Интегрированный урок в 8 классе "Магия чисел в русской литературе и устном народном творчестве"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Федорова Оксана Юрьевна

Интегрированный урок (математика и литература) в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интегрированный урок39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

учителей

Федорова Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Кухтенкова Наталья Владимировна, учитель математики и информатики

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ пос. Городищи

Тема урока

Магия чисел в русской литературе и в устном народном творчестве

Класс

8

Тип урока

Интегрированный урок

Технология

Технология сотрудничества

Пояснительная записка

  • Тема: Магия чисел в русской литературе и в устном народном творчестве 
  • Цель: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности
  • Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие личностной мотивации учащихся, основанной на осознании необходимости совершенствовать собственные умения решать задачи при решении практико-ориентированных заданий из литературных источников;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

- развитие творческой стороны мыслительной деятельности;

- развитие умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- обобщение и систематизация знаний и умений решать практико-ориентированные задачи из литературных источников с использованием различных уже известных приемов решения;

  • Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, маршрутный лист, справочный материал
  • Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Мотивационно-ориентировочный блок

1.

Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Математик:

Нет ничего важнее той науки,

что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи…  Но разве это труд?
Филолог:

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу,
И в трудный час нас делает сильней.
Математик: 

Нет! Миром числа управляют.

Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Филолог:

Есть листьев шум и мир под облаками.

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами -
И боль, и страх, любовь и счастье.

Математик: 

Но математику учил ракет создатель,

И в космос полетели мы без вас.

Филолог:

Нет! Первым в космос полетел писатель,

Писатель тот, который был фантаст.
Вместе: Но вместе видим мы

Решение всего одно,

И лишь в гармонии оно

Учитель математики: Математика и литература…

Ученый древнего востока Омар Хайям писал сложные труды по математике, а на полях писал стихи. Великий русский геометр Н.И.Лобачевский писал стихи. Писала стихи и женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская. Попробуем сегодня на уроке объединить математику и литературу.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Прослушивают стихи

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Личностные: Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к новому содержанию, осознание неполноты своих знаний Регулятивные: Организация своей учебной деятельности

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

2.

Этап целеполагания

Учитель математики: Давайте сформулируем тему урока и определим цель и задачи нашего урока

Включаются в процесс определения темы и целеполагания. Формулируют.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока 

Регулятивные: определять цели учебной деятельности

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог; постановка вопросов, умение их задавать.

Операционно-исполнительный блок

4.

Этап постановки учебной задачи № 1 (домашнее задание)

Организует работу в группах.

Настраивает представителей групп на выступление.

Учитель филологии: Были даны разные задания для каждой группы:

- Числа в пословицах, поговорках;

- Числа в загадках;

- Числа в русских народных сказках;

- Числа во фразеологизмах;

- Числа в названиях литературных произведений.

Учащиеся готовятся к выступлению, используя предварительно созданные презентации.

Познавательные: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, слушать и понимать речь других

5.

Этап презентации образовательных продуктов (задача № 1).

Помогает демонстрировать презентации.

Представители групп демонстрируют презентации. Обсуждают этапы выполнения задания.

Учащиеся других групп оценивают ответы выступающих.

Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: умение осознавать ответственность за общее дело

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других

6.

Актуализация знаний и постановка учебной задачи № 2, пробное учебное действие

Учитель филологии:

Рассказ о Пушкине А.С., Лермонтове М.Ю. (см. приложение 2)

Предлагает ответить на вопросы викторины. (см. приложение 3). + ответы на слайде

Рассказ о Толстом Л.Н. (см. приложение № 4)

Внимательно слушаю, отвечают на вопросы, фиксируя ответы в маршрутном листе, оценивая ответы группы (самопроверка)

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их

Личностные: умение контролировать результат учебной деятельности.

Регулятивные: осознание качества, уровня усвоения, коррекция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

7.

Совместное исследование проблемы, моделирование

Учитель математики:

Давайте решим некоторые задачи, которые встречаются в литературных произведениях.

Задачи в приложении 5 (по уровню сложности).

(Контролирует ход решения задач, консультирует).

Учитель филологии – подводит итоги выступлений и викторины.

Учащиеся ищут решение задач, работая в группах. Фиксируют ход решения и ответы в маршрутных листах

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их

Личностные: умение осознавать ответственность за общее дело

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

8.

Контроль на этапе окончания темы

Учитель:

Давайте сравним ответы групп с эталоном.

Учитель обсуждает с учащимися ход решения каждой задачи

Контролируют о оценивают ответы группы

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

Рефлексивно-оценочный блок

6.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Рефлексия.

Учитель:

Подведем итог урока – группы подсчитают количество своих баллов в маршрутном листе. Учителя проверят решения заданий.

Филолог объявляет результаты выступлений и викторины.

Домашнее задание – найти текст математического фокуса на отгадывание задуманных чисел, который показывал М.Ю.Лермонтов.

Давайте подведем итог! О чем весь урок мы говорили? Каково было самое главное слов на уроке?       ЧИСЛО

(прием – Акрослово, рефлексия содержания урока)

Давайте напишем его на доске вертикально

И к каждой букве подберем слова, которые характеризует его:

Ч – (чудесное, чудо….)

И – (интересное, интелект..)

С – (сравнимо с магией, тайной)

Л – (литература…)

О – (образ…)

Теперь определим – понравился ли вам урок?

Отметим дротиками уровень настроения группы на поле дартса. (Рефлексия настроения и эмоционального состояния)

Предлагают варианты слов (в приеме Акрослово).

Отмечают уровень эмоционального восприятия материала

Познавательные: систематизировать, обобщать изученное

Личностные: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности

Регулятивные: оценивать правильность выполненных действий

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Приложение 1.

Математик:

Нет ничего важнее той науки,

что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи…  Но разве это труд?
Филолог:

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу,
И в трудный час нас делает сильней.
Математик: 

Нет! Миром числа управляют.

Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Филолог:

Есть листьев шум и мир под облаками.

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами -
И боль, и страх, любовь и счастье.

Математик: 

Но математику учил ракет создатель,

И в космос полетели мы без вас.

Филолог:

Нет! Первым в космос полетел писатель,

Писатель тот, который был фантаст.
Вместе: Но вместе видим мы

Решение всего одно,

И лишь в гармонии оно

Приложение 2.

Широко распространено мнение, что А.С.Пушкин был не совсем в ладах с математикой, что она не давалась ему с детства и поэтому он ее не любил. По словам сестры А. Пушкина О.С. Павлищевой "арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами".

Некоторые авторы указывают на ошибку Пушкина, вкравшуюся в сказку о царе Салтане. Рассмотрим, как корабельщики рассказывают царю Салтану про чудо - явление тридцати трех богатырей:

И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,….
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,


... Итак, на берег из моря выходят 33 богатыря и старый дядька Черномор выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается ложным, невозможным с точки зрения арифметики. Неужели поэт ошибся? Но в книге С. Я. Гессена «Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников» находим: «лицеистов в классе рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. И вот тогда летом 31-го года один самый смелый воспитанник спросил поэта - за что учитель математики отправил его за самую последнюю парту? ! - Я не мог 33 разделить на 2! - улыбнулся поэт». В это время, летом 31-го, Пушкин завершал работу над «Сказкой о Царе Салтане». Возможно, поэт вновь вспомнил пору своего ученичества, вспомнил и эпизод с делением, всего-то на всего - одно число разделить на другое. Но это деление у юного Александра никак не получалось. Возможно, эту историю о том неудавшемся делении и зашифровал поэт в сказке о тридцати трех богатырях, выходящих из моря парами!...

ЛЕРМОНТОВ

Для Михаила Юрьевича Лермонтова математика была не только наукой, которую "проходят" в военных учебных заведениях. Поэт много занимался ею для себя, всегда возил с собой учебник математики. Хотя доподлинно трудно сказать, в какой степени ему удалось "проверить алгеброй гармонию". Сохранившиеся воспоминания современников Лермонтова, достаточно малочисленны, но все же донесли до нашего времени факты, которые подтверждают, что юный поэт владел математикой значительно лучше большинства своих знакомых. Среди немногих книг, бывших его постоянными спутниками, был и учебник математики. «Однажды Лермонтов приехал в Москву и остановился у Лопухина. Накануне он никак не мог решить одну сложную математическую задачу. Решение ее пришло во сне. Более того, во сне решил ее не сам Лермонтов, а приснившийся ему выдающийся шотландский математик Джон Непер, умерший за 197 лет до рождения поэта. После пробуждения Лермонтов, бывший прекрасным художником, нарисовал изображение пришельца из далекого прошлого. Потом выяснилось, что это портрет математической знаменитости». 

Пользовался поэт и тем, что принято называть "математической смекалкой". М. Ю. Лермонтов, с удовольствием решал математические задачи, удивлял сослуживцев умением демонстрировать математические фокусы на отгадывание задуманных чисел

Приложение 3

ВИКТОРИНА

  1. Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX, а умер в MDCCCXXXVII году?

(Да, годы его жизни в арабской записи -  1799-1837.)

  1. Кто выше: сказочный россиянин-коротышка Мужичок-с-ноготок или Дюймовочка?

(Дюймовочка, ведь рост Дюймовочки 2,54 см, что больше размера ноготка.)

  1. В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был «двенадцать вершков роста». Один вершок примерно равен 4,4 см. Получается, что рост Герасима был около 53 см, что противоречит описанию могучей фигуры героя в повести. Разве у Тургенева было плохо с математикой?

(Нет. Просто во времена Тургенева указывалось, на сколько вершков человеческий рост превышает 2 аршина. Один аршин равен 71 см, поэтому настоящий рост Герасима 195 см.)

  1. В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа?

(10000. Слово «тьма», в одном из своих современных значений означающее «много», пришло к нам со времен монголо-татарского нашествия и происходит от слова «тумен», означавшего воинское подразделение численностью в 10000 человек. Командующий туменом – темник. Темником, к примеру, был известный Мамай.)

Приложение 4.

ТОЛСТОЙ Л.Н.

Значительное место занимает математика в жизни, произведениях и практической деятельности гениального русского писателя Л.Н. Толстого. Он размышлял над понятием числа, мнимой единицы, бесконечно больших и бесконечно малых. Прочитав роман о женщине - математике из Александрии "Гипатия", рекомендовал переиздать его на русском языке. Он проявлял интерес к выдающимся русским математикам Н.И.Лобачевскому и С.В. Ковалевской. Как известно, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой организовал в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Проанализировав преподавание математики в школах, великий мастер слова подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Толстого к правильному выводу: "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении". Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях («Целые числа», «Дроби») с указаниями для учителя. 

Приложение 5.

ЗАДАЧИ

  1. * Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину”.

Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади? Считайте остров прямоугольником.

S= а*в,          а = 1аршин=71см, в=1 сажень =213см.    S= 0,71 *2,16 =1,5123 м2.

Ответ: островок небольшой

  1. * Задача   "Фальшивые деньги". («Арифметика» Л.Н.Толстой)

Покупатель выбрал в магазине шапку стоимостью в 10 рублей и дал продавцу 25-рублёвку. У него не оказалось сдачи и он послал полученную 25-рублёвку для размена в соседнюю лавку. Покупатель получил шапку и 15 рублей сдачи. Когда покупатель ушёл, пришёл сосед купца, который сказал, что 25-рублёвка фальшивая. Первый купец вернул соседу 25 рублей. Сколько хозяин магазина понёс в этом деле убытку?

Хозяин магазина получил убытка в размере 25р.: 15р. отдал сдачу и 10р. стоила шапка.

  1. * Задача "Деньги" («Арифметика» Л.Н.Толстой)

Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 руб. Сколько было всех денег? 

У жены 3/10 денег. Значит, 690:3*10 = 2300р. всего                                               

  1. **Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал каждый из них?

Решение:

х (орех.)- сорвала девочка, мальчик – 2х (орех). По условию задачи всего сорвано 120 орехов.

Составим уравнение:

х+2х=120,

3х=120,

х=120 :3,

х=40 (орех.)

2*40=80 (орех).

Ответ: девочка собрала 40, а мальчик – 80 ор.

  1. *** В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?

Решение:

Пусть х(руб) –стоит 1 пила, тогда у(руб) –стоит 1топор.

решим полученную систему сложением, умножим первое уравнение системы на (-1).

Складываем левые и правые части, получим

2х=16,

х=8.

3*8+12у =84,

12у = 84-24,

12у = 60,

у=5.

Ответ: 8 рублей стоит пила, 5 рублей топор.

  1. *** Чехов А.П. «Репетитор»

Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное – 3 руб.?

Решение:

Пусть х (аршин) синего сукна, тогда у (аршин) черного сукна.

решим полученную систему сложением, умножим первое уравнение системы на (-3).

Складываем левые и правые части, получим

2х=126, х = 63, у = 138-63 = 75.

Ответ: 75 аршин черного сукна и 63 аршин синего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по английскому языку и русской литературе "Podolsk - open town".

Интегрированные уроки позволяют учащимся достаточно свободно общаться на английском языке,формировать и развивать их коммуникативную культуру, основанную на самообразовательном потенциале молодёжи;угл...

интегрированный урок( физическая культура и литература) в 3 классе" "Устное народное творчество"

В основе урока положено устное народное творчество, в частности русские народные сказки, в процессе урока, эти сказки сочетаются с эстафетами и играми, по теме урока....

В гостях у сказки (интегрированный урок математики, русского языка и литературы в 5 классе, повторение тем «Действия с натуральными числами», «Лексика», «Устное народное творчество»)

Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Это целостная система форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского ...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

Обобщение знаний о героических эпосах эвенкийского, якутского, русского народов;  закрепить знания о нимнгакане «Таргандун мата», олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», бы...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

laquo;Героический эпос – духовное наследие народа», открытый урок, проведённый в рамках районного конкурса открытых уроков, посвященных Году литературы...

Сценарий урока к разделу по литературе "Из устного народного творчества"

Сценарий урока подготовлен к "Неделе русского языка и литературы"...