Главные вкладки

    Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
    план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

    Одинцова Ольга Николаевна

    физика в пословицах и поговорках

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            Урок творчества  «Физика в литературе и устном народном творчестве».    (Учитель Одинцова О.Н.   Февраль   2017г)

    (физические явления  в поэзии, романах, сказках, мифах, пословицах и поговорках)

    Вы спросите; «Что общего между  физикой и поэзией, наукой и искусством? Описание физических явлений часто встречается в стихах, романах, сказках, мифах. Мы восхищаемся красочностью и образностью описываемых в  литературных произведениях физических явлений, а бывает, что обнаруживаем ошибки и заблуждения авторов.

    Для проведения урока творчества класс делим на 4 группы

    Разминка

    1. Как с греческого переводиться слово «физика»?

     выслушиваем ответы. Мы с вами изучаем одну из наук о природе. Поразительно, насколько точно А.С.Пушкин понимал важную роль и проблемы науки. В связи с этим нельзя не вспомнить его удивительное стихотворение:

                О, сколько нам открытий чудных

    Готовят просвещенья дух

            И опыт, сын ошибок трудных,

    И гений парадоксов друг,

      И случай, бог изобретатель

    Скажите, как вы поняли сказанное поэтом?  О чем говориться в первых двух строках стихотворения? ( Заслушиваем ответы)

     В самом  деле, образование- «просвещенья дух»- это есть та благодатная почва, на которой зреют научные открытия. Упоминание об опыте как о  «сыне ошибок трудных» связано с тем, как происходит познание в виде последовательного приближения к истине через раздумья, ошибки и уточнения. А.С.Пушкин считает, что выдвигать новые, подчас парадоксальные, идеи , делать открытия способен  только  гений. И, поразительно его указание на созидательную роль случая.

    1. Прежде чем обратиться к физическим явления  в поэзии Пушкина-

    вопрос к 2 группе: Что такое –физические явления?

    1. Какие виды физических явлений вы знаете?
    2. Что такое  материя

    1. Конкурс    «Физические явления в  поэзии А.С.Пушкина»

    Команды получают подборки стихов  и сформулированные на их основе вопроси физического содержания. Требуется дать на них ответы.

    1)Из  романа «Евгений Онегин»

    Пришла, рассыпалась клоками

     Повисла на суках дубов,

     Легла волнистыми коврами

     Среди полей вокруг холмов.

     Брега с недвижною рекою

     Сравняла пухлой пеленою;

     Блеснул мороз, и рады мы

     Проказам матушки-зимы.

    Назвать физическое явление .Как вы понимаете слова «Блеснул мороз»?

    2) Из  романа «Евгений Онегин»

     Опрятней модного паркета

    Блистает речка, льдом одета.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лед;

    На красных лапках гусь тяжелый,

    Задумав плыть по лону вод,

    Ступает бережно на лед,

    Скользит и падает; веселый

    Мелькает, вьется первый снег,

    Звездами падая на брег.

    Почему гусь скользит по льду? Почему коньки режут лед? Почему снежинки подали на «брег» Назовите физическое явление и объясните.

    3) Из  романа «Евгений Онегин»

    Татьяна пред окном стояла,

    На стекла хладные дыша,

    Задумавшись, моя душа,

    Прелестным пальчиком писала

    На отуманенном стекле

    Заветный вензель О да Е.

    Какое физическое явление происходило, когда Татьяна дышала  «на стекла хладные»? Почему стекло стало  «отуманенным»?

    Смеркалось; на столе, блистая,

    Шипел вечерний самовар,

    Китайский чайник нагревая;

    Под ним клубился легкий пар.

    О каких явлениях идет речь  в этом четверостишии?

    4) Из  романа «Евгений Онегин»

    Весна живит его: впервые

    Свои покои запертые,

    Где зимовал он как сурок,

    Двойные окна, камелек

    Он ясным утром оставляет,

    Несется вдоль Невы в санях.

    На синих, иссеченных льдах

    Играет солнце; грязно тает

    На улицах разрытый снег.

    Назвать физические явления Где здесь проявляет себя сила трения?

    Почему на зиму ставят двойные рамы?

    1. задание  1 конкурса

    Послушав отрывки из стихотворений А.С.Пушкина ребята должны отгадать о чем с точки зрения физики в них  идет речь

    1.        …ты  ходишь

     Круглый год по небу, сводишь

    Зиму с теплою весной,

    Всех нас  видишь под собой

                                                                                                (солнце)

    2)     … ты  могучь,

    Ты гоняешь стаи тучь,

    Ты волнуешь сине море,

    Всюду веешь на просторе

                                                                                 (ветер)

    3)     И вот визжит замок заржавый,

    Визжит предательская дверь

                                                                                  (из-за силы трения)

    4)       Яд  каплет сквозь его кору,

    К полудню растопясь  от зною

     И застывает ввечеру

    Густой прозрачною смолою

                                                                               (плавление и отвердевание)

    1. конкурс  «Пословица недаром молвиться»

    Пословица- это жанр устного народного творчества - фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.

    Пословицы и поговорки похожи друг на друга. Поговорка дает оценку событиям, поступкам человека.

    Задание состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц

    1. «Много снега - много хлеба»      -русская   

       

    О каком физическом явлении, понятии, законе  идет речь ?

    Каков ее физический смысл?

    Верна ли пословица с точки зрения физики?

    В чем ее житейский смысл?

             

    1. «Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывет по неподвижной реке»     -китайская  

              О каком физическом явлении, понятии, законе  идет речь ?

    Каков ее физический смысл?

    Верна ли пословица с точки зрения физики?

    В чем ее житейский смысл?

           

    1. «На мешке с солью и веревка соленая»    -корейская   

     О каком физическом явлении, понятии, законе  идет речь ?

    Каков ее физический смысл?

    Верна ли пословица с точки зрения физики?

    В чем ее житейский смысл?

    1. «Коси коса пока роса, роса долой и домой»                русская       

           О каком физическом явлении, понятии, законе  идет речь ?

    Каков ее физический смысл?

    Верна ли пословица с точки зрения физики?

    В чем ее житейский смысл?

                                                               

                               

    3 конкурс   «Поговорки»      

    Поговорка - это лаконичное,  образное выражение Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл. .  В лучших поговорках- простых, но богатых по мысли от поколении к поколению передаются правила жизни.

    1. Ложка дегтя в бочке меда.

        (Смысл поговорки в том, что один маленький плохой поступок, или маленькое плохое слово, способно испортить любое хорошее дело, или любую приятную ситуацию.)

    1. Вилами по воде писано.

     (Поговорку говорят, про ситуацию, когда дают нереальные обещания, или ситуация непонятна. Вы пробовали писать вилами по воде? То-то же, вот такая и ситуация.

    1. Все перемелется, мука будет.

    (Русская поговорка. Говорят когда хотят поддержать и подбодрить в трудную минуту. Время пройдет, забудутся старые беды и все наладится.)

    1. Искать иголку в стоге сена.

     (Поговорка говорится о том случае, когда бесполезно искать что-либо, так как шансы найти то, что ищешь, равны нулю.)

    1. Ищи ветра в поле.

    (Поговорка говорится о том случае, когда бесполезно искать что-либо, так как шансы найти то, что ищешь, равны нулю.)

    1. Без сучка, без задоринки.

    (Поговорка говорится, когда какое — либо дело, или событие прошло удачно и хорошо. В общем прошло так, как было нужно.)

    1. Дай ему яичко, да ещё облупленное.

    (Об очень ленивом человеке, за которого все делают другие.)

    1. Не солоно хлебавши.

    (Поговорка означает «остаться ни с чем», «не получить того что хотел, или ждал».)

    • Нашла коса на камень
    • Куй железо, пока горячо
    • Как аукнется, так и откликнется
    • Вода камень точит
    • Грамоте учиться — всегда пригодится.
    • Нет дыма без огня        
    • Не плюй в колодец — придётся напиться        
    • Нечего не зеркало пенять, коль рожа крива

    1. конкурс « Объясни примету»

    Человеку всегда нужно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на самочувствие и деятельность. Наблюдая погоду, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы - свидетели народной наблюдательности, сметливости и мудрости. " Погодные" приметы разнообразные. Одни подмечают поведение людей и животных, другие связаны с физическими явлениями, третьи с религиозными.

    Капитаны команд вытягивают карточки с заданиями где указано несколько примет, и после подготовки объяснят проявление физических явлений в данной примете.

    1. "Соль мокнет - к дождю"

    1. "Если звёзды блестят ярко - к стуже"

    1. "Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь"

    1. " Туман утром стелется по воде - к хорошей погоде"

    "Обильная роса- к хорошей погоде"

    "Осенний иней к сухой и солнечной погоде"

    "Табак сыреет- к сырой погоде

    " Ясный Млечный Путь - летом к вёдру"

    1. конкурс "С нами загадки играют в прятки"

    В этом конкурсе командам предлагается разгадать загадки о физических явлениях и технических объектах. Нужно обратить внимание учащихся на то, что загадки часто содержат лишь намёки на загадываемое явление или предмет, и нужно проявить сообразительность, чтобы в образном, иносказательном описании узнать знакомое явление.

    Необходимо не только отгадать загадку но и ответить на следующие вопросы:

    • Какое физическое явление (объект) отражено в загадке.
    • Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке а какие нет.
    • С каким явлением или объектом сравниваем загадываемое?

    1)        Я под мышкой посижу

     И что делать укажу

     Или разрешу гулять

     Или уложу в кровать (                                    ( термометр)

    • Какое физическое явление (объект) отражено в загадке.
    • Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке а какие нет.
    • С каким явлением или объектом сравниваем загадываемое?

    2 )        Сначала - блеск

     За блеском - треск

     За треском - плеск.                                              ( молния)

    • Какое физическое явление (объект) отражено в загадке.
    • Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке а какие нет.
    • С каким явлением или объектом сравниваем загадываемое?

    3)          Никто его не видывал,

     А слышать всякий слыхивал

     Без тела, а живёт оно

     Без языка кричит.                                           (эхо)

    • Какое физическое явление (объект) отражено в загадке.
    • Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке а какие нет.
    • С каким явлением или объектом сравниваем загадываемое?

    4)      Цветное коромысло

     Над лесом повисло.                                       (радуга)

    • Какое физическое явление (объект) отражено в загадке.
    • Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке а какие нет.
    • С каким явлением или объектом сравниваем загадываемое?

    1.Летит - молчит,

     Лежит - молчит,

     Когда умрёт, тогда заревёт.          (снег)

    2.Две сестры качались,

     Правды добивались.

     А когда добились, то остановились.  (весы)

    3.Всем поведает хоть без языка

     Когда будет ясно, а когда облака.  (барометр)

    4.Никто его не видывал,

     А слышать всякий слыхивал

     Без тела, а живёт оно

     Без языка кричит.                  (эхо)

    5 конкурс "Реши задачу"

    . Командам предлагается решить задачи на основе литературных сюжетов. Капитаны команд берут карточки с задачами. За отведённое время (10-15 мин) нужно решить как можно больше задач.

    Тема "Давление"

    1.  Очень лёгкий Чебурашка массой 1 кг. И очень тяжёлый крокодил Гена массой 100 кг решили совершить прогулку по зимнему лесу. Гена надел лыжи, площадь которых 2000, а Чебурашке достались ходули площадью опоры 8. Кто из друзей получит большее удовольствие от прогулки, если снег выдерживает давление в 10000 Па.

    ответ

    1.  .Избушка на курьих ножках стоит в лесу на двух ногах. Измениться ли давление на почву, если она встанет на одну ногу. Если измениться , то как? Изменится ли давление, если избушка будет стоять на твердой или болотистой почве?

    Ответ

      3.         Во сколько раз отличается давление на палубу шхуны, создаваемое левой ногой одноногого пирата Сильвера, от давления его правой "деревяшки"? Пират имеет размер обуви такой же, как у вас, площадью 140, и деревяшку площадью опоры 8  Масса пирата 80 кг.

    ответ

    4. Емеля лежит на печке на спине. Какое давление он создает на печку,  если его масса 80 кг,   а площадь спины  0,5 . Как измениться давление, если Емеля ляжет на бок?

    ответ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

    Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

    Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

    Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

    контрольная работа по устному народному творчеству и древнерусской литературе для 7 класса

    В помощь учителю после изучения УНТ и древнерусской литературы....

    Устное народное творчество. Малые жанры литературы.

    Презентация к уроку литературы в 5-ом классе....

    Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

    Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

    Развернутый план-конспект внеклассного мероприятия: «Интеллектуальное казино по физике»

    Развернутый план - конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальное казино по физике" использовался на уроке как приложение к презентации с аналогичным названием...

    Конспект внеклассного мероприятия (музейный урок) "За чашкой чая о ремёслах России и Англии»

    Данный урок в школьном музее развивает познавательный интерес учащихся к родной истории и к истории страны, изучаемого языка; знакомит их с культурой и развитием ремёсел на Британских островах, позвол...