений, которые сохранила народная память.

  1. Актуализация знаний, беседа.

– Какие жанры фольклора вы знаете?

- Какие фольклорные произведения мы изучали в предыдущих классах?

3. Знакомство с жанром предание.

Предание – один из древнейших жанров. Название жанра «говорящее»: предание  передает представления народа о своей истории, о выдающихся исторических событиях и лицах. Значит ли это, что предание объективно отражает действительность? На самом деле было ли так, как рассказывается в преданиях?.

Попробуем ответить на эти вопросы после чтения нескольких преданий.

  1. Чтение и обсуждение статьи о преданиях стр. 7-8.

В основе беседы вопросы и задания рубрик «Проверь себя» и «Обогащаем свою речь» стр. 8.

  1. Чтение и обсуждение преданий об Иване Грозном и Петре Первом.

– Как вы считаете, в предании передается историческая правда или представление народа о древних событиях и лицах?

– Что, по-вашему, в этих преданиях реально, а что вымысел?

- Какими видятся в этих преданиях цари? Какие их черты выделяются в преданиях?

- С какими фольклорными жанрами схожи предания, которые мы прочитали?

Комментарии.

Историческая справка переплетена в преданиях с вымыслом. В предании «Воцарение Ивана Грозного» сделана попытка объяснить прозвище царя, конечно совершенно фантастическая. Предание здесь сближается с бытовой сказкой: кроме имени царя и упоминания о его жестокости, реального мало. Отношение рассказчика к действующим лицам предания нейтральное, оно явно не высказано.

В предании «Сороки-ведьмы» тоже преобладает вымысел. Превращение старых баб в сорок -типично сказочный прием. В этом предании явно выражено отношение к царю: его называют благочестивым, он печется о народе христианском, хочет уменьшить зло на земле. Возможно, такое предание возникло где-то в окружении царя.

Предание «Петр и плотник» наиболее похоже на правду: сохранились исторические сведения о том, что Петр не гнушался работать наряду с простыми людьми, старался вникнуть в суть каждого дела. По форме это предание напоминает бытовую сказку, хотя и реальность отражена довольно точно.

  1. Закрепление изученного материала.

Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Размышляем о прочитанном», 1,3 рубрики  «Будьте внимательны к слову» стр.10. Обсуждение вопросов 1-3 рубрики «Фонохрестоматия» стр.10.

  1. Подведение итогов урока.

- В чем вы видите особенность жанра предания?

  1. Домашнее задание

Вопросы и задания рубрики «Обогащаем свою речь» стр. 8, 2 рубрики «Будьте внимательны к слову» стр.10, 4 рубрики «Фонохрестоматия» стр.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме: "Устное народное творчество. Предания."

Презентация предназначена для показа во время прохождения темы по литературе в 7 классе "УНТ. Предания"...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...